ПРОКЛЯТИЕ

Фэнзона

Художник с кричащей фамилией. Интервью с Сергеем Крикуном.

БлогиКомментарии: 4

Во мне художник умер, так и не родившись. Вернее даже, как в известном анекдоте: "родился мертвым". Моя последняя пятерка по рисованию состоялась в первой четверти первого класса, я тогда нарисовал радугу на фоне пустой белой вечности. Вот поэтому любой настоящий художник для меня встает в один ряд с волшебниками и чародеями. Именно таким является мой собеседник.

Если у вас на книжной полке имеются малотиражные издания хоррора с иллюстрациями, то проверьте: вполне возможно там вы найдете его работы. А вот и он сам: Сергей Крикун – художник, писатель, бывший редактор раздела "Арт" журнала "DARKER".

Начнем с краткой автобиографии. А также перечислите, в чем вы были замечены (художник, писатель...).

Процитирую биографию в профиле журнала "Млечный путь":

"Родился 6 октября 1984 года, в сердце Украины, и, подобно самым опасным разновидностям червей-паразитов, прогрыз путь в самый ее мозг – Киев. Где и окопался.

Могу похвастаться дипломом бакалавра по специальности "английский язык и литература" – не стал преподом потому, что отбирать айФоны на занятиях и шушуканье о том, как кто-то где-то вчера классно отвис мне не по душе. Вместо этого – наполовину исписанная трудовая книга – нигде не задерживался больше года. Вообще-то, год – это пока что максимум.

<...>

Регулярно пишу для журналов "Формула кино", "Darker", "Мир фантастики" – рецензии на кино и литературу, статьи о кино и художниках. В активе меня-переводчика неизданный "Вечный похититель" Клайва Баркера (на укр. язык), "НЕЧТОжества" Питера Уоттса, который без моего ведома, просочился в Сеть, кое-что из Томаса Лиготти и всякая всячина. Я-писатель, в моем понимании, – новичок со смутными перспективами, который с надеждой посматривает в сторону неведомого Кадата."

Тем не менее, на днях состоялся мой книжный дебют в сборнике "Бестиариум", и это только начало.

Я-художник столь же амбициозен, но чуть более успешный. С тех пор, как уволился с последней работы, вышло три малотиражные книги с моими иллюстрациями, две – на подходе ("Эра Дракулы" Кима Ньюмана, "Туман и Дракон" Фотины Морозовой и Екатерины Булей, "In Mint Condition"), и еще неслабая горстка – в работе (в т. ч. "Двойная тень" К. Э. Смита, которая помимо двадцатки моих рисунков будет вмещать пять моих статей о циклах рассказов Смита)... Если я буду продолжать, можно обойтись и без интервью, правда? Так что следующий вопрос.

Так, ну, дипломом бакалавра по специальности "английский язык и литература" оправдывает писателя и переводчика. А как же вы в художниках оказались?

Рисую, сколько себя помню – начинал с гусеничных тракторов, персонажей мультфильмов (особой любовью пользовался "Скуби-Ду и оборотень поневоле"), циклопов. А к "дарку" тематике притягивало всегда.

И как пришло решение заниматься изобразительным искусством профессионально? Кто первым заметил вас, как художника?

Решение далось нелегко – как-никак, а "вольному художнику" нужно постоянно себя контролировать, самому выстраивать свой рабочий график, прокачивать силу воли; нет гарантий стабильного заработка, а вначале всегда будет очень и очень туго... Как сейчас.

Я – хроническая сова, люблю засидеться допоздна: рисунок, чашка кофе, а за окном – такая же чернота, как и в кружке. Город спит, легче расслышать собственные мысли. Хотя порой это не очень хорошо сказывается на самочувствии.

О своем решении я ни разу не пожалел – у меня появилась возможность активней развиваться с том направлении, которое я считаю правильным. Главное – это вера в себя. "Leap of faith", "волевой скачек", как говорит Алан Мур – в свое время ему пришлось "прыгнуть в комиксы", чтобы спастись от наркоторговли.

Первыми меня заметили "малотиражники", за что им низкий поклон. 

А помните ли свою первую осознанную картину? Такую, что прямо решил сесть и нарисовать именно это.

