УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фэнзона

Patrick aka Trick - негативная рецензия на слэшер "Трюк" (2019 г.)

РецензииКомментарии: 0

Режиссёр Патрик Люссье и сценарист Тодд Фармер уже достаточно давно сотрудничают в индустрии большого кино. Причём, выбор их всегда падает исключительно на хоррор или фильмы околохоррорной тематики. Начиная кассовым хитом – ремейком "Моего кровавого Валентина" 2009 года, заканчивая уже кассовым провалом – боевиком "Сумасшедшая езда". Также на счету этих двух целая тьма отменённых и несостоявшихся сиквелов, приквелов, ремейков, вбоквелов и спинн-оффоф к различным культовым хоррор-франшизам. Да даже до того, как сойтись, они и по одиночке успели поработать над тем или иным продолжением узнаваемой серии. Данный фильм уникален для вышеперечисленного тандема киноделов прежде всего тем, что… это оригинальный фильм. Не сиквел, не ремейк или спинн-офф и даже не экранизация. Сценарий целиком и полностью принадлежит перу Тодда Фармера (с небольшими правками от самого Люссье), не основываясь на чём-то, что уже было ранее создано совершенно другими людьми, а значит, для данного сценариста это был очень хороший шанс показать своё "истинное лицо", как драматурга, а не прикрываться известным именем и отсылками на ранее созданное. Да и режиссёр Люссье имел все шансы наконец-то снять с себя пожизненный ярлык сиквелизатора-ремейкизатора. И как показал итоговый результат "Трюка", истинное творческое лицо данного тандема оказалось гораздо более безобразным и убогим, чем жанровый зритель мог себе даже представить. Если вышеупомянутый ремейк "Валентина", при всех своих минусах, вполне можно охарактеризовать как неплохой развлекательный слэшер, который вполне умело жонглирует жанровыми элементами, то данный проект, простите за каламбур, мертв по прибытии. Сценарий слишком рано и активно вовлекает зрителя в события и при этом оставляет совершенно незаинтересованными в его бесполезных главных героях и невпечатляющем убийце. В центре внимания здесь находится серийный убийца Патрик (от скромности Люссье, несомненно не умрёт) Вейвер по кличке Трюк — собственно тот, чьё имя и носит данный фильм — этот злодей устраивает массовую бойне на хэллоуинской вечеринке, изрезав ножом сразу несколько сверстников-студентов. Но и сам мясоруб получает кочергой в живот, а после ареста, пытаясь совершить побег, ещё и ловит несколько пуль в грудь, после чего выпадает из окна и бесследно исчезает. Предполагается, что он погиб, но вот тело так и не найдено. В результате расследования выясняется, что он выжил после побега. И с тех пор каждый Хэллоуин маньяк возвращается, чтобы убивать снова и снова, причём, с каждым последующим годом убийств становится всё больше, а каждая смерть оказывается всё более запутанной…

Первая серьёзная проблема данного фильма в том, что к моменту начала титров зрители встречаются с данным персонажем, мы понимаем, что он лишен какого-лидо содержания, истории или интересных находок. Он не более чем идея, притом идея прямолинейная и обделённая чем-то действительно интересным, и вес, придаваемый ему фильмом, кажется, далеко не соответствует эффекту самого фильма. И ближе к финалу, развязка, к которой нас подвели, оказывается пустой и будто бы не понимающей, для чего была нужна. "-Мы делаем это потому, что можем" - вот, в общем-то, краткое описание основного мотива здешнего зла без серьёзных спойлеров. Все персонажи, за исключением самого злодея Трюка, — неадекватные идиоты. По ходу действия у главных героев Денвера и Джейн есть множество возможностей убить его, просто застрелив, но вместо этого они предпочитают спотыкаться и пытаться вести с маньяком переговоры. Неловко смотреть.

С актёрами аналогичная ситуация: все они играют без какого-либо огонька. Омару Эппсу, в кое-то веки получившему главную роль, здесь кажется довольно скучно, Джейми Кеннеди появляется как персонаж, который с таким же успехом может носить табличку с надписью: "Я, вероятно, соучастник", и, хотя жанровый пенсионер Том Аткинс всегда радует, его роль здесь даже не второго, а третьего плана, и ему толком не смогли придумать зрелищной и впечатляющей смерти, как во всё том же "Валентине". Кристина Рейес поначалу демонстрирует перспективу и энтузиазм в роли молодой главной героини, которая в первый раз остановила убийцу, но походу дальнейшего действия она вынуждена вступить в тяжёлую борьбу с отвратительным сценарием Фармера, который банально превращает её в клишированную Мери Сью, внезапно знающую как себя поведёт и о чём подумает убийца, обладающую детективными талантами похлеще, чем профессиональный коп со стажем, владеющей восточными единоборствами (что за дурацкий фетиш такой у Фармера с женскими персонажами-каратистками, могущими голыми руками запинать бессмертное зло?) и способной с лёгкостью выдержать даже смертоносные колотые раны. Мода на подобных умеющих и знающих абсолютно всё бессмертных персонажей стронг-вумен давным-давно прошла ещё в первой половине нулевых; причём, даже в те годы она особого энтузиазма у зрителя не встречала. Сейчас же худенькая девушка модельной внешности, ловко забивающая ногами крепкого мужика с навыками убийцы, и вовсе смотрится анахронизмом из безвозвратно ушедшей и уже ставшей чуждой современному зрителю эпохи кинематографа первой половины нулевых. Написавший сценарий Фармер здесь тоже, разумеется, присутствует в виде одного из второстепенных персонажей. И зовёт он себя не иначе как Офицер Ван (этот парнишка, как и его друг Патрик, явно не из тех, кому грозит стать жертвой чрезмерной скромности и заниженного Чувства Собственно Важности).

