Интервью с экс-редактором Зоны Ужасов Александром Подольским
ИнтервьюЭксклюзивКнигиКомментарии: 1
Сегодня к нам заглянул Александр Подольский: писатель, экс-редактор Зоны Ужасов, экс-главред вебзина DARKER, создатель конкурса "Чертова дюжина", человек и пароход.
У Саши вышел долгожданный авторский сборник в серии "Самая страшная книга". Разумеется, мы не могли пройти мимо такого события. О том, как изменился русский хоррор; о цензуре; о футбольной команде писателей и конечно же о рассказе "Слякоть" и будущем романе Подольского читайте ниже.
Привет! Для начала расскажи о работе над сборником: как формировал содержание, сколько вошло рассказов, редактировал ли ты что-то из того, что было написано давно, и почему "Колумбарий"?
Привет! Я изначально понимал, что мне нужно прислать большую подборку текстов. Не итоговый список рассказов, а с запасом, чтобы был выбор. Что-то в издательстве забракуют, что-то не ляжет в концепцию, какие-то истории будут пересекаться тематически и мешать друг другу. В любом случае состав перетряхнут, это нормальный рабочий процесс. Поэтому я собрал всё более-менее приличное, разбил на три условные папки ("Лучшее", "Нормальное" и "Нестыдное раннее") и отправил архив Парфёнову М. С., который отвечает за серию "Самая страшная книга" (а по совместительству и за Зону Ужасов, да-да). Миша прочитал все мои шедевры, мы утвердили состав, я еще немножко поменял рассказы местами, и "Колумбарий" был собран. В книгу практически целиком переместилась папка "Лучшее", а всего историй набралось тридцать две штуки. Разумеется, все они прошли дополнительную редактуру.
Что касается названия, то его тоже предложил Миша. Я как-то и не рассматривал "Колумбарий" в таком ключе, а меж тем это ведь один из немногих вариантов, подразумевающий некий концепт. Каждый рассказ — будто урна с прахом. В каждой урне запечатана новая история, обитают новые герои и новые монстры. У Форреста Гампа была коробка шоколадных конфет ("Никогда не знаешь, какая начинка тебе попадется"), а у меня, стало быть, хранилище урн-историй, которое работает по тому же принципу.
У Юрия Шевчука есть такие строки "Время начала рок-н-ролла ушло, осталась прическа да светлая грусть". Если обернуться назад, во времена подготовки первого номера журнала DARKER, что ты видишь? Как изменился жанр? Стало лучше или раньше трава зеленее была?
Конечно, стало намного лучше. Здесь тот случай, когда раньше трава не то что не была зеленее — ее просто никто не видел. Так, торчали из земли какие-то пучки то там, то тут, но ни о каком "газоне" говорить не приходилось. В те времена мы фактически вышли засеивать пустырь, и очень приятно, что труды не пропали зря. Сейчас русский хоррор — уже явление. Его признают, с ним считаются. Да, получается не всё и не сразу, еще работать и работать, но у нас есть книги, журналы, серии, фестивали, премии, экранизации… Десять лет назад мы о таком только мечтали.
Как ты думаешь, читательский стереотип, мол, наши авторы не умеют в ужасы, уже сломан или ещё нет?
До конца не сломан, но активно ломается. Это видно по многочисленным отзывам в духе "Скептически относился к русскому хоррору, но почитал и проникся". Жанр крепнет, авторы прогрессируют, и с каждым годом всё больше читателей переходят на тёмную сторону. Потому что наши, как выясняется, действительно умеют в ужасы. И если уровень недоверия к отечественному жанровому контенту в кино по-прежнему велик (чему активно способствуют сами киноделы, раз за разом снимая нечто невразумительное), то в литературе уже можно говорить об изменении ситуации. И дальше должно быть только лучше.
Давай ещё повспоминаем. Когда ты писал рассказы уже будучи взрослым, как относились близкие к увлечению литературой? Поддерживали или советовали взяться за ум и пойти куда-нибудь на госслужбу?
