СУБСТАНЦИЯ

Новости

Рецензия на роман "Взгляд висельника" Александра Варго (Алексей Шолохов)

РецензииКнигиКомментарии: 7

Познакомившись с романом "Взгляд висельника", мы готовы ответственно заявить: будущее у русского хоррора - есть. Смелое заявление, громкое, но вполне искреннее. Давайте попробуем разобраться, что и почему сподвигло нас на такие слова.

Если кто-то еще не в курсе, то книга издана в серии "MYST" издательства "Эксмо" под именем Александр Варго. Если кто-то еще не в курсе, то под Варго-брэндом скрывается весьма разношерстый коллектив, то бишь на самом деле книги эти принадлежат перу совершенно разных, подчас даже и не знакомых друг с другом людей. Популярность серии принесли тексты Сергея Демина, такие как "Льдинка", "Дом в овраге", "Нечто"... О последнем мы уже ранее писали, пытаясь на примере этого романа разобраться в "феномене Варго", понять и простить объяснить причины успеха этих книг, литературно слабых почти до беспомощности, но зачастую весьма удачных непосредственно по части хоррора, ужасов в их сплаттерпанк-ипостаси (кровь, насилие, секс, чернуха, мерзость).

Среди других авторов, выступающих под именем "Александр Варго", выделяется могучая фигура Алексея Шолохова: во-первых, Алексей весьма плодовит; а во-вторых, в отличие от многих других "варговцев", ему удалось расположить к себе пусть не всех, но многих поклонников серии, полюбивших ее прежде всего за творчество "главного Варго", Сергея Демина.

Есть еще и "в-третьих": активный, деятельный сам по себе человек, Алексей Шолохов, побыв какое-то время одним из "Александров Варго", предпринял попытку выйти на новый уровень. "Эксмо" запустило новую серию, "Нерв", которая должна была составить этакую альтернативу "MYST"... Об этом достаточно много писалось, но, увы, проект не имел успеха. Точнее, первая книга "Нерва" распродавалась неплохо, вторая уже похуже, а третья совсем "не пошла" - на том издатель и решил остановиться, а Шолохову, волей-неволей, пришлось возвращаться в цех имени Варго. За попытку Алексею (который для Зоны Ужасов человек не чужой уже хотя бы потому, что является зарегистрированным обитателем ЗУ) в любом случае "зачот", ведь многие и многие отечественные хоррор-авторы не могли добиться и такого.

В чем причины неудач шолоховской "именной" серии "Нерв", нам сейчас судить трудно, можно лишь строить какие-то предположения. Если окинуть взглядом ту критику, которой удостаивались книги Алексея (что в "личине" Варго, что под его собственной фамилией), то начинает вырисовываться такая картина: "стартовал" Шолохов как действительно еще один "как бы Варго", посредственными и уступающими текстам Демина книгами, однако в последствии, набираясь опыта, писатель рос и совершенствовался... А своеобразным "пиком" (по крайней мере на текущий момент) этого роста стал как раз роман "Взгляд висельника".

Рабочее название у книги было иное, "Доктор Вэбэр" (и еще до появления ее на прилавках, Алексей выкладывал в Библиотеке ЗУ пару отрывков). Книга должна была стать четвертой в серии "Нерв", но, в силу описанных выше обстоятельств, в итоге была издана в "MYST" под именем "Александр Варго". И это печально, так как "Взгляд висельника" мог и должен был стать визитной карточкой автора Шолохова, а не очередной книгой Варго. Уже сейчас многие поклонники серии MYST называют "Взгляд..." в числе тех книг серии, которые им понравились больше всего, ставя этот роман в ряд произведений не Шолохова, а Демина. И сдается нам, что в дальнейшем это может привести к путанице даже в кругах людей вполне осведомленных о том, что под именем Варго пишет десяток-другой авторов разного калибра (кстати, автором одной из последних книг серии является вообще Виктор Точинов, человек, когда-то получивший определенную славу в кругах почитателей хоррора и триллера).