Хм-м-м-м... Помню первый рисунок, над которым сидел очень долго и считал на то время своим шедевром.  Был 8-й или 9-й класс, нарисовал человека в тисках кошмаров: обезличенного мужика обвивает змея, у которой по голове на каждом конце, из углов к ней тянутся Дракула, оборотень, Фрэдди Крюгер, естественно... Кажется, я просто обсмотрелся "Кошмара на ул. Вязов"  Примерно в то же время начал рисовать иллюстрации к Кингу.

А можете объяснить, как художник творит? Каким образом засевшая в голове идея превращается в рисунок, а не текст или музыку. С чего начинается каждая новая картина?

Каверзный вопрос! У каждого свой подход... И это зависит от того, что это за рисунок – иллюстрация, просто идея "с воздуха"...

Если нужно проиллюстрировать какое-то произведение, то я читаю его, и самые яркие образы зарисовываю в виде таких скетчей, которые никто кроме меня не разберет. Так уж получается. Чаще всего нет детальных набросков – в голове уже сидит сложившаяся картинка, которую осталось перенести на бумагу. Но, как и в любом творчестве, бывает и так, что результат далек от первоначального замысла. А еще стараюсь под каждое произведение примерить другую технику исполнения.

Вот сейчас должен сделать очередной рисунок к рассказу Кларка Эштона Смита и возле меня три крохотных каракули, в каждой из которых сидит готовый рисунок. Но повезет лишь одному.

Да, кстати, самый динамичный, запоминающийся момент из произведения – не обязательно самый красивый образ.

Порой иллюстрация – это сознательная потуга, конструктор, для которого приходится листать кучу книг, искать множество подсобных картинок. Так было с моей пока что единственной иллюстрацией к повести "Восставший из ада".

Всегда рисую под музыку, сейчас в фавортах "And Also the Trees" и "Front Line Assembly".

Как бы то ни было, но живопись является далеко не самым популярным видом искусства. Тем более, если сравнивать его с литературой и кино. Кого из художников вы бы порекомендовали любителю всего темного, мало знакомому с живописью? Кто из художников повлиял или продолжает влиять на вас?

Частично ответом на этот вопрос являются те материалы, что я пишу для рубрики "Тьма в картинках" фэнзина DARKER. Но некоторые из самых-самых любимих художников так и остались неосвещенными – я их слишком люблю и не знаю, с какой стороны подойти! Ганс "Руди" Гигер, Здзислав Бексиньский, Франциско Гойя, Обри Бердслей, Фелисьен Ропс, Гюстав Доре – это уже примелькавшиеся классики. Копаем глубже: Вирджил Финлей,

Сидни Сайм, Джон Култхарт, Цутому Нихей, Кацухиро Отомо, Пол Рамзи, Сантьяго Карузо, Дэйв МакКин, Берни Райтсон, Стивен Биссетт, Чарльз Весс, Тэд МакКивер... Их великое множество, на самом деле, от классиков до комиксистов – они для меня равноценны.

Но при этом кино и музыка оказывают на меня не меньшее влияние.

Да и сама природа вокруг. Ее создания порой смотрятся фантастичней любого ксеноморфа.

Есть ли работа, которой гордитесь больше всего?

Есть, но их несколько: "микросхемный" портрет Уильяма Гибсона, уже упоминавшаяся иллюстрации к "Восставшему из ада" Клайва Баркера и "Двору Дракона" Роберта Чамберса, портреты Томаса Лиготти и клыкастого Ричарда Лаймона. Сейчас заканчиваю серию рисунков к циклу "Зотик" К. Э. Смита, и результат мне уже нравится

Так, ну с художником немного разъяснили, пройдемте дальше. Не так давно я брал интервью у Василия Рузакова, вместе с которым вы являетесь руководителями проекта "Клайв Баркер.ру". Расскажите, как вы оказались в нем и какова ваша роль?

К сожалению, этот сайт несколько опоздал. Пик моего увлечения Баркером давно миновал, и сейчас я его люблю наряду с другими писателями, хотя до сих пор моим любимым произведением остается "Имаджика". Возможно, если бы Клайв не увяз в Абарате, а продолжил работать в духе начала 90-х, подпитывал интерес... Но увы.

Посему клайвбаркер.ру и паблик Баркера во ВКонтакте занимают ничтожную часть моего времени. Тем более, что в последнее время я чертовски занят.

Больше всего для русскоязычного фэндома Баркера я сделал в ЖЖ-сообществе.