Обидно осознавать, но при более толковых создателях, зритель мог получить очень даже любопытное кино. Здесь есть потенциал для достойного, грамотно сценарно структурированного фильма ужасов – такого, который не будет похож на повторяющуюся игру в кошки-мышки маньяка с жертвами. Потенциал фабулы, в которой злодей издевается над героями и всегда уходит безнаказанным, совершая один невероятный побег за другим, имел возможность оказаться по-настоящему интересным, обладай создатели хотя бы каким-то чувством разнообразия. Но вместо этого каждый уход маньяка от правосудия становится удручающим напоминанием о том, что зрителям, суждено лицезреть эту повторяющуюся сценарную формулу, которая будет продолжаться еще как минимум 25 минут, которые авторы могли бы потратить на какое-то подобие раскрытия персонажей или на интересное детективное расследование. Вместо этого нам подсовывают одну и ту же регулярно повторяющую себя сцену резни и последующего побега, к которой добавлен нестрашный набор убийств и банальный сценарий, повороты которого столь же предсказуемы, сколь и нелогичны.

Если говорить о визуальной стороне "Трюка", то здесь можно с полной уверенностью сказать, что Патрик Люссье провалился совершенно по всем фронтам. Данного постановщика никогда нельзя было назвать гением саспенса и мастером создания леденящей душу атмосферы, да и по драматической стороне он не особо силён, но вот за что можно похвалить работы бывшего профессионального монтажёра и ученика Уэса Крейвена – так это за яркую и красивую картинку и профессиональный видеоряд. "Дракула 2000", "Белый шум – 2: Сияние", "Мой кровавый Валентин 3 D" и даже вышедший сразу на видео режиссёрский дебют "Пророчество – 3: Вознесение": все эти фильмы не назовёшь страшными или хотя бы отчасти напряжёнными, но вот что в них действительно на высоте – это без преувеличения, красивая, грамотно выстроенная картинка, начиная от работы оператора и осветителя, заканчивая цветокоррекцией и, понятное дело, монтажом. Все фильмы Люссье это в первую очередь хорошее наслаждение для глаза, где почти каждый кадр красив и креативно поставлен. Здесь же ничего подобного не наблюдается. Наоборот, картинка в основном либо сероватая и блеклая, либо "карамельно-вылизано-сладкая" (неестественно яркое освещение, тёплая цветовая гамма, крупные планы лиц) в стиле молодёжного хоррора конца девяностых и первой половины нулевых. Кроме того, очевидно, желая поэкспериментировать со стилями, Люссье в некоторые сцены погонь и побегов добавил кадры, снятые в стиле камер-фиксаторов, в духе вышедшего на три года раньше "Годзиллы: Возрождения". Вот только если в "Годзилле: Возрождение" подобные псевдодокументальные кадры в экшн-сценах добавляли стиля и напряжения, то здесь они напротив, только рушат целостность иллюзии и портят картинку, делая её некрасивой.

И даже первая резня, чья обязанность – увлечь и заинтриговать, представляет собой не столь жестокое и далеко не самое кровавое зрелище, которое не создает ожидаемую и желанную захватывающе безумную атмосферу. Эта сцена и последующая резня в больнице также задают образец для остальной части фильма: Трюк — искусный боец на ножах, невероятно быстрый спринтер, к тому же практикующий паркур, но при этом, за исключением главных героев, почти никто даже не пытается дать ему отпор во время нападений. Идея состоит в том, что его способности и последовавшая за этим кровавая бойня вызывают в обществе страх перед абстрактным бугименом, а также возбуждают онлайн-фанатов, но на самом деле заслуга в такой же степени принадлежит неумелым властям, которые постоянно заставляют его выглядеть таким непобедимым. Здешние убийства так же неинтересны и практически бескровны. Все совершаемые потрошителем зверства ограничиваются тычками ножа в живот, причём продемонстрированными оператором преимущественно со спины, так что зрителю остаётся довольствоваться только дёргающимися телами убиваемых статистов, да резкими звуковыми эффектами тычков, которые их сопровождают. По-настоящему кровавыми получились лишь два эпизода расправы. Но первый из них буквально покадрово содрали из франшизы "Пила", в то время как второй – из серии "Пункт назначения".