Так во избежание всякой путаницы давайте же, наконец, покончим с этой длиннющей преамбулой, и обратимся непосредственно к самому произведению. Каковое, на наш взгляд, является просто одним из лучших хоррор-романов, написанных русскоязычными авторами за последние 20-25 лет.

Как вы понимаете, за всяческими подвижками на фронте русского хоррора мы следим давно и с большим интересом (а в какой-то мере и сами участвуем в этом процессе). И уж кто-кто, а мы-то давно знаем, что известный штамп "в России не умеют писать ужасы" - глупость. Мы с полной уверенностью утверждаем, что в России умеют писать и пишут отличные, самобытные, очень разные рассказы ужасов - нам известны десятки и десятки таковых произведений (многие, но далеко не все из них попадут в грядущие антологии "Самая Страшная Книга" и "Паззл"). С романами сложнее, но и на этом фронте мы готовы приводить примеры: "Детский мир" А. Столярова, "Ужасы любви" (a.k.a. "Как закалялась жесть", a.k.a. "Палата пыток") А. Щеголева, "Бабай" Б. Левандовского, "Сумерки" Д. Глуховского (да, это хоррор или мистический триллер от автора "Метро 2033", если вы еще не в курсе). Возможно, "Убыр" Ш. Идиятуллина, который практически все хвалят (мы еще не ознакомились, хотя и планируем). То, что мы читали у Варго-Демина, нам также понравилось, хотя и с большими оговорками. Есть свои читатели и у "23" И. Лесева, и у свеженького "Отеля Оюнсу" С. Тормашева (последнего, впрочем, критика покамест буквально размазывает, но, опять же, нам еще только предстоит знакомство с этим романом), и у "Псоглавцев" Маврина-Алексеева... Добавьте к названным авторам А. Атеева, А. Старобинец, М. Елизарова, М. Артемьеву... В общем, палитра авторов и произведений, которые можно отнести к русскому хоррору, уже сейчас представляется достаточно обширной, чтобы констатировать тот факт, что этот самый русский хоррор - вполне себе существует.

Чаще всего, однако, текстам и авторам чего-то не достает. То выходит что-то слишком "элитарное", то - напротив - что-то слишком низкого литературного уровня, чтобы нравиться не отдельным читательским группам (в первом случае критикам, во втором - непритязательным молодым читателям или домохозяйкам), а действительно широкому кругу людей, массам. В частности, говоря о Варго-серии, мы уже ранее отмечали, что, при всей популярности многих книг из нее, писательский язык того же Сергея Демина оставляет желать либо более усердной над ним работы самого автора, либо более качественной редактуры в издательстве. Другие авторы никак не могут найти в себе силы и смелость и начать писать про Россию и про русских, продолжая (пардон, но это именно так и называется) эпигонствовать и писать голимый фан-фикшн Стивену Кингу или Лавкрафту. В иных же случаях авторы не могут удержать баланс и сваливаются вместо хоррора - в банальную и скучную чернуху (и вполне вероятно, что "англофилы" как раз опасаются пасть в ту же грязь лицом, потому и не пишут про русских героев). Не беремся утверждать, но, кажется, грешил последним (увлекался совсем ненужной чернухой) и Алексей Шолохов, как и многие до него.

Вот все вместе эти "чего-то не хватает" и не позволяли до сих пор стать русскому хоррору настоящим, общепризнанным, самодостаточным и узнаваемым явлением, не смотря на то, что, как видим, пишущих хоррор-триллер авторов у нас не так уж и мало. Отдельным авторам "высокого полета" вроде Старобинец или супругов Дяченко (или Марии Галиной, или Святославу Логинову, или Юрию Бурносову...) в рамках хоррора тесновато, как тесно в них, допустим, Нилу Гейману, отчего все они, хоть и симпатизируют (весьма очевидно) самому жанру, составить его цвет, предстать его Лицом - не способны, как не способен и почти всеми любимый Гейман стать настоящим Лицом хоррора англоязычного. Разница в том, что, помимо Геймана, на Западе есть еще и плеяда авторов, стойко ассоциирующихся с ужасами и мистикой. Среди них есть суперзвезда - Стивен Кинг, есть великие классики (Лавкрафт, По, Стокер и другие), есть просто звезды - Баркер, Кунц... И есть масса просто вполне успешных и заслуженных авторов: Лаймон, Ламли, Хатсон, Кэмпбелл, Страуб, Герберт, Кетчам, Кларк... Их не единицы, их десятки, а значит еще больше авторов нам почти неизвестных, средненьких, малоуспешных и просто провальных, и поэтому западный хоррор - явление узнаваемое. Как узнаваема русская фантастика, где также есть не только классики (Стругацкие), звезды (Лукьяненко), но и просто набор авторов средней успешости. А наш молодой новоросский хоррор пока таковым узнаваемым явлением не стал. Однако, судя по тому, что мы сейчас наблюдаем, процесс становления идет полным ходом, как некоторые это и предсказывали еще лет пять-шесть тому назад.

