Фэнзона

Вечно молодой против ТЬМЫ

РецензииКомментарии: 3

Незаслуженно подзабытый шедевр! При всех своих недочётах и косяках – это тот самый угол в пещере сокровищь, набитый драгоценными каменьями самой изумительной красоты!

Фильм-сказка, который наряду с «Уиллоу», «Бесконечной историей» и «Лабиринтом» мог стать хрустальной короной фэнтези-историй от кинематографа 80-х.

Как же все было? И почему я назвал фильм шедевром? В начале 1982 года, Когда настал момент готовить себе очередной проект сэр Ридли, а тогда ещё просто вундеркинд фантастики завершал пост продакшн «Бегущего по лезвию». Ридли Скотт уже наполовину закончил фантастику про репликантов, и как говаривали в известном фильме: нужно было ковать железо – пока горячо, так как по всем ожиданиям из фильма с Харрисоном Фордом получался потенциальный хит не хуже «Чужого». Под эту марку Ридли мог вытребовать много денег, чтобы попробовать себя в другом жанре. Расширить круг жанров, в котором он сможет проявить себя как постановщик.

Он встретился с влиятельным человеком и предусмотрительно предложил ему в разработку 2 проекта: Один являлся мюзиклом про Иерусалим, пылающий в огне из-за падающих на него космических кораблей, другой был сказкой. Продюсер испугался общественного мнения и выбрал фильм-сказку, что и требовалось Ридли Скоту. Сам Ридли понятия не имел что именно должно быть в этой сказке. На руках у него была книга про фей, здоровенное пасхальное яйцо из "Бегущего по лезвию" – единорог, и навязчивая идея про мельника и принцессу.

Ридли попросил сценариста написать жёсткую сказку полную насилия, ужаса и кровавых сцен, в то время как писатель мечтал сотворить что-то вроде Кота в сапогах или Золушки, где тыква превращалась в карету. По счастливому стечению обстоятельств сценарист уже давно писал сказки, но в стол, а тут подвернулся Ридли Скотт, готовый экранизировать некоторые идеи, его идеи! Воодушевившись лучшими сказками народов мира и своими неизданными работами, сценарист взялся за перо, вернее сел за печатную машинку!

Спустя несколько недель работы Ридли со сценаристом сидели в комнате. Скотт деловито развешал страницы сценария на бархатные портьеры и сквозь клубы сигаретного дыма и запаха скотча задумчиво ходил и время от времени поднимал руки к листам сценария, произнося фразы – сюда миллион, и вот сюда миллион, здесь будет 2, ну а тут не менее четырех.. И им с сожалением пришлось признать, что это было слишком хорошо и дорого, чтобы снять так.

Позже, писатель с сожалением констатировал мудрую вещь, что Сценаристу принадлежит только первый вариант сценария.

Когда работу отнесли продюсерам, автор рукописи спустя какое то время получил звонок. Где на том конце провода судорожно жевали сигарету и грубый с хрипотцой голос женщины спросил сценариста: «меня тут смущает сцена, где главный злодей трахает принцессу! – это точно сказка?» Увы, но все было так, в первоначальном сценарии принцессу обращали в лохматое чудовище, которое с удовольствием пользовало главное чудовище фильма. Разумеется, то, что прокатило в «Чужом» – не прошло в этот раз, 70-е кончились вместе с эпохой диско, и на дворе наступало время феминизма – переписать пришлось.

И все же несмотря на правки коих было более 15, в финальных вариантах монтажа был великий косяк, который замечают абсолютно все. Мир фильма был невероятно пустым, прохладным, в нем было слишком мало существ, как сказочных, так и обычных. Королевство напоминало умерший корабль-бублик из великого фильма Ридли.

