Новости

Экспресс на Марс и обратно (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 0

8 мая в российский прокат выходит стильный сай-фай боевик о восстании роботов на Марсе, мировая премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале 2023 года (моя любимая секция "Кинотеатр на пляже"). Это адреналиновое приключение с захватывающим экшеном и изобретательной вселенной создано в стилистике нуарового киберпанка студией Lastman.

2200 год (и на Земле всё откровенно хреново). В центре сюжета Алин Руби (Леа Дрюкер), частный детектив и пытающаяся завязать со спиртным алкоголичка, и Карлос Ривера (Дэниeл Нджо Лобе), андроидная копия её погибшего пять лет назад напарника. На первый взгляд, расследуемые ими дела не то чтобы самый топ и выглядят вполне рутинно (для XXII по счёту века, разумеется). Но чем дальше раскручивается сей клубок...

Для режиссёра Жереми Перена это дебют в полнометражной анимации (хотя опыта ему при этом не занимать, на его счету ряд короткометражек, музыкальные клипы и создание культового уже для Франции мультсериала "Последний человек").

Несмотря на прошедшее с нашего дня немалое время, по мнению Перена, в будущем мало что изменится глобально, а расслоение общества лишь достигнет своего исторического максимума. Короче говоря, богатые неприлично богатеют, бедным же остаётся беспросветно беднеть и ни на что не надеяться. И повторится всё, как встарь...

Социальную динамику усложняют синтетические формы жизни, которые имеются в наличии на любой цвет и вкус. Существуют типичные роботы, используемые для выполнения черновой работы и обслуживания человека (включая и сексуальное; по мнению одной из героинь, "кайфовать и трахаться весь день напролёт" вообще всё, что те будут делать по обретении независимости), при этом некоторые люди борются за их освобождение, а одна могущественная (едва ли не всемогущая) корпорация пытается постепенно отказаться от машин в пользу органических версий. Да и сами роботы периодически восстают супротив гнёта клятых империалистов (с приветом от Карела Чапека). Между тем, существуют также "резервные копии", андроиды с воспоминаниями и личностями умерших людей, которые должны следовать строгому набору правил, что явственно отсылает к творчеству Айзека Азимова.

Впрочем, подобных отсылок здесь немало, и вряд ли при просмотре вас не посетит невольная флешбэк-мысль, не было ли чего подобного, допустим, в классических "Призраке в доспехах" или "Эон Флакс". Было! Перен, конечно, не занят слепым копированием и повторением пройденного, но, как кажется, виденье будущего мира у современных фантазёров укладывается во всё более узкие рамки и тесные формы.

Нельзя не отметить, как круто MEx выглядит с точки зрения своего визуала. Пожалуй, это самая красиво слепленная за последнее время научно-фантастическая анимация наряду с американским "Царством падальщиков".

Причудливые автономные автомобили и изящные складные компьютеры присутствуют здесь не только потому, что они выглядят круто; они служат и сюжетной цели также. Это особенно верно в отношении различных синтетических материалов, рисующих картину стремительно меняющихся технологических потребностей нашего времени. И именно технически команда Перена сработала безупречно. Другое дело, хотим ли мы легко трансформирующийся кусок плоти, который функционирует как Bluetooth-гарнитура со встроенной Siri?

Напряжение в повествовании возрастает по мере того, как фильм приближается к третьему акту, но, что удивительно, "Марс Экспресс" так и не перерастает в полномасштабное апокалиптическое событие, вместо этого Перен красиво, эффектно и даже обнадёживающе завершит картину. В мире, который так часто выглядит столь же опасным и крышесносным, как тот, в котором мы живём сегодня, счастливый конец действительно кажется научной фантастикой.

Ну и слово режиссёру напоследок:

Планета Марс в фильме – утопия, о которой так мечтают Илон Маск, Джефф Безос и Рэй Курцвейл. Ценой величайшей экологической жертвы эти мечтатели приглашают нас покинуть обречённую Землю, чтобы построить как можно дальше новый город по собственному образу и подобию: молодой, процветающий и свободный от обременительного ограничения под названием государство. Это райский искусственный оазис в самом сердце пустынной планеты, враждебной жизни. Само существование этого чуда даёт легитимность его создателям – мегакорпорациям.

Р.S. "Марс Экспресс" был номинирован на премию "Сезар" 2024 года в категории "Лучший анимационный фильм", но уступил проекту Кьяры Мальты и Себастьена Лоденбаша "Цыплёнок для Линды!" (милота таки побила киберпанк, вот вам и параллельная вселенная).

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!