Нет, "взяться за ум" мне точно никто не советовал, потому что литература никогда всерьез не конкурировала с работой. А раз так, то какая разница, чем человек занимается в свободное время? Кто-то рисует, кто-то носки вяжет, а кто-то сочиняет жуткие истории. Родные поначалу удивлялись ("То есть тебя в настоящей книжке напечатали?"), потом радовались успехам, читали и хвалили, но всегда в меру и не всё подряд, без фанатизма. Как ни крути, хоррор — не совсем их профиль. И я даже рад, что до отдельных моих рассказов (не будем упоминать их всуе) родня так и не добралась.
Ты неоднократно писал в соавторстве с Александром Матюхиным и Надеждой Гамильнот. Расскажи о специфике такой работы. Как не перетянуть на себя одеяло? Как избежать конфликтов?
Здесь всё очень индивидуально. Для кого-то перетянутое одеяло, когда один соавтор выступает явным локомотивом и делает в разы больше, — абсолютно нормально. Просто это такой формат работы. Но мне ближе другой: когда вклад в общее произведение плюс-минус одинаковый. В целом же главное в этом деле — найти правильного соавтора, потому что далеко не с каждым получится сработаться. Много факторов должно совпасть: авторская стилистика (или умение подстроиться под определенный стиль), взгляды на жанр и творчество вообще, способность слышать коллегу и идти на компромиссы. Мне кажется, без какой-то писательской "химии" ничего хорошего не получится. Людям должно быть комфортно в тандеме, иначе зачем это всё?
С Матюхиным и Гамильнот мы вполне сработались. И раз уж все совместные рассказы в итоге опубликованы в различных жанровых антологиях, а читатели их в основном хвалят, значит, не зря затевали соавторство. Вещи вроде "Светотеней" или "Без чудес" я бы совершенно точно не написал один.
У нас выходил материал о цензурировании названий фильмов ужасов: перед прокатом слово "дьявол" заменялось на что угодно. Позже мы освещали инициативу запрета жестоких видеоигр. Как ты считаешь, плоды хоррор-культуры могут быть причиной насилия?
Эта тема то и дело всплывает достаточно давно, и мое мнение остается прежним: хоррор никого не "учит плохому". Отстаньте уже от жанра и поищите проблему в самих людях. Нормальный человек, посмотрев какой-нибудь кровавый слэшер (даже десять штук подряд), не пойдет рубить соседей мачете. Ненормальный же и без кино, книги или видеоигры справится: он может услышать голоса в голове, прислушаться к зловещим инструкциям из сливного отверстия или разглядеть в узорах на ковре призывы убить бабушку-консьержа. Вот поэтому за ненормальными надо присматривать, своевременно их лечить и при необходимости изолировать. То же самое касается всяческих отморозков и убийц, которые с медицинской точки зрения бывают вполне вменяемыми. Нужно разбираться с конкретными людьми, а не оправдывать насилие передозировкой жестокого контента и цензурить всё на свете. К сожалению, люди сами по себе творят такие вещи, что хоррору и не снилось.
Беседуя с Подольским, нельзя обойти вниманием его самый известный рассказ. "Слякоть". Об него ломают копья годами. Его хвалят. Его ругают. На него строчат полотна рецензий. Автору ставят диагнозы и даже угрожают. Признайся наконец, что ты вложил в эту историю? Это обычная провокация или есть некий авторский смысловой посыл?
Мне очень не нравится разжевывать идеи или рассказывать о смыслах/месседжах своих произведений. Это как-то грустненько. Почти то же самое, что объяснять шутку. Я написал рассказ и отправил его в свободное плавание, а дальше уже дело за читателями, они включаются в игру. Кто-то окажется на одной волне с автором, кто-то ничего не увидит в тексте, а кто-то увидит намного больше, чем туда закладывалось. Тем и прекрасна литература. И меньше всего на свете мне хочется с кем-то спорить или продавливать свое видение каждой истории. Я лучше с интересом понаблюдаю за обсуждениями и спорами.