Дорогостоящее производство на корню срубило участие в фильме многих персонажей, которых с удовольствием бы воплотил на экране дизайнер и создатель спецэффектов Роб Боттин. Ридли слышал про работоспособность этого парня ещё на съёмках карпентеровского «Нечто», где Роб получил нервный срыв из-за переработок и полного погружения в работу по 36 часов без сна. И поскольку сам Ридли заявлял, что трудится на 120% то, то же самое требует и от других. Роб был тем, на кого, как говорят наши современные руководители можно «свесить ноги». Всучив ему сценарий, Ридли переключился на другие проблемы. Боттин прочёл и остался под впечатлением. Спустя годы, он признавал, что уровень раннего сценария был не ниже «Властелина колец».

Когда Боттин сел прикидывать что нужно смастерить для фильма в плане грима и аниматроники, он прочёл сценарий ещё пару раз и вынес маркером все что его интересует, и только потом с удивлением обнаружил, что листов в его списке было как в мини-сценарии, вот такой объем работы ему предстоял. Уже когда немного позже Ридли утвердил его дизайн принца тьмы Роб взялся за голову. Он был дизайнером, и не мог понять, как увесистые рога не отломят голову Тима Карри с его плеч. Вопрос решили с помощью полого варианта рогов, почти невесомых. И к слову Роб Боттин считает образ рогатого одним из самых успешных в своей кинокарьере

Что до Тима Карри, то он очень переживал, что такой сложный грим заберёт всю его индивидуальность. В то время он был очень знаменит и считал свою внешность торговой маркой. На момент съемок он был известнее всех занятых в фильме актеров вместе взятых. Поэтому в жарких спорах с Ридли требовал сниматься хотя бы без линз. Капризничал, но, в конце концов, свыкся с образом и невероятно неудобным гримом.

Была забавная история, когда всем понравилась идея, придать одному из главных гоблинов внешность Кита Ричардса, участника вокально-инструментального ансамбля Ролинг Стоунс. Прогуливаясь по коридорам среди гримёрок, исполнитель роли чудовища, Тим Карри неспешно пил слабый алкогольный коктейль и заглянул в одну из комнат, где исполнительницу роли Бликса, а его играла хрупкая девушка, Роб Боттин собственноручно превращал в монстра. Тим Карри встал в дверях и буквально открыл рот от удивления, так как в жутком и мерзком создании легко угадывался знаменитый музыкант, с которым он был лично знаком.

К слову, гоблин Бликс в фильме был как тот мавр, который сделал своё дело и мог отдыхать. В какой то момент он и его свиноподобный приятель просто пропали, и это также является сценарным косяком. Героев на которых изначально строилось повествование, просто взяли и вытряхнули из мешка на мусорку, предоставив сцену ведущим актерам.

Актеров в противовес не очень высокому Тиму Карри старались подбирать поменьше габаритами, что бы показать размер искусственного леса и декораций. Одно время планировали даже снимать на 70 миллимитровую пленку, для усиления эффекта, но от идеи отказались, так как слишком уж дорого это было. Тут Ридли пошел на хитрость, которой пользовался еще во времена съемок «Чужого», когда рядом с окаменевшим Космическим жокеем использовали детей. В «Легенде» для придачи масштабности декорации в одной из сцен подобным образом Ридля снял свою маленькую дочь, которая изобразила принцессу, издалека, когда каскадер вместо Тома Крузы прыгал с камня в озеро, за кольцом!

Ридли Скот много был в то время в разъездах. Мастер не терял времени даром. Он срочно искал натуру. Требовался Волшебный лес. Припёрлись снимать в глушь, где лес был поистине сказочным, но уже в сумерках Ридли достал прибор замеряющий свет и признал, что для плёнки здесь темно как в заднице. Прикинув что осветить это место прожекторами как надо влетит в копеечку пришлось все переносить в студию Пайнвуд, в Англию, в гигантский ангар, построенный специально для фильма про агента 007, где Роджер Мур в роли Бонда надирал задницы врагам мирового масштаба.

