Новости

Дмитрий Тихонов и его "Чёртовы пальцы" в гостях у Зоны Ужасов (ИНТЕРВЬЮ)

ИнтервьюЭксклюзивКнигиКомментарии: 9

Дмитрий Тихонов (1985 г.р.) — один из самых заметных авторов русскоязычной литературы ужасов. За его плечами многочисленные публикации в журналах и сборниках, роман-новеллизация компьютерной игры "PANZAR", а также победы и призовые места на жанровых конкурсах. Работает сценаристом, проживает в Нижнем Новгороде. Женат, воспитывает двух сыновей.

На днях в серии "Самая страшная книга" вышел сборник Дмитрия, и Зона Ужасов вызвала автора на допрос.

Дмитрий, привет! Прежде всего, спешу поздравить тебя с выходом "Чёртовых пальцев". Сборник уже можно пощупать и утащить домой. Что сейчас чувствуешь? Пусть это и не дебют, но все-таки первая сольная книга за авторством Тихонова, адресованная отечественному хоррор-сообществу, в котором ты и сделал себе имя.

Привет и спасибо за поздравления! Как себя чувствую? Я спокоен как удав. Я совершенно спокоен. Мои ноги наливаются тяжестью. Мои веки наливаются тяжестью. Я спокоен, словно птица в не работает это ни хрена! Ни хрена не работает! Нервы ни к черту. Вот прямо сейчас мучаюсь вопросом: рвануть в Москву или, стиснув зубы, подождать пару дней, пока книжка добирается до магазинов Нижнего Новгорода. Мне ж ее до сих пор не удалось в руках подержать.
А отечественному хоррор-сообществу – исполать и респект. Очень надеюсь, что не подведу вас, друзья.

Заглавная повесть шла к публикации довольно долго. Расскажи историю создания произведения и поведай о его издательских злоключениях.

Все началось с "Гонок на выживание" на форумах allhorrors.ru. Какой год это был? 2011? 2010? Короче говоря, в незапамятные времена несколько Молодых Талантливых Авторов, решив до отказа набить русский хоррор романами, ввязались в литературное соревнование. На дистанции поджидала матушка-лень, до зубов вооруженная бытовыми обстоятельствами – и я выбыл из гонки, но через некоторое время вернулся к тексту и закончил его в спокойной обстановке, без спешки и дедлайнов. Так появилась повесть "Чертовы пальцы".
В феврале 2012 года она съездила на семинар "Малеевка-Интерпресскон", где была препарирована Святославом Логиновым и заслужила его одобрение. На радостях, едва успев внести оговоренные в ходе семинара исправления, я разослал рукопись во все издательства, о которых слышал. В "АСТ" и "Эксмо" мне настоятельно посоветовали увеличить объем раза в полтора, чтобы получился роман, который можно издать отдельной книгой. Несколько месяцев я честно раздумывал над этим, и чем больше раздумывал, тем яснее понимал, что повесть нужно не увеличивать, а сокращать. Раза в полтора.
Затем, внезапно, "Чертовы пальцы" согласилось взять Луганское издательство "Шико". Прекрасный повод избежать дальнейшей работы над текстом, не так ли? Сбыв повесть с рук, я с чистой совестью занялся другими проектами. Но дела у "Шико" в тот период шли не особенно хорошо, и повесть пролежала у них до весны 2014 года, когда, в силу всем известных печальных обстоятельств, стало понятно, что дальше ждать не имеет смысла.
В тот период как раз начиналась история проекта "ССК". Еще на ранних этапах развития серии Миша Парфенов говорил со мной об издании сборника – и, если помнишь, "Чертовы пальцы" регулярно анонсировались в антологиях, начиная года с 2015-го. Но издательские жернова мелют медленно, особенно если речь идет об авторских сборниках малоизвестных авторов, и реализовать задуманное получилось только в 2018. На самом деле, это даже хорошо. Выйди сборник пару лет назад, он получился бы совсем другим, и далеко не факт, что я был бы им столь же доволен, как сейчас.

В книжке 14 рассказов. По какому принципу они отбирались, и насколько сложно было определиться с финальным составом?