Мы многого еще не читали, но много чего в нашем любимом жанре нам известно и хорошо, и уже давно. Нам есть с чем сравнить "Взгляд висельника". И мы заявляем - эта книга не только одна из лучших за все время существования одиозного Варго-проекта. Эта книга не уступает, а во многих случаях превосходит произведения западных авторов. В своей "весовой категории", разумеется, равнять с Кингом роман Шолохова мы не станем. Хотя, признаться, многие последние толстые романы Стивена читать нам тяжело, а вот "Взгляд висельника" был просто "проглочен". Литературно это абсолютно разный уровень. Но, между прочим, оставляя в стороне Короля, многие современные авторы напрочь забыли о том, что литература - это не только красоты стиля, языка, не только постмодернистские шуточки, стеб... Литература - это прежде всего умение рассказывать истории. А для истории важен не только слог, не токмо пресловутая "атмосфера", но и сама история, сюжет, герои, ситуации. Вы можете писать сколь угодно хорошо, вы можете выдавать массу оригинальных и свежих мыслей, идей, но если вы увлечетесь всем этим в ушерб вашей истории, то не будете приняты читателями ровно также, как критики (вполне законно) не принимают косноязычную графомань Даши Донцовой и Ко (хотя покойную Иоанну Хмелевскую вполне уважают, вот где разница-то между автором и графоманом). Сюжет, диалоги, сцены, персонажи - это тоже часть писательского арсенала. Просто отсутствие занимательного сюжета или неумение автора рассказать интересную историю критика уже давно по привычке оставляет без особого внимания, радуясь (когда есть чему) умениям того или иного писателя работать с атмосферой или рождать любопытные идеи.

"Взгляд висельника" не восхитит вас изысканными сравнениями и эпитетами, не погрузит в многими любимую "готишную" атмосферу, не вызовет улыбку ценителя хитромудрым постмодернистским вывертом. Ничего этого не будет. Алексей Шолохов добивается реального успеха другими путями: его роман, написанный простым и доступным языком (литературных "косяков" здесь, кстати, минимум, и они отнюдь не смертельны), просто схватит вас за шкирку уже в прологе и протащит до самого конца в течении - максимум! - нескольких дней, потому что вам будет интересно его читать, следить за развитием сюжета, переживать за действующих лиц. Автор сделает с вами то, что в последние годы удается, прямо скажем, далеко не каждому - и даже Кингу, да! - он увлечет вас своей историей.

Что еще важно отметить: успеха Алексей Шолохов добивается, пусть и работая, вне сомнения, в том же сплаттерпанк-направлении, что и другие Варго-авторы во главе с Деминым, но отнюдь не за счет собственно сплаттер-элементов. Его история интересна сама по себе, без обилия кровавых сцен. Мы, в общем, отнюдь не против этих сцен как таковых. Скажем, тому же Демину именно подобные эпизоды и удаются лучше всего остального. Но Шолохов - не Демин, пусть и пишет тоже сплаттерпанк. Во "Взгляде висельника" вы найдете и кровь, и секс, и грязь - но не в таком количестве и не с таким глубоким "погружением", как в тех же романах Варго-Демина "Льдинка", "Дикий пляж" или "Нечто". Романом "Взгляд висельника" Шолохов показал, что он "созрел" - он не соревнуется с "коллегой по брэнду" в том, кто более подробно распишет очередную омерзительную сцену, он просто использует такие сцены в своей истории, которая увлекает читателя как таковая.