Львиная часть бюджета ушла на строительство там волшебного леса, более 10 лимонов вбухали в этот мир фей, лесных духов и взмывающего вверх пуха с насекомыми. Ну, мы то с вами знаем в наши дни как легко распилить бюджет, а затем слить в унитаз то на что он якобы был потрачен. Сгоревший лес фей — это одна из самых странных и сомнительных историй Голливуда, разумеется, после педофильной истории с двумя Кори – Фельдманом и Хэймом. Рыжий лис Ридли знал толк в проделках, он ещё со времён постановки «Чужого» понял, как затратно построить что то в плане декораций, но ему верили – после феноменального успеха «Чужого» и «Бегущего» у него был невероятный запас СТАМИНЫ. Но мог ли Ридли поступиться своей карьерой и положить немного денежек в карман? Сомнительно. Скорее всего, баллоны с газом и вправду травили, поджарив творение декораторов. Или не?

Итак, баллоны рванули, павильон Джеймса Бонда ушёл в историю, карлики, продюсеры и Том Круз стали искать вундеркинда Ридли, и знаете где он был? Он поехал играть в теннис!!! Как позже признался сам маэстро – игра в теннис – это его метод уйти из реальности. Так называемый Дзен.

Несмотря на потерю 10 миллионов в виде локаций для съёмок – снимать пришлось дальше, отложив ракетку и мяч Ридли снова крикнул "мотор" и включил пожарный гидрант, из рукава хлынула ледяная вода по тропинкам найденного клочка леса в парке гномы, принцессы и будущая звезда «Топ Ган» вновь начали играть в сказку. Тим Карри спешно одел рога и разразился своим фирменным смехом. Дальше предстояло вновь поглумиться над многострадальным фильмом и сделать из него пазл, который должны собрать индивидуально для американского проката, европейского (скорее всего Великобритании) и для остальных стран третьего мира.

Официально существует 4 версии фильма, причём концовки некоторых версий кардинально отличаются.

Например, в американской версии все кончилось конкретным хеппи-эндом, когда Том Круз и спасённая им принцесса вдвоём устремляются в сторону встающего над лесом солнца. В европейской же версии, или поздней – режиссёрской – принцесса отправляется домой одна, отдыхать от пережитых приключений, а герой Тома Круза убегает, сверкая пятками в сторону рассвета в гордом одиночестве. Мудрое решение. Если бы американцы придя в кино посмотрели такой финал, они бы в силу своего менталитета его бы не приняли, и ещё месяц ходили к личному психоаналитику, пытаясь это развидеть!

Так вот, поскольку США были главным рынком сбыта фильма, Ридли и продюсеры устроили тестовые просмотры для зрителей Обьединённых штатов Америки Что бы понять, всё ли они предусмотрели. Где то через полчаса показа у Ридли невероятно подгорело! Сначала он учуял запах марихуаны а затем смешки и едкие комментарии в адрес происходящего на экране. Он вскочил, врубил свет и отчитал группу балбесов с красными глазами. Мастер буквально за шиворот выкинул обдолбанных критиков из зала, но предварительно поинтересовался у них, что не так? Основную причину, которую назвали светила кинокритики – это смехотворность происходящего на экране: песни, танцы.. которые никак не вязалась с музыкальным оформлением Джерри Голдсмита. В котором легко узнавался саундтрек из Второй части «Психо».

Маэстро был раздавлен. Связавшись по своим каналам с теми, кто шарит в музыке, он пришёл к выводу, что положив на целлулоид новый синтезаторный саунд — фильм удастся скормить американскому плепсу.

В срочном порядке разыскали популярных тогда «Tangerine Dream» и под угрозой превращения тех в репликантов нового поколения усадили музыкантов в берлинскую студию, где ударными советскими темпами ребята написали полный саундтрек к творению Ридли за 3 недели!

Фильм это не спасло, к сожалению, но все же немного фанатов у него появилось. А Ридли растерял доверие в жанре на многие годы.

Чего не скажешь о томе Крузе, брат Ридли – Тони снял его в своём супер хите «ТОП ГАНН»!

