ПРОКЛЯТИЕ

Новости

О фильмах про монстров

РазноеКомментарии: 8

Долгое время я числю себя фанатом фильмов о чудовищах любого рода, наверное с детства, когда впервые увидел "Челюсти", "Смерть среди айсбергов" и "Легенду о динозавре". Но со столь же далеких времен меня преследует понимание, что эти фильмы относятся к разным поджанрам - пусть я и не могу четко сформулировать разницу. Но, с вашего позволения, попытаюсь.

Итак, западное кино мы условно назовем "монстр-муви", в эту категорию прекрасно попадает и "Челюсти" и "Дрожь земли" и, скажем, "Кинг Конг", пожалуй, один из родоначальников жанра. Честности ради отмечу, что здесь есть подразделение на фильмы о реальных чудовищах (белой акуле или касатке, или еще ком) и фильмы о чудовищах выдуманных, таких как Кинг Конг или грабоиды. С другой стороны деление это шаткое: "Парк юрского периода" куда отнести? Динозавры придуманы не киношниками, но вот ожившие динозавры - монстры,существование которых пока сомнительно.

С другой стороны, японская разновидность,фильмы, которые называют "кайдзю" (на самом деле, "кайдзю" означает гигантский монстр, а вовсе не фильм о таковом). В этих все изначально понятно: все известные мне фильмы рассказывали о вымышленных монстрах, будь то трехголовый динозавр Кинг Гидора, списанный с нашего Горыныча или собственно Годзилла, радиоактивный и пышущий воспламеняющимся газом (подводная зверюшка, ага).

Тем не менее, различия между двумя национальными школами гораздо серьезней. Может быть дело в том, что ""монстр-муви" изначально жанр глубоко урбанистический: живая природа становится здесь изначально враждебной силой, слепой и безжалостной по отношению к человеку. Если человек и животное встречаются - животное нападет, причем просто потому, что оно животное. Даже если пищи кругом завались, и гораздо более безобидной... Единственное исключение здесь, это, как ни странно, родоначальник жанра - "Кинг Конг". В данном случае, правда, ситуация воспроизводится с точностью до наоборот: человек относится к природе как хищник и агрессор и в конце концов Конг гибнет, причем именно по вине человеческих качеств: преданности своей блондинке.

Мне кажется, что главное различие с японскими "собратьями" кроется именно в этом: в фильмах о Годзилле и компании изначально другие отношения с природой: даже в самом первом "Годзилле" (1954) японцы воспринимают буйство гигантского ящера как наказание за надругательство над природой (в смысле бомбежки и вообще войны). И то, что они пострадали от бомб ничуть не меньше – их не волнует. Речь идет именно о взаимоотношениях на уровне человек – природа, и расовые различия не важны. Важен принцип и поведение человека перед лицом природы – вызывающее ответную реакцию. Не зря в поздних фильмах сериала ощутим поворот от пафоса антивоенного к выступлениям в защиту экологии.

Как сказал один из исполнителей роли Годзиллы (вы ведь знаете, что в японских фильмах его всегда играл человек в резиновом костюме?), когда смотрел американский римейк: "У этого фильма нет души". В чем-то он прав: американские монстр-муви (которые я тоже очень люблю) - это чистой воды приключения, в которых нет никакого второго дна. Не в этом ли ( и в уже поминавшихся мотивах противостояния человека и природы) и кроется основное жанровое различие? Впрочем, это мнение не окончательное и я буду только рад продолжить обсуждение темы.

_____

Спонсор этого поста:

Любители смотреть кино онлайн могут заинтересоваться сайтом, где доступен онлайн просмотр многих жанров, бесплатно без регистрации и смс, в том числе фильмы 2010 года, фильмы онлайн 2011 года, новинки кино и прочая. Хотя лично я против того, чтобы пользоваться околопиратскими ресурсами и советую ограничиться online просмотром раздела трейлеры.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 8 RSS

  • Хорошая тема. Честно скажу - сам я не являюсь поклонником этого поджанра, но и к ненавистникам себя тоже не причисляю, просто в этой теме не могу считать себя специалистом. Тем не менее на своем дилетантском уровне свои пять копеек вставлю. На западных сайтах встречал несколько иные определения нежели тупо "монстр-муви". А именно - энимал-хоррор (как раз Челюсти и иже с ними) и - джайнт монстр муви, т.е. те самые "фильмы о гигантских чудовищах". Кстати, последние на Западе были распространены отнюдь не меньше, чем в Японии, всяческие "Гигантские землеройки" (это реальное название реального американского фильма, между прочим) и т.п. Именно как "джайнт монстр муви" позиционировался, допустим, недавний хит "Монстро" (Cloverfield), именно к этому поджанру относят всех "Кинг-Конгов" и "Годзиллу". Другое дело, что большая Г - это же еще и своего рода ремейк оригинальной японской Г. А самое важное - фильм гигантомана Эммериха, у которого, на мой взгляд, "с душой" вообще давно уже фильмов не выходило.

