УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фэнзона

- Гримсби, что у нас на завтрак?.. Эклектичная рецензия на готический хоррор "Ужас Замка Блэквуд" (1968 г.)

РецензииКомментарии: 4

"Ужас замка Блэквуд" - фильм достаточно уникальный. Дело в том, что первоначально он планировался не просто как часть культового в Европе сериала от Эдгара Уоллеса, а экранизацией его романа "Ангел террора" Однако, в ходе препродакшена продюсеры не смогли уладить формальности с правами на экранизацию книги, в то время, как ряд средств в производство картины уже был инвесторами вложен, и как вы понимаете, продюсерам, несмотря на отсутствие фундамента для фильма, денежки терять ой как не хотелось. Не имея возможности воспользоваться очередным рассказом метра, киношники не придумали ничего лучше, как взять за основу сценария "Собаку Баскервилей" Артура Конан Дойла, и подогнать условную адаптацию киносценария последнего под сериал Уоллеса, сделав ленту частью франшизы. Имея историю, которая куда как более характерна для Британии, ежели для Германии, немцы создали нечто настолько своеобразное и специфическое, что даже спустя столь солидный промежуток времени, окончательно понять, что же перед нами за фильм такой, достаточно проблематично. Начинается всё по классике: некий хорошо одетый дородный джентльмен, отправляется на вечернюю прогулку, после чего теряется в сельской местности. Заблудившись и попав на жуткое, туманное болото, он подвергается нападению огромной саблезубой собаки, с последующим летальным исходом, ну а дальше перед нами запускается столь насыщенная череда событий, что уследить за происходящим оказывается остаточно непросто. История вращается вокруг безвременно ушедшего очень богатого капитана Уилсона, который при жизни подозревался в похищении бесценных сокровищ группы британских аристократов, много лет назад. Однако, доказательств найдено не было и военный вышел сухим из воды. После кончины же, права на замок и землю полностью перешли к его молодой дочери Джейн Уилсон.

Жизни поселившейся в замке, юной дочери покойного явно угрожает какая-то незримая, выходящая за пределы человеческого понимания, опасность, но что ещё хуже, и хитрый адвокат и жуткий дворецкий Гримсби тоже замешаны в этой странной угрозе, а к останкам похороненного в древнем склепе, усопшего отца, то и дело подтягиваются очень странные личности самых разных профессий и характеров, которым очевидно необходимо получить от покойного нечто очень важное. Вот только есть одно очень серьёзное "НО" - таинственная собака, готовая отправить на тот свет любого, кому не посчастливиться оказаться рядом с замком… И если первый акт держит зрителя в интересе и напряжении, интригуя мрачным готическим визуалом, жуткой электронной музыкой, великолепной, даже по современным меркам образцовой работой оператора и реалистичным, ретро-декорациями старинного замка и заброшенного склепа, то ко второму акту сценария всё радикально изменяется. Примерно на тридцатой минуте фильма создатели вводят в сюжет пожилого полицейского инспектора сэра Джона, и фильм из готического хоррора моментально превращается едва ли не в стендап-комедию в стиле творчества раннего Бенни Хилла. Начиная от постоянных наигранных домогательств к своей молодой секретарше, заканчивая намеренно нелепыми диалогами, призванными заставить зрителя животики себе надорвать. Поток стендап-юмора от незадачливого сотрудника правоохранительных органов льётся с такой интенсивностью, что начинаешь подозревать, что перед тобой вообще какой-то другой фильм, мало что имеющий с первыми мрачными тридцатью минутами повествования.

-Трупы не подлежат исследованию.
-Может, для этого их и украли?
-Надо подождать следующего трупа, и он всё расскажет.
-Сколько работал в Скотланд-Ярде, ни разу не говорил с трупами.

Что ещё хуже, с появлением этого героя, резко меняется и сам тон фильма, и режиссёр будто бы благополучно забывает о том, с чего он так удачно начинал, скатывая основное действие в нечто странное и несуразное: нелепый пластмассовый скелет, которым кто-то зачем-то попытался напугать главную героиню, ненужная и рандомная сюжетная линия матери всё той же главной героини. Причём, линия до ужаса клиширована даже для своего времени: некогда успешная и пользующейся популярностью, но ныне безвозвратно поблекшая суперзвезда эстрады и большого театра, метающая на старости лет поиметь солидные дивиденды с брошенной в раннем детстве, дочери. Но в итоге данная арка просто резко обрывается и в итоге никуда так и не заводит Ну а уж когда в дело вступает целый отряд полиции из Скотланд Ярда, начинающий активно прочёсывать каждый уголок как самого замка, так и окружающих его болот, ты понимаешь, что смотришь какое-то ну совсем другое кино. Вот и получается, что зритель не совсем понимает, что же такое он смотрит. Серьёзный хоррор или всё-таки пародию на серьёзный хоррор?

