Герберт Уэллс "Остров доктора Моро"
Произведение из классической коллекции фантастики, но его особенность, это не только типичный для конца 19 века герой, не вкус чтива из архива старого маразматика. А огромная актуальность произведения, роман действительно достоин остаться в памяти и быть прочтенным, не как первая книга жанра, а как действительно, в истинном смысле классическое произведение. В книге больший философский контекст, чем в иных образчиках приключенческого романа, например Жуля Верна, чьи романы техничны и бездонно глупы (простят меня его поклонники).
Конечно, "Остров доктора Моро" это прежде всего приключенческая фантастика, и в сравнении с произведениями этого жанра, своего, конечно, времени, я о нем сужу именно в таком виде. Поэтому не надо в романе искать глубин Достоевского или Чехова, не будет в нем Замятина или Оруэлла - хотя стойте, насчет "Скотного Двора" - есть близкие мотивы и Уэллс к его чести более изящен, менее политизирован, это сложно передать, на вы сами поймете, прочитав.
О начале сюжета, мы замолвим слово
Чарльз Эдвард Прендик переживает кораблекрушение, оказавшись в одной шлюпке с двумя другими пассажирами затонувшего судна. Припасов нет, и эти двое гибнут в соре, на почве "жребий быть убитым ради запасов еды и воды". Находясь на грани смерти, он обретает спасение в "лице" шхуны "Ипекакуана" ...
Собственно сам момент нахождения Чарльза на шхуне уже символичен, она переполнена клетками с животными, палуба кишит грязью от перевозимого живого груза. Капитан хам и алкоголик, доктор Монтгомери - выходивший Прендика - признается что спас его только из за личной симпатии, и хорошего расположения духа, и будь спасенный мерзок собой иль настроение доктора угрюмо - не быть Монтгомери спасенным.
Для меня этот этап повествования важен тем, что нет благородных героев, нет прямых злодеев, есть очень серые люди. А зачастую серость и равнодушие, оказываются страшнее уродств самой больной души. Здесь участь чернокожего слуги - звероподобного раба Монтгомери, не лубочная зарисовка, команда шхуны призирает его, издевается, кидает на растерзание собакам - и спасает негра лишь наличие намордников у псов. Здесь важно понять, люди уже предстают в образе зверей, и звери не ласковые создания, они уже измучены эти путешествием, они уже натравлены на человека... .
Райский остров, ужасные крики
Из за стечения обстоятельств и опять-же конфликта, Прендик вынужден "высадится" с корабля и продолжить жить (не определенный срок) на затерянном острове, на котором хозяйничает доктор Моро, знаменитый вивисектор - злополучно известный своей жестокостью. Чарльз живет отдельно от основных помещений дома, но это не спасет его от рыка и стонов на живую оперируемой Пумы. Убежав от этих криков в лес, он находит зверо-людей.
Зверо-люди, кажется ему переделанными в животных человеческие особи, что в купе со сценами "пыток" Пумы - творит с ним приступ, заканчивающейся бегством и приобретением первых знаний об обществе этих звере-людей.
Заметим, особи имеют крайне слабый интеллект, они живут на основе законов - религиозных законов - чрезвычайно диких, они заучивают эти постулаты в виде первобытной песни
" - Не ходить на четвереньках - это Закон. Разве мы не люди?
- Не лакать воду языком - это Закон. Разве мы не люди?
- Не есть ни мяса, ни рыбы - это Закон. Разве мы не люди?
- Не обдирать когтями кору с деревьев - это Закон. Разве мы не люди?
- Не охотиться за другими людьми - это Закон. Разве мы не люди?
...
- Ему принадлежит Дом страдания.
- Его рука творит.
- Его рука поражает.
- Его рука исцеляет.
И так далее, снова целый перечень, который почти весь показался мне
тарабарщиной о Нем, кто бы он ни был. Я мог бы подумать, что все это сон,
но никогда не слышал, чтобы пели во сне.
- Ему принадлежит молния, - пели мы.
- Ему принадлежит глубокое соленое море.
У меня родилось ужасное подозрение, что Моро, превратив этих людей в
животных, вложил в их бедные мозги дикую веру, заставил их боготворить
себя. Но я слишком хорошо видел сверкавшие зубы и острые когти сидевших
вокруг, чтобы перестать петь.
- Ему принадлежат звезды на небесах."