С составом я возился долго. Основной критерий один: за рассказ не должно быть стыдно. Но, конечно, хотелось еще и новизны, и разнообразия. Крутил-вертел по-всякому, даже написал названия кандидатов на обрывках бумаги и тянул жребий. В итоге от этой затеи отказался, однако бумажки пригодились – отобранные я потом переставлял в разном порядке, пытаясь определить лучшую последовательность текстов. Определил. А на завершающей стадии добавил еще один рассказ и похерил к чертям весь фэн-шуй.

На страницах сборника читателей ждут бесы и экзорцисты, монстры и колдуны, маньяки и самые обычные люди. Есть ли у тебя любимые персонажи? С кем не отказался бы выпить, а от кого предпочел бы держаться подальше? Быть может, есть герои или чудовища, которые вернутся в новых историях?

Собственно говоря, кое-кто уже вернулся. В книге присутствует своего рода мини-цикл из двух рассказов, объединенных антагонистами, – один успел засветиться в хоррор-сообществе, а второй написан специально для сборника. Парни просто не хотели уходить. Они до сих пор где-то там, в глубине головы, а потому я надеюсь, что мы с ними встретимся еще не раз.
Что касается любимых персонажей, то для ответа на этот вопрос нужно взглянуть на обложку. Ряженый вне конкуренции. Во-первых, он милаха. Во-вторых, он олицетворяет собой все, за что я ценю хоррор как жанр: старинные поверья и обычаи, народное язычество, тяжелые шаги в темноте и рогатые маски. Что может быть прекраснее старой доброй маски козла? Только вывернутый мехом наружу тулуп.

Твой конек — исторический хоррор. Не обойдется без него и в "Чёртовых пальцах". Чем тебя привлекает это направление, и почему российские авторы все чаще к нему обращаются?

История полна неповторимого, яркого материала, подстегивающего фантазию не хуже [censored] или других препаратов. История полна драматизма, мощных персонажей и неожиданных поворотов. История – это готовая атмосфера, ждущая, чтобы ее взяли и поместили в какой-нибудь жуткий сюжет. Исторический хоррор – это почти темное фэнтези, которое мы все любим (хоть и признаемся в подобном с неохотой) и которое крайне интересно писать. Я безумно завидую авторам, способным сделать по-настоящему самобытную и страшную вещь с участием менеджера по продажам или разведенного программиста. Меня, к сожалению, куда сильнее вдохновляют домовые, хлысты и деревенские ведьмы.
Да и, если честно, как бы хорошо ни был написан рассказ об условном программисте, скорее всего ему придется иметь дело с образами и архетипами, растущими из далекого прошлого. Черная магия, разного рода демонические сущности, оборотни, привидения и неупокоенные мертвецы, запретные ритуалы и безымянные чудовища – все это в некотором смысле исторический хоррор, пусть даже помещенный в декорации современности. Всегда ли есть смысл в таких декорациях? Не уверен.

Многие авторы отечественной "тёмной" волны известны исключительно как рассказчики. С романами пока не складывается. Как считаешь, можно ли назвать это проблемой? Нужно ли вообще массово переходить на крупную форму? Помнится, несколько лет назад ты говорил, что чем короче хоррор-произведение, тем оно лучше. Мнение не изменилось?

Не изменилось. Скажем так: хоррор прекрасно себя чувствует в рассказе или короткой повести, в новелле. В романе он часто теряется за бытописаниями, за драмой или мелодрамой, отходит на второй план. Это не значит, что не существует хороших и страшных романов ужасов – из любого правила есть исключения. Но основа жанра – именно рассказ. Поэтому лично я (лично я) не вижу ни малейшей проблемы в отсутствии романов. Они появятся, никуда не денутся, и будут прекрасно себя чувствовать. Другое дело, что на фоне постепенного превращения бумажной книги в предмет роскоши романы перестанут быть обязательной ступенью на пути эволюции автора. Интернет предлагает множество различных способов доведения текстов до читателя, без привязки к определенному количеству страниц или авторских листов. Так что все у отечественной "темной" волны будет хорошо, вне зависимости от того, начнут ее адепты сочинять многотомные эпопеи или нет.

Последние книги серии обошлись без иллюстраций, но в "Чёртовых пальцах" картинки будут. Плюс шикарная обложка, которую многие признали лучшей в ССК. Расскажи о художниках, работавших над сборником. Ты как-то с ними взаимодействовал, подкидывал идеи?