С одной стороны, у нас в наличии готический визуал, с туманными лесами, грязными и холодными болотами, мрачными декорациями средневекового древнего замка и ещё более древнего фамильного склепа. В наличии и классический европейский детективный сюжет, который буквально граничит с мистической чертовщиной и суеверной паранойей. В наличии давление на зрителя путём демонстрации огромных разъярённых доберманов и различного вида змей (натуральных, заметьте), иногда очень крупным планом. В наличии также неплохой саспенс, который особенно грамотно выстроен в самом начале фильма с первым убийством и последующим знакомством зрителя с окружающим антуражем. Эпизод, в котором одноглазый дворецкий, подобно богу Харону, перевозит через чёрную, источающую туман жуткую реку растерзанное тело, под музыку в стиле поздних работ Марио Бавы (это тот, который старший) и вовсе близок к шедевриальному. Но всё это буквально в ноль перечёркивает ужасный и очень навязчивый юмор и неимоверно натужные попытки авторов показать себя знатоками стёба и талантливыми комедиографами. Но ещё хуже дело обстоит в финале, где лента становится едва ли не пародией на фильмы о Джеймсе Бонде с соответствующими абсурдными примочками: радиоуправляемый гроб, открывающийся при помощи механизма в шахматной доске; переговорный передатчик с яркими лампочками, который установлен в туше медведя; электрические решётчатые двери, опускающиеся сверху вниз; вставные механические клыки со змеиным ядом и иглами, которые крепятся к верхней челюсти доберманов; ну и конечно же, резиновая маска в худших традициях "Фантомаса".

И всё лишь для того, чтобы вылиться в весьма тривиальную развязку в стиле "Скуби Ду" о нечистых на руку прохиндеях, жаждущих лёгкого обогащения. Под финал впечатления от потрясающих первых тридцати минут сходят буквально сходят к нулю, и ты остаёшься в искреннем непонимании, что же за продукт тебе в конечном итоге скормили авторы. Вообще удивительно насколько неровно и разбалансировано сделан данный фильм. Такое ощущение, что оригинальный сценарий был написан как довольно классический и традиционный для Европы, готический детективный триллер с элементами фильма ужасов, а затем его переписал комедийный автор, намеривающийся высмеять оригинальный сценарий. В результате преднамеренные и непреднамеренные шутки в фильме смешиваются настолько сильно, что их становится трудно различать. Но помимо неуместных юморесок, работа Ворера имеет ряд очень странных, ни на что не влияющих, а местами и вовсе нелогичных и непонятных эпизодов, и сюжетных примочек.

И что за странные отношения между сэром Джоном и мисс Финли, когда первый постоянно лапает вторую, а та не просто ничуть не возражает, но будто бы вообще ничего не замечает? И зачем Гримсби подложил змею в постель Джейн, чтобы через несколько минут спасти ее? Откуда в полузаброшенном разваливающимся на куски, замке современная система управления отдвижными стенами и решётками с электромагнитными замками? И что это за очевидно искусственный скелет перед дверью ее комнаты, который впоследствии никак не упоминается и нигде не используется? К чему здесь в конце концов намёк на желание адвоката убить главную героиню, если буквально через минуту умирает уже он сам, а его смерть вообще никак не обыгрывается, будто бы этого персонажа в первоначальной версии сценария и не было? Все эти странности и оборванные сценарные арки только сильнее углубляют подозрения того, что изначально мы должны были получить несколько другое кино, но вовремя съёмочного процесса что-то пошло серьёзно не так и общий тон фильма радикально поменялся.

Вывод: "Ужас замка Блэквуд" - кино предельно странное. Немецкие адаптации Эдгара Уоллеса никогда не славились отличным сценарием, но эта, безусловно, воистину уникальна. И в некотором роде, именно данная лента имеет преимущество, поскольку она запутана до предела, полна саспенса, готики и сценарных скачков, настолько, что временами кажется, что ты смотришь действительно жуткую и мрачную историю, которая в конечном итоге подведёт тебя к чему-то ошеломляющему, жаль, что по итогу развязки всё оказывается на порядок проще и избитее. Сюжет с бывшими преступниками-союзниками, которые встречаются спустя годы, чтобы перераспределить награбленное, настолько жизнеспособен, что может заинтересовать практически в любой жанровой обвёртке, будь то детектив, мелодрама, боевик, драма или даже хоррор. И именно последний вполне достойно скрашивает столь беспроигрышную на первый взгляд, сценарную фабулу. Но в то же время, в ряде моментов, лента абсолютно необоснованно переходит на территорию пародии, смешанной со стендап-комедией, и нужно действительно отключить мозг, чтобы восприятие происходящего хоть как-то сработало. Но, несмотря на все эти странности, в сочетании с очень неуместным юмором, я не хочу полностью охаивать фильм, поскольку они хоть и смотрятся не в тему, но при этом добавляют ему ностальгического очарования, а добротная режиссура Альфреда Ворера превращает картину в старомодную, но атмосферную страшилку. Возможно, этот фильм не очень хороший в оригинальном значении этого слова, но в любом случае, он очень увлекательный.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Очень прошу уважаемую администрацию, исправьте пожалуйста грамматические косяки из цитаты в тексе

    -Трупы не подержат исследованию.
    -Может, для этого их и украли?
    -Надо подождать следующего трупа, и он всё расскажет.
    -Сколько работал е Скотланд-Ярде, ни разу не говорил с трупами.

    На следующее:

    -Трупы не подлежат исследованию.
    -Может, для этого их и украли?
    -Надо подождать следующего трупа, и он всё расскажет.
    -Сколько работал в Скотланд-Ярде, ни разу не говорил с трупами.

    А то ш0-т0 я недосмотрел.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!