А это значит, что у русского хоррора есть будущее. Потому что он растет, и уже среди популярных авторов одного направления мы слышим вполне уловимую разноголосицу. Станет ли в итоге камрад Шолохов столь же популярен как Демин или превзойдет его (последнее, после прочтения "Взгляда висельника", нам кажется вполне возможно и вероятно, если Алексей продолжит в том же духе) - не столь важно, это не соревнование двух авторов, пишущих (вынуждено!) под одним псевдонимом, это работа двух разных авторов, трудящихся в одном жанре, в одном направлении, имеющих в нем успех и - формирующих русский хоррор уже как явление. Пусть вот так, на базе "брэнда", но все-таки российский читатель уже знает двух активных авторов. Надеемся, что вскоре узнает и других.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

В ТУМАНЕ

Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 7 RSS

  • Замечательная рецензия-обзор российского хоррора, спасибо! Но по Висельнику хотелось бы понять - неужели это объективно на данный момент один из лучших наших хорроров? Тема интересная поднята в романе: череда самоубийств детей, доведение их до самоубийства по причине никчемности жизни - это конечно удар по нервам, но, по-моему, явно ниже пояса. Если развивать это направление дальше, то следующий сюжет - это резать на кусочки плохую маму и тут же ими закусывать на её же глазах, запивая колой. А что ещё делать, если она плохая и разводится с папой? Продемонстрировать более активную жизненную позицию, а не с балкона сразу сигать или на проводах вешаться. Помогите разобраться, может я чего-то не понимаю?

    • Не вопрос, чем смогу - помогу. Я стараюсь оценивать произведения вне рамок темы или, допустим, присутствия/отсутствия каких-то сцен, смыслов. Автор - личность, а значит у него свои вкусы, взгляды на жизнь и искусство. Наши взгляды могут в чем-то расходится, но снижать за это оценку текстам нельзя. По крайней мере я считаю, что это было бы глупо и непрофессионально, и в мои критерии оценки такие нюансы не входят. Для меня важнее понимание того, чего хотел достичь автор, какие задачи он перед собой ставил - и насколько ему удалось эти задачи решить. Вот эта книга - ее целью было увлечь читателя историей, сюжетом - и это автору удалось на все сто процентов. Конечно, там и социальный смысловой посыл имеется, некая мораль. Но это скорее бонус к самой истории. Ну а я, повторюсь, не считаю вообще правильным давать оценки произведениям исходя из того, какие идеи и морали автор туда закладывал и нравятся или нет они мне. Это можно обсуждать после прочтения, рассуждать об этом, спорить, но в плане оценок для меня скорее важно как автор доносил свои мысли до читателя, оригинальность его идей (если автор такие имел в замысле), а не они сами.

  • Спасибо, перечитаю еще раз под этим ракурсом.

  • Я считаю, что такую литературу вообще нужно обходить стороной. И стиль написания мне совершенно не нравится. Если уж изволил назваться писателем, то и пиши как писатель, а не в духе какого-нибудь восьмиклассника. А Шолохов, на мой взгляд, пишет именно так.

    • Не в обиду, но не вы ли являетесь поклонником Р. Л. Стайна? Признаться откровенно, не вижу особой разницы в уровне языка. Кроме того, повторюсь, хороший язык это здорово. Но я не могу сказать, что у таких авторов как Лаймон, Хатсон, Герберт, Гай Н. Смит язык хорош. Это pulp, легкий развлекательный хоррор. Здесь за красотами языковыми никто не гонялся вроде никогда. По себе скажу: читается легко, увлекательно, интересно. Обходить не собираюсь.

  • Хорошая рецензия, даже некий обзор русского хоррора получился. У Шолохова читал пока только один роман, но после такой хвалебной рецензии грех не прочитать и "Взгляд висельника". Тем более, мне от книги много и не надо, главное чтобы увлекала. А там с этим, как я понял, полный порядок.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!

Еще на сайте: