Итак, свершилось! Вчера, когда, казалось бы, весь мир, а уж тем более вся Россия должны были наблюдать с экранов зомбоящика церемонию открытия двадцать вторых зимних Олимпийских игр в Сочи, в Москве состоялось мероприятие совершенно иного рода, которое также вызвало интерес у публики. Прежде всего у публики читающей, и прежде всего - читающей русскую литературу ужасов и мистики. По инициативе главреда Зоны Ужасов, с благословения и при активной помощи работников издательства "Эксмо" и магазина "Новый Книжный" (что в торговом центре Садовая галерея, станция метро Сухаревская) произошла встреча читателей с авторами нашей антологии хоррора "ПАЗЛ". Мы подготовили для вас подробный отчет об этом во многом знаменательном событии.
В чем уникальность самого мероприятия? "ПАЗЛ" - первая антология НАСТОЯЩЕГО русского хоррора. И впервые в истории была устроена настоящая презентация книги подобного рода. "ПАЗЛ" вышел в известной серии "MYST Черная книга 18+", ведущих авторов которой (они выступают под коллективным псевдонимом "Александр Варго") Сергея Демина и Алексея Шолохова читающая публика знает уже давно (как-никак, серия издается с 2008 года). Но лишь теперь, благодаря "ПАЗЛУ" и нашему участию, читатели смогли вживую, в непринужденной и весьма комфортной обстановке увидеть своих кумиров, поговорить с ними, сфотографироваться, взять автографы.
Разумеется, присутствовали на презентации не только два "Александра Варго", но и другие писатели, чьи рассказы оказались включены в сборник. Не все тринадцать человек (многие ведь живут довольно далеко от Москвы), но, считай, половина. Помимо Сергея Демина (Давиденко, Демин - это тоже своего рода псевдоним :) и Алексея Шолохова, в мероприятии поучаствовали главред вебзина DARKER, автор двух рассказов из "ПАЗЛА" (включая тот, что дал название всей книге) Александр Подольский, писатели Дмитрий Тихонов (прибыл из Нижнего Новгорода), Александр Матюхин (Санкт-Петербург) и Михаил Киоса (Москва).
Коллективное фото авторов. Слева направо, стоят - А. Подольский, А. Матюхин, С. Демин, М. Киоса, сидят - А. Шолохов и Д. Тихонов.
А вот так авторы были рассажены во время "официальной" части, когда отвечали на вопросы ведущей мероприятия и, конечно же, читателей:
Взгляд из-за афиши :) На самом деле, народу собралось прилично, так что кому-то в задних рядах и правда пришлось наблюдать за всем примерно с такого ракурса:
Признаться, перед презентацией некоторые авторы слегка мандражировали - а ну как придут только друзья и знакомые? Оно, конечно, приятно в "семейном кругу" оказаться, но все-таки хочется видеть своего читателя... Как оказалось, читателям тоже хочется видеть писателей :) Не смотря на Олимпиаду, не смотря на то, что не все желающие смогли физически вырваться в этот вечер с работы (я это знаю, так как мне на это сетовали по Сети сами читатели), собралось, по разным оценкам, от 30 до 50 человек. И это много, так как сидячих мест хватило далеко не всем, что прекрасно видно по следующей фотографии:
Со слов самих авторов, только за автографами подошло человек двадцать. Вот как это выглядело (кликните, чтобы увеличить фото):
Как вы увидите по остальным фотографиям, презентация "ПАЗЛА" прошла в веселой, непринужденной атмосфере. Довольны остались, кажется, все - и писатели, и читатели. Впрочем, дадим слово им самим. Вот первые комментарии из группы фанатов серии MYST Вконтакте (//vk.com/a_vargo):
А вот первые впечатления от встречи, которыми поделились с нами участники со стороны авторов:
Надо добавить, что Михаил Киоса сразу с презентации отправился на работу, а вот остальные "ПАЗЛовцы" после этого еще общей компанией посидели. Кто-то этот авторский междусобойчик послепрезентационный покинул относительно рано, кто-то подзадержался, но по всему видно, что посидели хорошо :) Михаил Киоса, как единственный абсолютно трезвый, написал потом следующий...
Вот и состоялась презентация сборника "Пазл" в московском "Новом книжном". Всё когда-то случается впервые - для меня это общение с читателями стало дебютом. Могу сказать, что ушёл из книжного с теплом в душе и улыбкой на лице. Понравилось всё: и общение с коллегами по сборнику, и диалог с читателями (пусть поначалу и не очень активный, но мало-помалу зал включился в беседу).
Впрочем, обо всём по порядку.
Для меня презентация "Пазла" началась с московских пробок. Закон подлости подстерёг меня именно тогда, когда я был наиболее уязвим. Всю неделю он, затаившись, не напоминал о себе: дороги были свободны, транспорт приходил без особых задержек, и даже на ноги мне никто в оном не наступал.
Но вот пришла пятница. До того, как выдвигаться в сторону Сухаревской, мне надо было: а) закончить работу не позже трёх; б) сделать пару обязательных дел; в) закинуть всё лишнее домой и после этого ехать на презентацию.