Красивый и пустой, а еще безумно грустный мир «Легенды», что до воцарения тьмы, что после. На любителя, Рай для интровертов! Слишком много философии для такой сказки. Излишне жуткие персонажи, например та же Мег Маклобоун, обитающая в топях кикимора, придуманная Робом Боттиным ещё в начале 80-х как жуткий образ, который он решил-таки воплотить в фильме. Эта зелёная тварь была воплощением истинного детского кошмара, после того, как я впервые увидел фильм.

Скотт как то признался, что вдохновлялся классической лентой Красавица и чудовище и диснеевскими мультфильмами вроде – "Бэмби" и "Белоснежки". Внимательный зритель увидит заметную параллель и с другими сказками, где принцесса, томясь в заточении подвергается попыткам злодея соблазнить, заворожить. Например, есть явное заимствование из советского фильма «Руслан и Людмила». А песня Магомаева из той ленты могла бы, например, прекрасно лечь на танец безликого монстра в платье из "Легенды".

В фильме на 120 % узнается почерк Ридли Скота, по многим причина, в том числе и по лежащим на поверхности пасхалкам к его прошлым фильмам. Киноленту лишили массы гротескных и жутких сцен, по прихоти продюсеров, и Ридли не стал их отстаивать, причём он всегда гордо заявлял, что со студиями он в добрых партнёрских отношениях.

Фильм лишился таких прелестей, например, как отрастающие стоп моушен крылья за спиной у главного чудовища в финальной битве с Томом Крузом, или в сцене убийства единорога, Том Круз внезапно обнаруживает, что оказывается на вершине горы из гниющих трупов… Да и главного героя могли сыграть Джим Керри или Джонни Депп. Но Круз к был мягко говоря, вообще недоволен этим фильмом, и из-за сборов, а ещё по причине того, что во время съёмок умер его отец…

Ридли плюнул на все слюной и ушёл готовиться к следующему проекту с Томом, но уже не Крузом, а Беренджером. И казалось, был безучастен даже к номинации на Оскар за лучший грим. Спустя годы, он решил восстановить своё реноме мастера фантастики и невероятного выдумщика и слепил-таки режиссёрскую версию «Легенды» расширив сцены, добавив вырезанные и все украсил музыкой Джери Голдсмита!

Рыжий сэр, по моему мнению, уже давным-давно сказал, что хотел как в жанре, так и в кинематографе. Я безусловно даю зелёный свет «Чужому», «Бегущему по лезвию», «Легенде» — с натяжкой, и то только американской театральной версии с музыкой Танжерин дрим.

Примерно 2 года с лишним назад у меня уже подгорело по поводу его шедеврального в кавычках «Чужого: Завет», где Ридли на мой взгляд, превратился в постаревшего неуклюжего фокусника-шулера, который строит карточный сортир, нелепо вытаскивая из-под него краплёные карты. Сейчас, когда я смотрю «Легенду», мне она кажется в разы искуснее и великолепнее дорогущего недоблокбастера «Завет». По крайней мере, в том фильме была душа, несмотря на сомнительный инцидент с 10-ю млн долларами и сгоревшими декорациями. Фильм тащили Тим Карри, эффекты Роба Боттина, музыка «Tangerine Dream», потрясающая работа художников, осветителей и остатки мастерства и совести Ридли Скота.

Сколько раз я пересмотрел «Чужой Завет»? – ноль. «Легенду» же я смотрел невероятное количество раз, и уже когда вырос, я посмотрел фильм со своим ребёнком и понял, что эта лента, несмотря на все её недостатки может привить детям чувство красоты, стиля в кино и познакомить с творчеством Ридли Скота – режиссёра, безусловно талантливого, непростого, и пришедшегося к месту в своё время.

Итак, «Легенда», бюджет за двадцать, возраст уже за тридцать. К просмотру однозначно рекомендую, и желательно на большом экране через проектор. Поверьте, волшебный лес с единорогами именно то место, откуда вы не захотите уходить.

Просмотры: 496

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Более 17,000 человек подписаны на наши страницы в социальных сетях. Подпишитесь и вы, чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео!

Комментариев: 3 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!