Да, с оформлением мне повезло. Арт для обложки сделала Татьяна Веряйская, художница с совершенно космическим уровнем таланта и мастерства. "Чертовы пальцы" были ее первой работой для "АСТ", но далеко не последней – например, обложка выходящего "Луна-парка" Лаймона тоже ее рук дело. С Татьяной мы познакомились весной 2017 года на художественном конкурсе "Штрихи Пролета", в котором она участвовала с иллюстрацией к рассказу "Эрлэг-хан". До сих пор не могу понять, каким образом ей не досталось первого места. В общем, когда речь зашла о рисунке для обложки, я ни минуты не раздумывал, к кому обратиться. Над тем, что именно должно быть изображено, тоже голову не ломал – отправил Татьяне рассказ "Ряженый", и вскоре получил от нее несколько эскизов. Вот тут уже пришлось помучиться, так как они все оказались хороши. В конце концов я выбрал наиболее "книжный" вариант и не пожалел, потому что итоговый результат превзошел самые смелые ожидания.
Что касается внутренних иллюстраций, то подавляющее большинство выполнено Александром Соломиным, хорошо знакомым всем читателям серии. С Александром сотрудничать одно удовольствие – все в срок, прислушивается к пожеланиям автора, без проблем идет навстречу. Настоящий профессионал, короче говоря. Еще одна иллюстрация – к уже упоминавшемуся рассказу "Эрлэг-хан" - нарисована Катериной Пархоменко. Эта работа тоже участвовала в "Штрихах Пролета" и показалась прекрасно подходящей для книги. Так что здесь жаловаться не на что – все иллюстрации или выбирались мной или согласовывались со мной, и я полностью доволен каждой из них.

Тебя частенько можно заметить среди участников литературных конкурсов. Собственно, некоторые рассказы сборника имеют конкурсное прошлое. При этом бытует мнение, что состоявшемуся автору на подобных мероприятиях делать нечего. Что думаешь на этот счет?

Во-первых, думаю, что не назвал бы себя состоявшимся автором. Не знаю, когда я состоюсь и состоюсь ли вообще, но в данный момент мне определенно есть, чему учиться, над чем работать и что совершенствовать. Конкурсы для этого – идеальная площадка. Где еще твои тексты будут столь же внимательно вычитывать, выискивая в них косяки и недоработки? Да еще и бесплатно!
Во-вторых, конкурсы – это движуха, общение, тусовка. Не все же время сидеть перед монитором, подбирая нужные буквы, иногда нужно и с людьми разговаривать. Конкурсы – это полезные и приятные знакомства, которые вполне могут перерасти в сотрудничество и принести ощутимые плоды. Если бы не участие в "Чертовой дюжине", я не вышел бы на Богдана Гонтаря, и мы бы с ним не написали "Гнилых". Если бы не участие в "Пролете фантазии", обложка "Чертовых пальцев" была бы совсем другой.
В-третьих, состоявшиеся авторы на конкурсах нужны в обязательном порядке. С ними интереснее, да и мотивация у остальных участников повышается – если и не забороть, то хотя бы достойно выступить на фоне. В результате, общий уровень текстов выходит гораздо выше.

Недавно ты написал рассказ в соавторстве. Какие плюсы и минусы подметил для себя в таком подходе к творчеству? Будут ли еще попытки? И если да, то с кем из коллег хотел бы поработать?

Да какие там минусы? Работы вдвое меньше, а результат тот же. Кроме того, соавтор может трезво взглянуть на идею, которая только что пришла тебе в голову и привела в дикий восторг, и объяснить, почему эта идея – полное дерьмо. А ты можешь согласиться или ввязаться в спор, в котором, как положено, рано или поздно родится истина. Сплошная польза, короче говоря.
Так что, да, попытки обязательно будут. У нас с Богданом есть определенные совместные планы, и кое-что даже начато – вернее, это у него начато, у меня пока проблемы со временем и адекватным распределением нагрузки. Посмотрим, как пойдет.
С кем еще хотел бы поработать? Возможно, с Владимиром Кузнецовым. Что-нибудь историческое. Или квазиисторическое. С паровыми машинами и безумными демонами.

В августе при твоем непосредственном участии на Петербургской фантастической Ассамблее пройдет специальная хоррор-секция. Расскажи об этом мероприятии.