Скажу сразу, без накладок по времени удалось выполнить пункт а) и пункт б). Путь домой занял минут на сорок-пятьдесят больше, чем должен был. В итоге - из подземки на станции "Сухаревская" я поднялся наружу в 18:31, если мне не изменяет память. И, конечно, перед входом в торговый центр меня обрызгала машина - той самой жижей, которую каждый снегопад у нас создают на дорогах коммунальщики.
Но ладно, хватит об этом.
Войдя в "Новый книжный" и добравшись до места, которое терпеливо ждало меня, я обнаружил, что если что и пропустил, то самую капельку.
Рядом сидел Александр Подольский (автор двух рассказов сборника - "Пазл" и "Метео", а также главред журнала Darker), слева от него - Александр Матюхин ("Таймер"). Возглавлял почтенное собрание Сергей Дёмин ("главный Варго", "Зефир в шоколаде"), на другом крыле расположились Алексей Шолохов (второй Варго, "Кошкин дом") и Дмитрий Тихонов ("Трапеза").
Общение началось с вопросов о том, что такое сплаттерпанк и кто такие апостолы Тьмы. По части жанра выступил Сергей Дёмин. С улыбкой он рассказал: узнал, что пишет в жанре сплаттерпанка, из интервью с ним же. По части апостолов исторический экскурс выдал Александр Подольский - "Апостолов Тьмы" придумал издатель, но авторы, часть которых в своё время основала общество "Тьма", а позже создала и журнал Darker, узнав об этом, были только рады. Так что - к обоюдному удовольствию.
Дальше пошли разговоры о том, какие ужасы нам, авторам писать больше всего по душе. Тут наши мнения разделились. Если я явно отдал предпочтение психологизму и нагнетанию атмосферы (не отказываясь, конечно же, от крови и всех остальных атрибутов жанра), когда страх, так скажем, плавно показывается из-за кулис (кстати, Александр Подольский, если мне не изменяет память, частично разделил мою точку зрения), то от коллег прозвучали и другие мнения. В частности, такое: надо садиться и писать, а в процессе станет ясно, чего книге нужно больше: крови или "закадрового" ужаса. Что ж, это тоже справедливо.
Был вопрос о русском пути для жанра. Стоит ли активнее использовать фольклор и прочие национальные нотки. Тут по итогам обсуждения выделилось два мнения.
Первое: именно что домовых да леших использовать не обязательно, но наша российская действительность отечественным авторам очень нужна и произведениям пойдёт только на пользу. Как метко заметил Александр Подольский, мэри да джоны в штате Мэн, рождённые русскими писателями, в 90 процентах случаев будут разговаривать с рязанским акцентом. Собственно, такой же точки зрения придерживаюсь и я. Если говорить об обстановке, месте действия, то надо писать о том, что знаешь достаточно уверенно. Только тогда ты сможешь рассказать об этом достоверно - так, чтобы текст жил.
Второе мнение: фольклор может многое дать русскому хоррору. Собственно, ярким доказательством этого служит рассказ Дмитрия Тихонова "Трапеза". Действительно, вкусное произведение. Отмечу, что Дмитрию и карты в руки были по части этого рассказа. Он - большой любитель исторической прозы, и потому хорошо представляет себе речь жителей тех времён, их нравы и быт, обстановку. Как он рассказал на презентации, очень много времени во время написания рассказа ушло как раз на то, чтобы сделать речь героев соответствующей духу времени и в то же время не перегнуть палку, не устроить на страницах вакханалию архаизмов. Что же, ему отлично удалось соблюсти баланс.
А ещё, говоря о фольклоре в хорроре, можно вспомнить "Вия" Николая Гоголя. Не фильм, конечно, а первоисточник.
Ещё один вопрос касался вдохновения: где его ищем мы, как быть, если вдохновение не приходит, а писать надо, откуда вообще берутся идеи.
Что касается пункта "как быть, если вдохновение не приходит, а писать надо", то и здесь наши мнения разделились. Я, основываясь на личном опыте, высказался на тему, что писать всё равно надо, а вдохновение может прийти уже в процессе. Если не ошибаюсь, то мою точку зрения поддержал Александр Подольский. У Варго, наоборот, позиция такова, что без вдохновения садиться за стол не стоит - путного не выйдет. Сергей Дёмин в связи с этим посетовал, что, должно быть, именно потому, не так часто пишет книги, как хотелось бы. Что ж, в таком случае, тем ценнее каждая книга, которая написана "на волне".
Спрашивали нас и о том, будем ли мы дальше работать в жанре хоррора или отправимся в плавание по другим направлениям. В целом все авторы связали свои творческие планы именно с хоррором. Единственное отступление сделал Дмитрий Тихонов. Он, по долгу основной работы, вынужден постоянно писать фэнтези, как сценарист игр в этом жанре. Но поскольку хоррор для него, как он сам выразился, отдушина, то и от Дмитрия стоит ждать новинок в нашем жанре: ничто так не влечёт, как возможность глотнуть свежего воздуха.
