Новости

В мутном омуте: рецензия на фильм "Русалка. Озеро мертвых" (2018)

РецензииКиноКомментарии: 19

Поездка на дачу и неудавшийся мальчишник одной тёмной ночью привели Рому к роковой встрече с призраком утонувшей девушки. Возвратившись в город, парень начинает видеть странные и пугающие явления потусторонних сил. Невеста Ромы, Марина, не на шутку встревожена – и, чтобы спасти жениха от смерти, она решает вернуться к таинственному озеру и разгадать тайну обитающего там духа, пока знакомство с ним не кончилось смертельным исходом.

Про главную ошибку, допускаемую отечественными киноделами при создании каждой второй новой хоррор-ленты, уже написано больше сотни рецензий, и вновь повторять этот упрек в тексте, честное слово, очень не хочется. Но надо – потому что те самые первопроходцы тёмного жанра в России, кажется, совсем не учатся на своих же ошибках и продолжают выплясывать на тех же ржавых граблях. Итак, плотно сжав зубы, пишем в очередной раз несмываемое клеймо – "наши" совсем не понимают хоррор, как жанр. Всё, что мы видим - это неинтересное и неубедительное копирование без малейшей попытки понять специфику направления, посмотреть на отснятое не глазами классификатора, который немедленно припишет фильм к "ужасам" лишь за наличие мистической составляющей и пары-тройки убийств, а глазами зрителя, который должен заинтересоваться, проникнуться и испугаться.

Перед просмотром "Русалки" изо всех сил хочется надеяться на то, что режиссер Святослав Подгаевский учтёт ошибки своей же хитовой "Невесты", доставшиеся ей по наследству еще от "Пиковой дамы" (и по сей день – его лучшей ленты). Самые очевидные из этих ошибок – чересчур явные и бездумные заимствования из американских хорроров, неестественность персонажей и нарочитый перегиб с театральностью их поступков и диалогов. Вот только впечатление от увиденного заставляет желать, чтобы постановщик вернулся хотя бы на уровень той же неровной, но недурной "Невесты". Ведь новое его творение очень сложно за что-то хвалить и невозможно не поругать.

В наличии – всё те же вопиющие недоработки: все эти неловкие вступления (более неправдоподобного и унылого мальчишника я еще ни в одном фильме не видел!), все эти бессознательные паузы между фразами в диалогах, все эти неубедительные сюжетные ходы (почему когда девушка в одиночку исполняет опаснейший ритуал по изгнанию духа, её друзья даже не дежурят под дверью и вообще всеми силами игнорируют правило "держаться вместе"?)... Ну и, конечно же, все неработающие скримеры. Фантазия создателей в плане нагнетания страха на зрителя ограничивается простым допущением – раз такая сцена пугала в американских ужастиках, то испугает и в нашем. Отсюда вытекают и непрописанные персонажи, за которых мы почему-то должны априори переживать, и скучнейшие приёмы с медленно поднимающейся с пола жуткой фигурой на фоне (нет, это ни разу не было хотя бы чуточку жутковато, а о настоящем испуге до мурашек и вовсе не может быть и речи), и дичайшие глупости сценария.

Зачем в сюжете никак не развивающийся конфликт работы и личной жизни Ромы, завязка которого подмигнула нам в начале и тут же испарилась? Почему русалка свободно перемещается по локациям озеро/дача/город, но при этом не может выбраться из наспех заколоченного подвала? Какую роль играет её назойливо повторяющийся вопрос "ты любишь меня?", если ответ утопленница всё равно трактует по собственной прихоти (к слову, этот недочет еще и вызывает очень неприятные ассоциации с недавней лентой "Правда или действие", исполненной еще более безобразно)?. Причем в формате короткометражек некоторые из эпизодов фильма были бы вполне неплохими, но не более того. А вот в текущем виде полновесной связанной ленты они вызывают не более, чем желание зевнуть и срочно проверить время, оставшееся до конца сеанса. У Подгаевского есть набор вторичных, но иногда – вполне работающих идей, вот только цельная картина из них никак не получается.

Бюджетность спецэффектов не просто бросается в глаза, она даже подчеркивается резкими монтажными склейками и затемнениями экрана столь резкими, что перед сеансом впору выводить предупреждение для эпилептиков. Яркий пример – сцена со стремительно затопляемым салоном машины. Когда герой, находящийся снаружи, разбивает стекло камнем (такая мысль почему-то посещает его только в тот момент, когда находящиеся внутри девушка и сестра уже начинают захлебываться), мы видим... Потоки воды из трещины в стекле? А вот и нет – экран затемняется, и камера быстренько переключается на следующий ракурс.

Из актёрского состава более-менее стараются лишь ведущий Ефим Петрунин и уже знакомый нам по прошлым фильмам Подгаевского Игорь Хрипунов – оба вполне аутентичны и даже симпатичны в своих ролях, да и с жанром явно знакомы не понаслышке. Остальные же артисты либо ничуть не более правдоподобны, чем исполнители ролей в мыльных операх на "России-1", либо и вовсе не стараются. Особенно большие вопросы возникают к ответственным за кастинг после эпизодов с другом главного героя, которого изобразил Никита Еленев – его "актёром" уж точно назвать язык не повернется.