Однако, Василий высказал свои подозрения насчет того, что вы переписываетесь с маэстро. Было ли такое?

Было и есть.

И что, если не секрет, обсуждаете?

Баркер не очень любит обсуждать свое творчество – подобных вопросов ему хватает. В основном это обычный треп, как если бы ты зашел к товарищу на чай с тортом или на джин с тоником

Касательно вас, как писателя: с чего началось, к чему тяготеете?

Началось банально – со Стивена Кинга! Мне всегда нравились эпатажные произведения, произведения, которые бросают вызов твоей фантазии, твоим границам восприятия. Поначалу Кинг показался мне скучным – несколько раз я начинал какой-то его роман, но быстро увязал в описаниях и бросал. А потом в восьмом классе мне попалось его "Оно", и я улетел – за школьные годы я прочел около 30 книг Короля. В конце 11-го класса я открыл для себя Баркера и фантазия Кинга показалась не такой уж и яркой. С тех пор я стараюсь не брезговать литературой, способной "расширить сознание", хотя предпочтение отдаю хоррору, киберпанку и магическому реализму.

Кинг показал мне, что у литературных ужастиков огромный потенциал. Пробовать себя я начал ближе к концу школы, но поначалу выходила ужасная чушь. Со временем начал писать лучше. Я прочел "Как писать книги", но методы Короля ко мне применить не получится – у каждого писателя они свои. И все же я на все 100 согласен с таким его утверждением: "для того, чтобы стать писателем, нужно много читать и много писать". И писать грамотно (сказал я и сделал три ошибки в одном слове)!

Вы попали в сборник Сергея Чекмаева "Бестиариум: Дизельные мифы". К написанию рассказа для этого сборника побудила любовь к Лавкрафту или все-таки дизельпанк? А может что-то еще?

Что-нибудь еще + Лавкрафт – из всяких там "-панков" я люблю только киберпанк. Изначально у меня была идея о городе, не привязанном ни к какому месту и пространству, над которым зависла огромная туча-монстр, а главгером должен был стать детектив Николай Гоголь.

Когда я прослышал о наборе рассказов в "Дизельные Мифы", то решил попробоваться, переработав свою идею так, чтобы она подходила сеттингу – соответствие было обязательным условием. Но, как писался рассказ – это долгая, неприятная история, и я был удивлен, когда Сергей похвалил "Мверзкое дело", как один из лучших образчиков нуара. Не вообще, а из тех рассказов, которые пришли на рассмотрение.

А Лавкрафта я обожаю почти так же, как и Баркера.

К слову, возможно, в этом году появится книга Лавкрафта с моими иллюстрациями.

Если вдруг выдается минута свободного времени, чем ее заполняете? Рисуете ли просто так, для себя?

Я несколько раз встречал упоминания о том, что писатели-художники не получают большого удовольствия от рисования и писательства – Кинг и Баркер называли этот процесс довольно мучительным, и я полностью с ними согласен. Это словно маленькие роды! Поэтому в итоге имеется либо "высер", либо что-то жизнеспособное. Лично мне больше всего нравится смотреть на результат.

Поэтому свободная минута – это минута блаженного безделья! Читаю, смотрю кино, гуляю, рассматриваю работы других художников...

Хотя бывают моменты, когда рисование или письмо буквально уносит – ты забываешься, входишь в раж и на некоторое время выпадаешь из этого мира. Блаженное состояние.

Последний вопрос связан с вашей редакторской деятельностью в "DARKER". Насколько трудно было подбирать материал? Как обстояли дела с самотеком?

Самотек практически нулевой – всех нужно было пинать. Редактор-попрошайка – это не по мне. Именно поэтому часть материалов писал сам. Хотя чертовски угнетает то, что большинство "читателей" просто пялятся на картинки и идут себе спокойно дальше. Зачем читать о художниках? Посмотрел и хватит! Черт бы их побрал, таких читателей. Надеюсь, у нового редактора, моего друга Сергея Корнеева, дела пойдут веселей.

Спасибо за интервью, Сергей. Удачи вам. Будем ждать момента, когда можно будет посетить вашу персональную выставку. Все-таки вы художник с кричащей фамилией.

Момент упущен – была уже, в Москве, ее устраивал... не поверите, Серега Корнеев!

Но спасибо! Дальше – БОЛЬШЕ!

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!