Новости

Мокьюментари и фаунд футадж - топ самых значимых фильмов

ТопКиноКомментарии: 13

Мокьюментари (mockumentary) и фаунд футадж (found footage), псевдодокументальное кино и "найденные пленки" - близнецы-братья, два поджанра (или точнее сказать - два специфических стиля съемок), которые зачастую бывает очень сложно отличить один от другого. Разница между ними на самом деле весьма существенная: псевдодокументальные фильмы "притворяются" настоящими документалками, в то время как фаунд футадж пытается выдать себя за некие любительские записи (обычно по "легенде" таких фильмов люди, которые эти съемки осуществляли, уже мертвы либо пропали без вести), найденные и смонтированные в некое единое целое командой профессионалов. То есть в первом случае зрителю показывают "как бы документальное кино от профи", а в другом - "как бы любительские записи".

На практике нередко бывает так, что "найденные пленки" входят в якобы документальное кино, становясь его неотъемлемой частью - оттого и сложности с разграничением поджранров. Классический пример - итальянский "Ад каннибалов", выполненный в стиле документального кино, которое рассказывает о поисках группы кинематографистов, пропавших в джунглях Амазонии. Ближе к середине фильма поисковики находят отснятые пропавшими коллегами видеоматериалы, которые демонстрируются зрителям именно в статусе "найденных пленок".

Оба направления вошли в моду в конце 2000-х - начале 2010-х, благодаря шумному успеху серии фильмов "Паранормальное явление". Хотя и мокьюментари, и фаунд футадж фильмы снимались и до этого, и порой имели громадный успех, но именно после выхода первой части ПЯ производство таких картин было поставлено на поток. Что очень легко объяснить - себестомость производства подобных картин минимальная и подчас исчисляется даже не в сотнях, а в тысячах долларов, каковые затраты не окупить сложнее, чем окупить. В случае же серьезного успеха авторы таких фильмов могут получить многомиллионные прибыли.

К середине 2010-х, впрочем, мода на фаунд футаджи постепенно сошла на нет, хотя такое кино до сих пор снимают - в надежде, что какой-нибудь фильм громко "выстрелит" и озолотит своих создателей. Очередная попытка такого рода - "Обитель тьмы" (Heilstätten), снятая под патронажем студии Fox в Германии - выходит в российский прокат 18 июля 2019 года. По такому случаю Зона Ужасов вспоминает пять на наш взгляд самых значимых представителей обоих поджанров.

«Легенда Бугги Крик» | The Legend of Boggy Creek (1972)


Режиссер: Чарльз Б. Пирс

В ролях: Б.Р. Баррингтон, Верн Стиерман, Джон В. Оутс, Джон П. Хиксон, Ллойд Бауэн, Трэвис Крэбтри, Уилли Э. Смит, Чак Пирс мл.

Кинопоиск: 4,10

IMDb: 5,00

Бюджет: 100,000 $

Кассовые сборы: 20,000,000 $

Начнем наш топ с ныне забытого псевдо-документального фильма ужасов 1972 года выпуска. Фильм рассказывал о загадочном существе, сильно смахивающем на Йети, которое, согласно свидетельствам очевидцев, обитает где-то в болотах штата Арканзас. Средний балл на Кинопоиске и IMBD не впечатляет, но ценители отмечают кино как вполне достойное и даже способное напугать - даром, что мокьюментари-хоррор в нем сочетается с элементами драмы и даже (!!) мюзикла. В свое время картина имела серьезный успех, так что позднее было снято еще ТРИ сиквела, причем последний вроде как вышел в 2011 году, но о нем совсем ничего не известно...

«Паранормальное явление» | Paranormal Activity (2007)


Режиссер: Орен Пели

В ролях: Кристал Картрайт, Кэти Фезерстон, Марк Фредерикс, Мика Слот, Рэнди Макдауэлл, Тим Пайпер, Эмбер Армстронг, Эшли Палмер

Кинопоиск: 6,54

IMDb: 6,3

Бюджет: 15,000 $

Кассовые сборы: 193,355,800 $

В поджанре найденных пленок это фильм безусловно занимает почетное место, ведь именно он, не будучи ни самым первым, ни самым успешным (о главном хите фаунд футадж мы еще скажем), показал голливудским продюсерам, что производство подобного кино можно ставить на поток. Кроме того, с картины режиссера Орена Пели началась выдающаяся карьера продюсера Джейсона Блума, ныне - главного продюсера жанровых кинофильмов, имеющего в своем послужном списке без преувеличения десятки хитов.