Петербургская Фантастическая Ассамблея – ежегодный конвент любителей и профессионалов фантастики, проводящийся во второй половине августа под Санкт-Петербургом. В этом году он пройдет с 17 по 20 августа в пансионате "Райвола" и будет включать в себя хоррор-секцию, т.е. набор мероприятий (докладов и круглых столов), посвященных хоррору во всех возможных его проявлениях: от компьютерных игр до нестандартной японской порнографии. Ну и за литературу тоже поговорим наверняка. Это отличная возможность обсудить последние тенденции в жанре, лично пообщаться с мэтрами отечественной фантастики, обрасти знакомствами и новыми друзьями – а также прекрасная тренировка для печени. Всем рекомендую, всех приглашаю. Будет интересно.
Кстати говоря, в 2012 году на Фантастической Ассамблее уже имела место хоррор-секция – и ни до, ни после на территории России больше не проводилось ничего похожего на тематический конвент. Так что, событие в некотором смысле историческое. Шесть лет назад нас было мало, еще не существовало ни ССК, ни Апостолов Тьмы, ни Чертовой Дюжины. На этот раз должны зажечь по-взрослому.

И напоследок — традиционный вопрос о творческих планах. Чего нам ждать в ближайшее время?

В ближайших планах – провалить отбор в ССК и засесть уже за соавторский текст. А дальше видно будет. Может, напишу романтическое темное фэнтези: "Клыки любви", "Мрак твоих пятен" или еще что-то в таком духе. Может, не напишу.

Спасибо за интервью, Дмитрий. Успехов!

Черт знает, сколько у черта пальцев. Может, десять, а может – все пятнадцать. Но еще больше у черта масок, и он меняет их постоянно, являясь смертным в самых диковинных обличьях, иногда обманчиво-прекрасных, иногда – чудовищных. В этой книге собраны полтора десятка историй, в которых нечистая сила предстает во всем своем жутком, леденящем кровь многообразии. Не сопротивляйтесь. Позвольте "Чертовым пальцам" перенести вас в мир, где ничто не является тем, чем кажется.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 9 RSS

  • Отличное интервью и действительно интересный автор :) Книгу обязательно беру.

  •  Аноним | 18 апреля 2018

    Спасибо за интервью! Интересно стало, что это за книга. Чем черт не шутит?

  • Отличный автор, отличное интервью, и обложка отличная.

    С Татьяной мы познакомились весной 2017 года на художественном конкурсе «Штрихи Пролета», в котором она участвовала с иллюстрацией к рассказу «Эрлэг-хан». До сих пор не могу понять, каким образом ей не досталось первого места.

    Ох, как один из судей "Штрихов" (и тогдашних, и текущих - сейчас очередной раунд идёт) - могу сказать, что это вообще адская пытка - выбирать лучших, а уж тем более призёров. Я с ужасом думаю о том, что скоро мне предстоит снова пересматривать охапку отличных картинок и решать, кому да а кому нет.

    С моей подачи в жюри конкурса обосновалось достаточно апологетов мрачняка - Верёхин, Кумпан, Егоров (в какой-то мере), но у судей всё же разные предпочтения. Там много есть картинок, про которые я не понимаю, почему они не в призёрах; а конкурсную работу Татьяны Веряйской я хорошо помню, она классная, да.

    • Да я ж не обвиняю никого. Судейство вообще дело неблагодарное. Но судейство "Пролетов" иногда настолько явно завязано на вкусовщину, что остается только руками развести. Понять, почему взрослые, адекватные, ответственные люди отказывают явно более качественной работе на основании "фу, это мрачненько", я не смогу никогда.

      •  Аноним | 20 апреля 2018

        Да ладно вам :) Вон киноакадемики "Оскары" раздают по схожему принципу: мне не нравится мрачный фильм, потому что у нас Трамп президент.

      •  Аноним | 20 апреля 2018

        Э-э-э-э-э... А разве "мрачненько" на конкурсе хоррора - это плохо?

      • Любое судейство, ИМХО, завязано на индивидуальные предпочтения, а любое оценочное суждение, как известно, субъективно.

        И ты-то победил на "Пролёте", так или иначе) И это не первая победа хоррорного текста там.

        Но, конечно, соглашусь - там такие чудесные с моей точки зрения вещи пролетали, что до сих пор жаль. Но на то он и Пролёт)

        Главное, я считаю, что вы там с художницей познакомились. Это круто. Конкурсы коннектинг пипл. )

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!