  • Отличное дополнение, но, позволю себе заметить, что не отменяющее все мной сказанное: обе разновидности западных фильмов четко отличаются от японских аналогов. Забавно, что даже из первого фильма про Годзиллу переделывая его для американского проката, американцы умудрились как раз душу и вылохостить.

  • Как раз хотела написать, что анималистические ужасы и монстр-муви это немного разные вещи, но Darklot меня опередил.

    А насчет душевности это не от страны зависит, а от создателей фильма. Думаю, что никто не сможет упрекнуть «Дрожь земли» в отсутствии душевности. Да и в 50-60 годах в США снимали премилые фильмы. И первоначально Годзилла была японским аналогом американского «Чудовища с глубины 20000 саженей» (кстати, фильм по Брэдбери) и «Кинг-конга», конечно.

    Я больше про Гамеру смотрела, чем про Годзиллу (ну нравится мне черепашка :)), но серия про «Годзиллу» тоже хорошая.

  •  fotini | 21 июня 2011

    Тоже люблю монстриков)Однако гиганты вроде Кинг-Конга это не то что хотелось бы пересматривать)

    Вот пытаюсь определить какого рода монстры, например, в фильмах "Спуск", "Пещера"? Это ведь типа) мутанты.

    • Это другой поджанр. В "Спуске" ведь главное это не жители подземелий, то есть не монстры сами по себе. Тот же поджанр, например, - "Гемоглобин".

  •  fotini | 21 июня 2011

    Да, но все-таки монстрики там есть)))

    А как кстати такой поджанр можно назвать? Википедия много всякого разного рассказала, но вот мой любимый "Спуск" просто вошел в категорию

    Прочие животные
    1988 — Слизняки (Слизни) / Slugs — гигантские чёрные слизняки
    1990 — Дрожь земли / Tremors — гигантские подземные плотоядные черви
    2005 — Пещера / The Cave — неизвестные пещерные существа
    2005 — Спуск / The Descent — неизвестные человекоподобные пещерные существа
    • Ну, во-первых, Википедия - об этом довольно много и часто говорят - Википедия НЕ ЕСТЬ реальный достоверный источник. Это есть... компиляция. То есть статьи Википедии создаются коллективно. Часто при этом авторы опираются на серьезные источники, не менее часто они опираются на ничто. А жанровое деление это в силу естественных причин еще и штука субъективная.

      Вот вы пишите, что в таких фильмах как "Спуск" или "Пещера" есть монстры - и поэтому это монстр-муви. Логика в Ваших словах есть. Но это логика поверхностная, основанная на поверхностном знакомстве с жанровым делением. Она верна - и неверна одновременно.

      Поясню почему. Понятие "монстр" равносильно понятию "чудовище", да? Если переводить с английского, то монстр это "чудовище". Значит фильмы о монстрах, чудовищах - это и есть "монстр-муви". Вот такая логическая цепочка.

      Но есть нюанс: "фильм о монстрах" и "монстр-муви" - не совсем одно и тоже.

      Фильм о монстрах - это НЕ жанр как таковой. И не поджанр. Это просто тема фильма, ну или хотя бы часть фильма. Вот "Чужой" - это же фильм о монстре, разве нет? Но поджанр фильма не "монстр-муви" как таковой, да? Это космическая тематика, это фильм не просто о монстре, это фильм о космическом монстре.

      Также и "Спуск" - это, конечно, фильм про монстров, которые живут в пещерах и убивают экстремалок-спортсменок, туда попавших. Но это не монстр-муви как таковой.

      Как жанр существует "джайнт Монстер Муви", т.е. "фильмы об огромных чудовищах".

      Еще можно вспомнить фильмы о монстрах от студии Universal - Франкенштейн, Человек-волк, Дракула и компания.

      Мы четко можем ощутить, даже если не разбираемся в жанрах, но просто если посмотрим парочку фильмов о Дракуле тех лет (30-40-е годы прошлого века), что у этих фильмов много общего, не только тема, но и стиль, и подача материала... Также с фильмами об огромных чудовищах или с итальянскими зомби-муви. Там не только тема общая, там и много чего еще есть - характерные черты поджанра или направления.

      И вот теперь возвращаясь к Википедии, а точнее к Вашей цитате. Она просто безграмотна с точки зрения классификации жанров и поджанров. "Прочие животные", ага.

  •  fotini | 23 июня 2011

    Спасибо вам за обстоятельный такой ответ.

    Насчет Вики" скажу только что этот список про фильмы ужасов удобно просматривать)))и собственно подразделение на Насекомые и другие членистоногие, Рептилии и т.п. хорошо мне лично подсказал что смотреть, а что не надо))))

    Все равно мне интересно насчет жанров-поджанров ужастиков узнать. Основная классификация таких фильмов понятна, но вот именно такие монстры-мутанты мне интересней, а в какую категорию их отнести нипанятна. Ну еще зомби люблю смотреть, но найти такие фильмы не проблема.

    Опять же почему стала писать здесь - в надежде что подскажете как назвать этих монстриков и какие фильмы искать)

    Честно говоря поисковик дает не так уж много интересного, и все не то)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!