Сюжет картины всем хорошо знаком: молодая пара начинает подозревать, что в их доме обитает что-то потустороннее; чтобы зафиксировать проявления паранормальщины, они настраивают видекамеру - именно отснятые этой камерой материалы зритель якобы и смотрит.

Интересна история успеха этого фильма. Он был готов к 2007 году и первое время путешествовал по фестивалям - обычое дело для многих дешевых и зачастую неплохих картин в США. Стараниями Джейсона Блума и команды, а также благодаря крайне положительным отзывам критиков и зрителей прокатчик сначала (в сентябре 2009 года) выпустил ленту в ограниченный прокат, а после развернувшейся рекламной кампании под лозунгом "позвони в местный кинотеатр и потребуй, чтобы там показали наш фильм", в октябре того же года - в широкий. В итоге только в США дебютную работу Орена Пели посмотрело более 14 миллионов человек, а общие кассовые сборы превысили 107 миллионов долларов.

«Пленки из Пукипси» | The Poughkeepsie Tapes (2006)


Режиссер: Джон Эрик Даудл

В ролях: Бен Мессмер, Ивар Броггер, Ирис Бар, Ким Кенни, Лу Джордж, Майкл Лосон, Рон Харпер, Саманта Робсон, Стэйси Чборски, Эми Линдон

Кинопоиск: 6,19

IMDb: 6,1

Бюджет: --

Кассовые сборы: --

Жестоко недооцененная работа братьев Даудл, этот фильм планировался для вполне себе широкого проката, но по так и не ставших достояним общественности причинам в последний момент был снят с показа. В отличие от «Паранормального явления», с историей успеха которого вы уже знакомы, этот фильм пример прямо противоположного - подумать только, в ограниченный прокат «Пленки из Пукипси» попали лишь в 2014 году (семь лет спустя после того, как фильм был снят), а на DVD и Blu-Ray картина появилась и того позже, аж в 2017-м. А в Австралли, например, на VOD-сервисах фильм стал доступен вообще только в 2019 году.

Меж тем, значимость этой ленты не стоит преуменьшать. Новаторство картины заключалось в том, что, в отличие от большинства подобных, она лишена каких-либо элементов мистики или фантастики. Напротив, все предельно реалистично, психологически достоверно, очень мрачно и абсолютно безумно. Кино рассказывает историю о жестоком серийном убийце - эта часть выполнена как документальный фильм, включает интервью с "агентами ФБР" и т.п. сцены. Маньяк долгое время держал в плену одну из своих жертв, а свои похождения дотошно фиксировал на камеру, отсняв (как говорится в "документальной" части) более 250 часов видео. Разумеется, нам показывают и те пленки, которые он наснимал. Отдельно стоит сказать о финале картины - неимоверно тяжелом, жестоком и шокирующем.

«Ведьма из Блэр» | The Blair Witch Project (1999)


Режиссер: Дэниэл Мирик, Эдуардо Санчес

В ролях: Боб Гриффит, Джеки Холлекс, Джим Кинг, Джошуа Леонард, Майкл С. Уильямс, Марк Мейсон, Патриция ДеКу, Сандра Санчес, Хезер Донахью, Эд Суонсон

Кинопоиск: 6,52

IMDb: 6,4

Бюджет: 22,000 $

Кассовые сборы: 248,639,099 $

Ну и куда же без него - самого хитового фаунд футадж хоррора в истории, попавшему в свое время в книгу рекордов Гинесса. Успех картине принесла креативная рекламная кампания, в которую были вложены приличные средства (в то время как сами съемки обошлись в сущие копейки). Так, например, страницы актеров, сыгравших в «Ведьме из Блэр», были помечены на сайте IMDb как "пропавшие без вести", а в интернете появлялись объявления о пропаже. На этот обман купились тогда миллионы людей - в том числе и автор этой статьи, благодаря чему просмотр фильма, релиз которого был обставлен как монтаж неких реальных видео реально исчезнувших студентов-киношников, превратился в совершенно уникальный и эмоционально выдающийся аттракцион. Режиссеры-дебютанты Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес затем не сняли ничего сопоставимого по успешности и известности, карьеры актеров также особо не сложились, а снятые позднее сиквелы пусть и не стали провалами, но столь взрывного эффекта, разумеется, уже не производили. «Ведьма из Блэр» своим невероятным успехом проложила путь для «Паранормального явления», а уже дальше по этой дорожке не хаживал только ленивый.