Впрочем оказывается мнение Чарльза ошибочно, это не люди превращенные зверей, а звери - превращенные в человека. Узнает он об этом факте в ходе своего приступа, он считает что Моро будет кромсать его как ту Пуму, поэтому едва не покончил жизнь самоубийством - опасаясь пыток.
Боль - это просто наш советчик, она, подобно врачу, предостерегает и побуждает нас к осторожности
Моро, как и "всяких здравомыслящий человек" верующий, что не мешает ему резать животных на живую - операции длятся сутками и их конечная цель превратить животное в человека. Впрочем, доктор творец, и ненужный материал, попросту выкидывает
"Да. Я бросаю их, когда начинаю чувствовать в них зверя, и они сами
быстро попадают туда. Все они боятся этого дома и меня. У них там некая
пародия на человеческое общество. Монтгомери знает их жизнь, так как
играет роль посредника. Он приучил нескольких из них служить нам. Мне
кажется, хоть он и стыдится в этом сознаться, что он жалеет их. Но это -
его личное дело. Во мне они вызывают только чувство неудовлетворенности"
Извиняюсь за цитаты, но они гораздо более емки и коротки, чем если бы я все это вам пересказывал.
"Вчера он был в крови и плакал, - сказал сатир. - У вас никогда не
идет кровь, и вы не плачете. У господина никогда не идет кровь, и он
никогда не плачет."
Проблема всех операций доктора, в том что звери все равно остаются зверьми, возвращаются к истиной
природе - их человечность пропадает, особенно этому способствует вкус крови. А они о нем узнают, ведь в их сердца заложено сомнение, и заложенное человеческое(!) начало - дает этим сомнениям раскрыться, так же как оно дало когда-то раскрыться их религиозности. Доктор умирает от рук своих созданий, так же как Монтгомери и Прендик вынужден долгое время жить в компании этих животных, дожидаясь спасения.
Далее сюжет конечно идет, но не развивается, лишь в заключительной части, делаются важные выводы - они и роднят роман со "Скотным двором". Сейчас же, обратим внимание, на игру автора с гранью животное-человек, обратим внимание на его издевку над религией, издевку над человечностью. нужно заметить этот посыл - животные став "человеком", восстают против своих мучителей и поработителей. Думаю вы согласны с тем, что Моро не имеет оправданий, его смерть заслужена. И еще один важный посыл - человек не всевластен над природой - крайне необычный посыл для своей эпохи, это даже предостережении
Самое важное что есть в книге
"Я нигде не мог
укрыться от людей; их голоса проникали сквозь окна; запертые двери были
непрочной защитой. Я выходил на улицу, чтобы переломить себя, и мне
казалось, что женщины, как кошки, мяукали мне вслед; кровожадные мужчины
бросали на меня алчные взгляды; истомленные, бледные рабочие с усталыми
глазами шли мимо меня быстрой поступью, похожие на раненых, истекающих
кровью животных; странные, сгорбленные и мрачные, они бормотали что-то про
себя, и беззаботные дети шли, болтая, как обезьянки. Если я заходил в
какую-нибудь церковь, мне казалось (так сильна была моя болезнь), что и
тут священник бормотал "большие мысли", точь-в-точь как это делал
обезьяно-человек; если же я попадал в библиотеку, склоненные над книгами
люди, казалось мне, подкарауливали добычу. Особенно отвратительны для меня
были бледные, бессмысленные лица людей в поездах и автобусах; эти люди
казались мне мертвецами, и я не решался никуда ехать, пока не находил
совершенно пустой вагон. Мне казалось, что даже я сам не разумное
человеческое существо, а бедное больное животное, терзаемое какой-то
странной болезнью, которая заставляет его бродить одного, подобно
заблудшей овце"
Если в "Скотном дворе" животные стали человеком, то в "Острове доктора Моро", человек -
показан животным - показано насколько не далеко он от них ушел, насколько сам он дик, жесток и опасен.
Читать или не читать? Несомненно читать, книга хороша, есть в ней атавизмы прошлого - но они не мешают. Главное, книга заставляет задуматься, она изящна в своих посылах, и не навязывает их. Что отнести к недостаткам? Это последняя часть книги, собственно ее описание я и убрал из рецензии.
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
Роман шикарный.
Экранизация 1996-го года, тоже хорошая. Есть интересные решения, например болезнь Гюнтера у Доктора. И Брандо и Килмор хороши. Хотя почему-то критики отзывались о фильме негативно. ИМХО - лучшая экранизация. Ходил слух, что Warner Bros экранизирует роман в скором времени и один из продюссеров - Ди Каприо
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!