Иной очевидный минус – огромный, просто чудовищный перебор с неожиданными сценарными поворотами. Практически каждые десять-пятнадцать минут сценарист буквально из кожи вон лезет, чтобы ошарашить зрителя неожиданным сценарным решением, которого тот, очевидно не ожидал. И всё бы ничего, будь в них хотя бы какая-то самая элементарная логика, вот только вплетены они в сценарий настолько нелогично и топорно, что возникает ощущение, что Тодд Фармер впихнул их лишь бы затем, чтобы они там были, а вот о каком-то даже отелённом подобии причинно-следственных связей того или иного события, он даже и не подозревал. Хороших примеров действительно логичных представителей хоррор-детективов с обилием неожиданных сюжетных поворотов и увлекательной игрой с подлинной личностью убийцы на самом деле не так уж мало, просто почти все они в наши дни оказались практически забытыми. И наиболее удачный пример направления подобного рода лент это классические итальянские фильмы – "джалло" родом из семидесятых годов прошлого века. И уж если ты затеваешь хоррор с элементами криминального триллера, который изначально был нацелен на детективный жанр, с обилием неожиданных сюжетных поворотов, необычных твистов, то, наверное, было бы логично, в качестве источника вдохновения воспользоваться чем-нибудь из очень богатого фонда итальянского страшного детективного кинематографа. Ваш сюжет подразумевает вовлеченность сразу несколько убийц-сообщников? Прекрасно! Возьмите пример с Серджио Мартино с его "Хвостом Скорпиона" и "Глазом чёрного кота". Желаете нагнать псевдо-мистики, но так, чтобы она элегантно подошла под более реалистичный триллер? У вас в качестве пособия есть "Чёрное брюхо тарантула" от Паоло Кавары и "Красная королева убивает семь раз" Эмилио Миральи. Но лично я очень сомневаюсь (и здесь сужу не только по работе сценариста, но и по обилию прочитанных и отсмотренных интервью, которые тот как давал в самом начале карьерного пути, так и даёт и по сей день), что Тодд Фармер вообще имеет представление о том, что такое классическое итальянское "джалло" и как можно было бы его наиболее злотые находки грамотно подстроить под формат американской хоррор-индустрии. Оплошал и Патрик Люссье, который вместо гораздо более уместной стильной "европейской" картинки придал фильму вид "Годзиллы: Возрождение" и максимально свёл на нет стиль и насилие в эпизодах расправы над жертвами.

Да, нельзя отрицать, что Люсье и Фармер своим сценарием поднимают несколько интересных вопросов, проблема в том, что на многие из них уже давным-давно были даны ответы как в "Хэллоуине", так во всё том же "Крике". Мол, существует ли само зло как нечто мистическое и выходящее за грань человеческого понимания и как оно может воплощаться во что-то материальное. Они также неплохо поигрались с аргументами в пользу того, почему Трюк убивает только на Хэллоуин. Но вот что он делает всю остальную часть года? Увы, но тонко завуалированный укол в адрес Майкла Майерса, который, как и большая часть фильма, к сожалению, в конечном итоге, ни к чему не приводит. В перспективе подобный сюжет гораздо более содержателен, и его можно было бы разыграть как более запутанную и интеллектуальную полицейскую историю с игрой в кошки-мышки, и более интенсивным расследованием в лучших тадициях европейского детектива. Но вместо этого имеем рядовой вялый слэшер на Хэллоуин, чьи создатели время от времени напоминают нам, что они смотрели фильм Джона Карпентера. Жаль, Фармеру банально не хватает таланта (или всё же мозгов?) чтобы создать более увлекательную, глубокую и самое главное - более логичную историю, которая не будет отвлекаться на непонятные и пустые эпизоды, вроде очень затянутой беготни по хэллоуинской квестовой комнате страха или частого нытья Эппса относительно мистической природы убийцы. Авторы так сильно перебарщивают с филлерами и никуда не ведущими неожиданными сюжетными поворотами, что возникает ощущение, что им просто-напросто нечего сказать. С добавлением подобных случайных моментов, вызывающих удивление, особенно в третьем акте, фильм очень сильно сдаёт свои позиции. А ведь концовка ещё и даёт прямой намёк на продолжение. Причём, даже не в стиле полнометражного фильма, а скорее, в стиле пилотного эпизода телесериала. Спасибо, но нет.

Вывод: Данный фильм извечного сиквелизатора-римейкизатора Патрика Люссье оказался ничем иным, как абсурдной квинтэссенцией из худших атрибутов хорора первой половины нулевых годов этого века. Минимум крови, никакой обнажённой натуры, "карамельная" картинка, неуязвимая главная героиня "Мэри Сью" и нелепая попытка повторить пост модерный "Крик" Уэса Крейвена, размешав общий мотив "Хэллоуином" Джона Карпентера и "Типа Крутыми легавыми" Эдгара Райта. Слабая и блеклая режиссура, которая не держит в напряжении и не создаёт никакого интереса; имеющий ряд интересных идей, но очень плохо написанный сценарий; посредственный визуал и никакая игра актёров так и не смогли создать ни единой интересной зацепки, мотивирующей к пересмотру данного творения впоследствии. Фильм в лучшем случае, просто одноразовый. Хотя приятно видеть Эппса в одной из главных ролей, он заслуживает большего, как и легенда ужасов Том Аткинс, роль которого здесь сведена практически к камео.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!