Новости

БАРХАТНАЯ БЕНЗОПИЛА: Искусство всегда опасно (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 5

Дебютная режиссерская работа Дэна Гилроя, "Стрингер", неслабо бабахнула в 2015 году, а потому выход его новой картины, да еще и в жанре хоррор-триллера — событие само по себе интригующее. Прибавьте сюда звездный актерский ансамбль, покажите публике яркий трейлер, и вуаля, коктейль завышенных ожиданий готов. Премьера состоялась в конце января в "Сандэнсе", и уже с 1 февраля фильм доступен на Netflix, так что никто не мешает и нам попробовать, каково это на вкус.

"Бархатная бензопила" — притча о мире современного искусства, а точнее, о том месте, где искусство встречается с бизнесом. Бездушные улыбки, безукоризненные наряды и интерьеры, соперничество, интриги и меркантильность... Однако гламурное течение будней прерывается неожиданной находкой: в квартире тихого никому не известного старика, отошедшего в мир иной, найдены сотни полотен, мрачных, зачаровывающих, пронзительных. Пронырливые дельцы спешат присвоить себе этот клад, а затем, конечно, выставить на продажу. Штука в том, что картины не просто гипнотизируют — они могут убивать.

С самых первых секунд фильма Гилрой отчетливо пытается в сатиру: повествование утыкано шпильками в адрес богемы, а персонажи балансируют на грани между естественностью и карикатурой. В своей хищной игривости иные из них вызывают симпатию, но не слишком сильную, а условно положительным можно назвать лишь героя Джейка Джилленхола: влиятельный критик, он тоже испорчен средой, но, по крайней мере, пытается быть честным и испытывает угрызения совести, пожертвовав своими идеалами однажды. Рене Руссо в образе хваткой владелицы арт-галереи тоже в общем-то не выглядит законченной негодяйкой, и за расчетливостью угадывается человек со своей трагедией. Ни тот, ни другая, впрочем, не тянут на роль главного героя. Режиссер, очевидно, не хотел, чтобы чья-то история выходила на первый план, заслонив тот культурологический срез, что он попытался сделать.

Забавно, что свою сатиру Гилрой натягивает на костяк старого доброго хоррора про проклятые вещи. По-настоящему пугать зрителя он не собирается, но каждая сцена смерти в "Бархатной пиле" по-своему любопытна, изобретательна и не лишена черного юмора. В этом смысле все очень олдскульно, красочно и, если не захватывающе, то, как минимум, забавно.

Мир высокого искусства — кладбище для таланта. Вот что сообщает нам Дэн Гилрой. Здесь божью искру продают и ставят на конвейер, а чаще выдают за нее очередную претенциозную пустышку. Здесь мешки с мусором и окровавленный труп могут принять за инсталляцию. Здесь критики определяют, что красиво, а что нет, и приговор их может оказаться действительно смертным. Но что будет, если все эти люди встретятся с чем-то настоящим и великим? Оно покарает их. Потому что вы можете сколько угодно рисовать на песке у кромки прибоя, но чтобы создать нечто гениальное, придется копнуть поглубже, и будьте готовы к тому, что прольется кровь. Да, приготовьтесь к худшему, ведь вам предстоит найти в себе что-то тайное, темное, болезненное, возможно, безумное, а отыскав, макнуть туда свою кисть.

Искусство всегда опасно.

Эти слова Гилрой вкладывает в уста своей супруги Рене Руссо. К сожалению, его самого настоящее искусство привлекает меньше, чем описание ужасных симулякров. Зловещая история мертвого художника подается вскользь, в то время как режиссер упражняется в остроумии, срывая покровы, которых нет, с тайн, которые в общем-то и не тайны. Как высказывание "Бархатная пила" работает очень слабо, слишком уж вторичны и поверхностны тезисы. К счастью, именитые актеры не просто так кушают свой хлеб: именно они привносят огонь, жизнь в эту картину. Для Руссо и Джилленхола, умопомрачительно смотревшихся вместе в "Стрингере", это явно не самые сильные роли, но и претензий к ним не возникает. Отлично проявила себя Зэйв Эштон, хотя даже в триллере "Без компромиссов" со Стейтемом ей достался персонаж интереснее. Как всегда, чудесна Тони Коллетт. Убедительны Джон Малкович и юная Наталия Дайер. Каждый из них может круче, но это не такое кино.

Не хочется думать, что Дэн Гилрой хотел снять нечто дерзкое и умное, своего "Неонового демона" или вроде того. Свою оценку я, пожалуй, поставлю, лишь отдавая "Бархатной бензопиле" должное, не оглядываясь на режиссерские претензии и собственные ожидания. Это не слишком страшный, но занимательный хоррор-триллер. Это просто грамотно сконструированное и талантливо снятое кино, которое хочет и может вас развлечь. Что ж, наверное, стоит ему это позволить.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1411.

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 5 RSS

  • Спасибо! Надо посмотреть.

  • Вчера посмотрел.Ну не сказать что шедевр.Понравился Джилленхол,Колетт тоже интересна,но остальные как-то невнятно,не ожидал даже что ни Руссо ни Малкович не проявили себя,но возможно материал такой достался,тогда вопрос зачем вообще снимались.

  • Эх, а я надеялся на кинотеатральный прокат...

  • Хорошая рецензия на хороший фильм, многие моменты прям с уст сняты.. С оценкой почти согласен, 8/10 на 10% больше 3,5/5 )))

    У фильма приятное послевкусие, он не забудется, а отложится, займёт какое-то своё место. Произойдёт то, что герой Джилленхола описывает как акт творца - трансформация духа в материю, только уже в обратном порядке - трансформация материи в дух, акт зрителя. Нечто подобное происходит и в фильме: обмен энергиями духа между творцом и зрителем посредством предметов искусства (картин). В сюжете это незримо является злой силой, проклятием, и вершит наказание. Интересное и необычное изображение зла, с обоснованием и историей возникновения. Вообще инфернальность искусства в фильме Гилроя чем-то напомнила такие совершенно разные картины как «Красная скрипка» Француа Жирара, офигенный «Клошар» Кейси Лемонс и «Синдром Стендаля» Ардженто.

    А Бархатная бензопила - это название рок группы героини Рене Руссо в дни ее молодости и бунтарства, пока она ещё не стала менеджером по продаже искусства.

    Интересная, ироничная, живописная лента с мастерскими режиссерской, операторской и актёрской работами, которую хочется разбирать по кусочкам.

    Мне очень понравилась трактовка заключительного момента, во время титров:

    отстранившись от всего «токсичного» в мире искусства, он (Пирс - герой Малковича) кажется счастливым, даже если и утратил то творческое могущество, которым когда-то обладал. Волны, смывающие его песочные рисунки, показывают, что отныне он полностью поглощен творчеством и не заботится о долгой жизни плодов этого труда.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!