«Ад каннибалов» | Cannibal Holocaust (1980)


Режиссер: Руджеро Деодато

В ролях: Карл Гэбриел Йорк, Лионелло Пио Ди Савойя, Луиджина Рокки, Лука Барбарески, Паоло Паолони, Перри Пирканен, Рикардо Фуэнтес, Роберт Керман, Сальваторе Базиле, Франческа Кьярди

Кинопоиск: 6,18

IMDb: 5,9

Бюджет: 100,000 $

Кассовые сборы: --

И завершает наш топ самых значимых фильмов породы мокьюментари и фаунд футадж шедевр итальянца Руджеро Деодато, долгое время носивший гордое звание самого запрещенного фильма ужасов всех времен и народов. Фильм-легенда, фильм-история. «Ад каннибалов» на много лет опередил свое время (до выхода «Ведьмы из Блэр» было еще почти 30 лет!), а поразительная смелость в демонстрации запредельной жестокости и натуралистичного ультра-насилия выделяет его на общем фоне и поныне. Далеко не каждый неподготовленный зритель выдержит просмотр этого кино. Шедевром же его делает наличие простой и ясной морали, подвешенного в воздухе финального вопроса (кто же здесь каннибал?) - вопроса, который оправдывает высочайший градус показанной зрителям жести (изнасилования, убийства, расчленение и, конечно же, людоедство). Безусловная удача итальянской команды кинематографистов заключается в том, что сама концепция фильма обосновывает то, что ему, казалось бы, можно вменить в недостаток. Например, малоизвестные актеры большей частью откровенно переигрывают - но поскольку герои картины являются, согласно "легенда", звездами документалистики, то их нарочитое позерство перед камерой выглядит естественным. Отдельного упоминания достойна гениальная музыка композитора Ортолани - местами нежная, местами первобытно-дикарская.

Также достойны упоминания: «Под маской: Восхождение Лесли Вернона» (Behind the Mask: The Rise of Leslie Vernon, 2006) - во многом уникальный мета-хоррор, сочетающий в себе псевдодокументальную стилистику с глубоким погружением в поджанр слэшеров; «Репортаж» ([Rec], 2007) - испанский фильм, связавший поджанр с темами зомби и дьявольской одержимости и породивший успешную хоррор-серию и голливудский ремейк; «Аполлон 18» (Apollo 18, 2011) - продюсерский проект Тимура Бекмамбетова, скрестивший "найденные пленки" с темой космоса; «Искатели могил» (Grave Encounters, 2011) - просто качественный и по-настоящему пугающий канадский фильм о привидениях; «Везучий ублюдок» (Lucky Bastard, 2014) - неожиданный маньячный триллер на тему порно-индустрии; «Ублюдок» (Creep, 2014) Патрика Брайса и Марка Дюпласса. И многие другие.

Удастся ли войти в число заметных фильмов, снятых в этой стилистике, "Обители тьмы" - узнаем 18 июля, когда немецкий фаунд футадж доберется до российского проката. А какие еще ленты этого направления вы знаете и считаете достойными внимания?

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1195.

Темы этой статьи

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 13 RSS

  • Лично мне больше всего нравятся «Искатели могил» и «Пленки из Пукипси». Второй особенно.

  • А чего так мало?

    А Визит, Noroi, Одержимость Майкла Кинга, альманахи З/Л/О, репортажи, Монстро и другие?

  • Мне еще нравится медленный «Озеро Манго».

    Первая часть Искателей Могил - очень-очень.

  • "Охотник на троллей" и "Монстро" самые топычи

  • Очень приятно было читать топ. Я в восхищении, можно сказать. Присмотрел для себя "Пленки из Пукипси", а там видно будет, посмотрю или нет. Спасибо, очень классный топ.

  • Еще неплох австралийский Туннель.

  • Есть еще более неизвестный фильм в духе "Пленок из Пукипси" - это "Пропавшая Меган". Тоже маньяк, тоже его записи фигурируют, никакой мистики, еще более бюджетно снят, чем "Пленки". И какой же он тяжелый, это ужас. До середины все эти подростки могут и бесить, но потом все закручивается и доходит до полного пизд... Один из самых страшных фильмов, что мне доводилось видеть.

    "Треугольник" (2016). Не тот, который про корабль и Бермуды. Этот целиком стилизован под документальное кино про странную общину в пустыне. Берет своей загадкой и интригует до самого финала. Немного жуткий, но мне больше показался таинственным и увлекательным несмотря на то, что экшном не богат.

    Noroi, Туннель, Монстро, Охотники на троллей, Озеро Манго, первые Искатели могил - плюсую, очень хороши!

  • Монстро один из достоиных символов мокьюментари."Найденные плёнки" мне нравятся,мокьюментари-нет.И да,это не то же,что и "псевдодокументалистика"-это рассказ на камеру(в основном от первого лица,один из таких ещё и "Моими глазами").Таких фильмов нужно много.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!