Из "Русалки" мог получится занимательный второсортный ужастик, на который можно смело выделить один субботний вечер - еще "Пиковая дама" показала и доказала, что Подгаевский "могёт", если постарается. Вот только этот блин вышел комом. Такое не то, что за рубеж продавать – и в отечественных кинотеатрах-то крутить стыдно. Напугать фильм способен только самых впечатлительных детсадовцев, а заинтриговать или удивить даже их не выйдет. В таком направлении русский хоррор не стремится ввысь, к жанровым звёздам, а напротив, всё глубже выкапывает себе могилу. Поэтому постараемся забыть эту ленту, как неудачный пример, и понадеемся, что он станет для отечественных киноужасов переломным - а дальше пускай будет лучше.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 19 RSS

  •  Аноним | 14 июля 2018

    Впору устраивать бойкот этого фильма русалками.

  • В точности то, в чём я был уверен по трейлерам.

    Жаль, конечно, но видно было издалека.

    А ведь про русалок можно было что-нибудь клёвое снять. Без вот этих вот скримеров с широко открытым ртом...

    •  Аноним | 14 июля 2018

      С широко открытым ртом как раз можно. И чтобы погорячее.

      •  Аноним | 14 июля 2018

        А вообще, да. Такое впечатление - чисто по сторонним отзывам - что хоррор-деятели России изолированы друг от друга и не могут обмениваться опытом напрямую. Нет мозгового центра.

  • Ох, как всё плохо... И раздевашек нет от героинь или топлес-русалок? "Гоголь" круче?)

    • Если вы про "Гоголя" от ТВ3 (который "Начало" и "Вий"), то там все-таки блокбастер такой. Мрачный антураж, тематика ужасов, но не фильм ужасов сам по себе. Это скорее тёмное фэнтези, по мотивам (сильно по мотивам) гоголевских произведений, местами с элементами детектива. Короче, идти на Гоголя что бы напугаться, нет смысла. Фильм не про то, изначально, так что я бы не спрашивал. Не говорю уже про множество юмористических моментов. Русалка же, как я понял, на серьезных щах, старается выглядеть (ну, как и предыдущие фильмы Подгаевского). Т.е. "Гоголь" новый, это, я бы сказал, Комедия, Фентези, Детектив, Экшен, в мрачном антураже. (я не говорю что Гоголь плохой. ПРосто про другое).

      Но во вступлении фильма "Гоголь: Начало" есть прям обнаженная девушка =) Вот прям попою в экран и груди и т.д. и т.п. и еще во Гоголевском кошмаре были....но там я не помню, насколько всё было открыто =)

  • >чересчур явные и бездумные заимствования из американских хорроров, неестественность персонажей и нарочитый перегиб с театральностью их поступков и диалогов

    це так, хлопцi, це так

  • А как же Конверт и Черная вода?

  • Почему вы, как будто специально, игнорируете другие хорошие примеры нашего хоррора? Ну нельзя же упираться лбом в кинотеатральные премьеры.

    • Вопрос не понятен. Как и предыдущий:

      А как же Конверт и Черная вода?
      •  Аноним | 15 июля 2018

        А ему лишь бы при*баться. Человек на дух не переносит обоснованную критику родной страны. Понимаю, что влез не в тему, но он и так не ответит. В прошлый раз не ответил. Он хочет посеять в вашей голове сомнения в вашей правоте. Все вы правильно сделали.

    •  Аноним | 15 июля 2018

      Батенька, а не могли бы вы агитировать за Россию в другом месте?

  • Какой-то трындец. и это не про фильм, а про ацкий поток со всех сторон на фильм. вижу подгаевского уезжающего на вагончике в стиле соловей из михалковского фильма со словами "вы звери, господа!" вы че все злые какие?

  • Хм, ну что тут?

    Изначально был настроен скептически.Отечественная режиссура редко выдаёт удобоваримые сценарии вообще, тем более ужастики.Но нет,оказалось всё не так и плохо. Даже наоборот.

    Слава Богу,режиссёр отказался от штамповки "одержимый-герой-с-топором-в руке-убивает-всех"

    или герой просыпается - весь сюжет типа " дурной сон" ( как в фильме о бункере - адский бункер).

    Фильм оказался "на уровне", за что режиссёру огромное спасибо. Вот только Эпического в фильме мало(точнее совсем нет) - как в подобных ужастиках.

    Пример - фильм "Я-Франкенштейн".

    Ещё - "Ван Хельсинг".

    Но это особой роли не играет, хотя для создания определённой атмосферы не помешало бы.

    В остальном - вполне смотрибельно. Любителям потоков крови не беспокоиться. Это другого рода кино.)))

    • Слава Богу,режиссёр отказался от штамповки

      Да тут весь фильм целиком из штампов состоит, о каком отказе речь? В "Русалке" нет буквально ни одной новой идеи.

      Вот только Эпического в фильме мало(точнее совсем нет) - как в подобных ужастиках.

      Зачем в мистическом хорроре эпичность? О_о

      Пример - фильм "Я-Франкенштейн".

      Ну очень сомнительный пример - низкокачественный однодневный блокбастер, забытый сразу после выпуска на экраны. И, опять же, совершенно другое направление - тут экшен-боевик, а тут мистический триллер. Какое тут может быть сравнение?

      •  Аноним | 17 сентября 2018

        Я отвечу за этого типа, потому что он все равно не ответит. Это все люди, которые пытаются влиять на общественное мнение. О российском кино, о телеграме и тому подобном. Госзаказ. Он хотя бы фильмы нормальные в пример привел, халтурная работа. По телеграму люди хотя бы подкованные в истории и политике.

  • Ох,забыл!

    Невеста героя могла быть и посимпатичней.Могли пригласить и Кристину Казинскую,например.Их же много,симпатичных!

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!