По поводу "Слякоти" скажу лишь, что никакой провокации не планировалось. Я просто писал рассказ под конкретный номер вебзина DARKER (жесть и сплаттерпанк), потому он и получился таким, каким получился. И уж точно я не ожидал последующего хайпа. А смысловой посыл там, конечно, есть: максимально простой и лежащий на поверхности. Думаю, читатели в большинстве своем (из тех, кого не поглотил дым от бомблений) легко его увидели.
В феврале в России состоялась премьера слэшера "Винни-Пух: Кровь и мед" – это хоррор-интерпретация детской сказки. И вот о чем многие думают, но боятся тебя спросить: бука из рассказа "Демьяновы фильмы" сбежал?
К сожалению (или к счастью?), я этот фильм не смотрел, но старина Демьян вполне мог крутить подобное в своем кинотеатре. Он известный хулиган и любитель добавить жути чему-то доброму и светлому. Только бюджета у него побольше, чем у создателей хоррорного "Винни-Пуха", так что его версия наверняка была бы круче и страшнее. А может, и с приглашенными звездами вроде Маши, которая наконец извела своего Медведя и решила найти нового… Так, кажется, у меня созрела идея "Демьяновых мультфильмов".
Давай отвлечемся от литературы. Не секрет, что ты поклонник "Спартака". Представь, что тебе надо сформировать свою футбольную команду из авторов хоррора. Наших, само собой. Кого бы взял? Не обязательно перечислять одиннадцать человек, достаточно ключевых игроков и названия команды.
И приз за самый оригинальный вопрос уходит товарищу Русских! Так, давай думать. В первую очередь берем Парфенова и Митю Лазарева, потому что они одни из немногих хоррор-авторов, которые любят футбол и болеют за "Спартак". Еще один "фанат" — Дима Костюкевич, его тоже берем без вопросов. А вот дальше сложнее, потому что остальные, сколь помню, к этому виду спорта равнодушны… Но раз такие правила, вербуем в команду "Лоси" (другого названия и быть не могло) Тихонова, Кожина, Матюхина и Ваню Миронова — они в неплохой физической форме, должны продержаться хотя бы тайм. Возьмем и Кабира, который будет зловеще курить в чужой штрафной и создавать панику среди защитников. На фланг поставим Николая Романова — он постоянно бегает по горам, за ним вообще никто не угонится. Ну и как контрольный выстрел в голову соперника — Вадим Громов в центре нападения. Где вы еще увидите голы, забитые с вертухи?
Твой совет новичкам, мечтающим об авторской книге?
Поменьше мечтайте, побольше пишите. Набивайте шишки на конкурсах и в отборах, набирайтесь опыта, совершенствуйтесь, и тогда всё будет.
Сборник рассказов – это круто, но в интервью DARKER ты сказал, что пишешь роман. Говорят, рассказ написать сложнее. Это правда?
Не раз слышал такое мнение. Пожалуй, даже могу понять, почему так говорят. В малой форме сложнее развернуться, раскрыть героев, конфликт, да и не каждый сюжет подходит под такой формат. Но лично для меня роман намного сложнее. Все-таки рассказ, если уже сложился в голове, обычно пишется быстро: день, два, неделю. Ты все это время живешь в истории, но не успеваешь от нее устать. Не нужны никакие планы, синопсисы глав или досье на персонажей. Ты просто берешь и погружаешься в творческий процесс, и нередко хватает одной порции вдохновения. А вот с романом всё серьезнее, это настоящая работа, которая грозит затянуться на месяцы и даже годы (если только ты не Кабир). За такое время можно элементарно остыть, разочароваться и разлюбить историю, которая недавно казалась очень даже ничего. У меня такое случалось неоднократно. Надеюсь, на этот раз все-таки доведу дело до конца. По крайней мере, задумка мне очень нравится, и есть ощущение, что ничего лучше я не писал много лет.
Роман – это круто. А ждать ли от Александра Подольского тест в Зону Ужасов?
Тоже ждать, причем гораздо раньше романа. Что-то я забросил эти тесты, надо исправляться. Тем более что иногда появляются подходящие идеи. В общем, постараюсь хотя бы раз в месяц радовать читателей Зоны Ужасов.
Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru
Спасибо! Оч интересно.
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!