От разговоров о вдохновении и преданности жанру беседа, постепенно приближаясь к концу, перешла к советам начинающим авторам (это был, если не ошибаюсь, вопрос из зала). Надо признаться (и я так и поступил, отвечая на этот вопрос на презентации), я сам если и ушёл от статуса начинающего, то не так уж далеко. Мне ещё расти и расти над собой - до самого конца. Иначе и браться не стоит. Но, как бы то ни было, я позволил себе, опираясь на где-то одиннадцать лет постоянного сочинительства, дать несколько советов. Так, я считаю, что главное - это писать. Если появляются идеи, не надо держать их в себе. Надо изливать их на бумагу и не бояться, что получится плохо. Раз от разу будет получаться лучше. А ещё важно показывать свои рассказы другим людям, не держать написанное в столе. И показывать не только лучшим друзьям, но и более опытным в литературном деле людям (благо, в сети литературных конкурсов с жюри и самосудом от авторов-участников - выше крыши). Ну и, конечно, очень важно смотреть по сторонам. Впитывать характеры людей, подмечать всякие вкусные особенности в общении, вообще - пропускать жизнь через себя.
Тут эстафетную палочку перехватил Александр Подольский, сделав важное замечание о пользе адекватного отношения к критике. Бывает, что начинающие авторы, получив жёсткий отзыв на опус, который, по словам Александра "лучшие друзья только что назвали шедевром", плюются, обижаются, заявляют, что критик ничего не понимает, и гордо уходят. Так делать не стоит - если вы, конечно, хотите развиваться, как автор. Критика, взгляд со стороны на твоё произведение - необходима. Без этого автор (особенно начинающий) ещё не сможет оценить свой рассказ, понять его плюсы и минусы, яснее представить дальнейший путь.
Собственно, такого же мнения придерживались и наши коллеги по сборнику. Тут, кстати, должен отдать должное Александру Подольскому. Так уж вышло, что ведущая презентации располагалась рядом с нами, а потому, как правило, после вопросов отдавала микрофон сначала нам с ним. Противоположному крылу, после того, как наше высказывалось, часто было трудно что-то добавить, и Александр, подметив это, предложил чередовать очерёдность ответов, что, несомненно, ещё больше оживило дискуссию.
Важное дополнение к советам начинающим авторам внёс Сергей Дёмин: надо как можно больше читать. Читать, читать и ещё раз читать. И, конечно, смотреть по сторонам, не давать взгляду "замылиться".
Ну и на десерт нас спросили о творческих планах: над чем работаем, о чём мечтаем. Выяснилось, что у Сергея Дёмина и Алексея Шолохова на подходе новые книги. Бодро продвигается работа над большим форматом у Александра Матюхина. Есть творческие планы и у Дмитрия Тихонова с Александром Подольским (ему, правда, реализовывать их сложнее, так как много времени отнимает работа главредом журнала).
Александр, кстати, объявил, что если "Пазл" окажется успешным у читателей, то осенью стоит ждать ещё одного сборника "Варго и Апостолы", но уже в ином ключе - именно что мистическом, в честь Хэллоуина. Коли разговор о сборнике перейдёт из теоретической плоскости в практическую, то я буду только рад постараться и принять участие в его наполнении.
А пока я работаю над иным произведением, но тоже в жанре хоррора. Уже по большей части готов сюжет, оживают герои, в голове рождается атмосфера. Заодно идёт подбор необходимого фактического материала, без этого никак. Я твёрдо рассчитываю написать произведение. Собственно, об этом я и рассказал на презентации, отвечая на последний вопрос презентации.
А потом началась автограф-сессия, в ходе которой мы продолжали общаться с читателями. Что сказать, ощущения непривычные, но, конечно, очень приятные. Взял автографы и я - у коллег по сборнику. Эта книжка займёт почётное место на полке - но частенько будет оттуда доставаться, чтобы перечитать тот или иной рассказ. Они того стоят.
Говоря об атмосфере в ходе презентации "Пазла", не могу не отметить, что даже в начале, когда читатели ещё не раскачались, напряжённости лично я не ощущал. Да и коллеги, насколько мог заметить, тоже. Мы общались между собой и без микрофона, обсуждали ответы коллег, шутили. Было легко и тепло. Думаю, в этом была и большая заслуга аудитории. Пусть она и была поначалу молчаливой, но - благожелательно настроенной. Не ощущалось границы "мы - они", и это очень здорово.
В конце расходиться не хотелось. Лично я очень сожалел, что уже ночью мне надо на работу и оттого не получится обменяться впечатлениями с коллегами вот прямо сейчас, за чашкой чая или кружкой пива. Но что поделать, такова жизнь. Впрочем, я уверен, что эта встреча - только первая, за которой последует множество других. И, надеюсь, в более широком составе - в конце концов, почему бы однажды не собраться всем "апостолам"? Цитируя классиков, совершенно не вижу, почему бы благородным донам (и прекрасной сеньорите) не зайти в какое-нибудь уютное заведение.
Ну а вот как все это было "в картинках".
Фото предоставлены авторами и читателями, как-то: Тимофеем Самохиным, Денисом Молчановым, Ольгой Пелагеиной и другими, за что им низкий поклон)
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!