Новости

Байки из «Колумбария» (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКнигиКомментарии: 0

Фанатам ужасов, по большому счету, все равно, куда бежать за автором, — хоть в санаторий, хоть в крематорий (или колумбарий), лишь бы было интересно и жутко. В крематорий нас пока никто не приглашал, а вот полюбоваться урнами с прахом и послушать увлекательные истории, — очень даже. Не будем же тянуть кота за резину в долгий ящик! Добро пожаловать в "Колумбарий" Александра Подольского.

Сборник рассказов "Колумбарий" вышел в продажу в середине мая. Книжка увесистая — 495 страниц, 32 рассказа плюс краткая биографическая справка и комментарии коллег. Максим Кабир, например, полагает, что "Ни заядлый скептик, ни самый опытный читатель хоррора не смогут избежать чар Подольского". Да неужели? На слово, при всем уважении, верить не приучены, уж извините, сейчас посмотрим сами.

Скачать: PDF

Превью:

PDF

Шаги на изнанку

Сразу к сути: уважаемые, нам не соврали. Действительно, очаровывать, интриговать и удивлять Подольский умеет. Не то чтобы кто-то всерьез сомневался, но — вдруг, мало ли, чего только в этой жизни ни случается.

Каждый из рассказов сборника — как шаг на изнанку сознания, где гнездятся смутные страхи, фобии и прочие глубинные монстры, готовые в любой момент сожрать своего "хозяина". Кстати, тут еще вопрос, кто кому хозяин. Ступайте осторожно, не будите лихо, пока оно тихо. Первое, что стоит отметить для читателя, кому любая книга — лишь рычаг, запускающий луна-парк в его голове, — скучно не будет. Все истории захватывающие, "проходняков" нет. Хотите аттракцион — будет вам аттракцион. Но "Колумбарий" — это не только про пощекотать нервишки, приятно поволноваться и резво скакать к другой "карусели". Истории глубокие, умные и тем, кто ищет в книгах не только развлечение, но и повод покопаться не только в тексте, но и в себе, подарят немало увлекательных часов.

Подольский искусно работает со страхами, которые поселяются "на изнанке" еще в детстве. О том, что читателя ждет встреча с детскими страхами и, возможно, его собственными глубинными воспоминаниям, автор заявляет в первом же рассказе. "День рождения Машеньки" может казаться "беззубым" и недостаточно страшным, только если читать его "по первому плану". Он ужасает именно своей "детскостью" и местами нарочитой наивностью, которой безоговорочно веришь. Все дети боятся потеряться, все, в той или иной степени, страдают от невнимания взрослых, всем хочется хоть на минутку показать всем — да вот же я, я тоже чего-то стою, заметьте меня! Машеньку заметят, ведь в день рождения желания сбываются. И все закончится хорошо? Ну, тут уж как сказать.

После "доброй" (на самом деле нет) истории Машеньки читателя ждет сказка гораздо страшнее. Пережитое в детстве потрясение от падения в яму со змеями, безумие, потеря собственной личности и, в старости, — "возвращение" в ту же яму, из которой маленькая девочка, по большому счету, никогда не возвращалась ("Подколодные")… Но, пожалуй, самым интересным с точки зрения детских страхов, является очень короткий, давящий и жуткий рассказ "Земляной". Перефразируем цитату из известного новогоднего фильма: "Про домовых, водяных, леших слыхал? Ну а это земляной" (в оригинале, если кто не в курсе, был вагонный). Рассказать об ужасе погребения заживо, живущей под землей неизвестной опасной твари, о детских страхах и, в итоге, о смерти всего на трех страницах так, чтобы не хотелось ничего добавлять к сказанному, удается не каждому. Подольскому удалось прекрасно. Это далеко не все "ужасы родом из детства", но сборник состоит не только из них. Будут и вторжения необъяснимой потусторонней жути ("Кап-кап", "Ветки"), и переосмысление языческих жертвоприношений "снегурочек" ("Мешок без подарков"), и демоническая аллюзия на "Колобка" ("Тесто"), и безумная расчлененка с финальным твистом ("Пазл"), и смертельная аномалия ("Метео"), и зомби-апокалипсис по-советски ("Забытые чертом"), и очаровательный реверанс в сторону Лавкрафта ("Твари из Нижнего мира"), и очень филологичная сказка про буквы ("Цифропокалипсис"), и еще много разнообразной качественной жути. Шаг за шагом, в темную воду, в мрачные фантазии автора, из которых невозможно вынырнуть, пока не перевернется последняя страница. Да и не хочется выныривать.

Возьму с собой

Сборник, как уже говорилось, стабильно хороший от аннотации до оглавления, но, как часто бывает, — все истории хороши, но некоторые — лучше.

В списке моих фаворитов оказались уже упомянутый "Земляной", "Повелители мелков" и "Зов страны невидимок".

В "Повелителях мелков" дети просто рисовали на асфальте счастливый, "безумно дивный чудный город", почти живой. Но однажды посреди нарисованного города "выросло" кладбище, и он начал необратимо портиться. И это было бы полбеды — темная зловещая тень выбралась из рисунка и открыла охоту на создателей города. Не буду спойлерить, спасся ли городок и выжили ли дети, этот рассказ слишком хорош, чтобы лишать вас удовольствия прочитать и прочувствовать его самостоятельно.

Грустная, светлая и по-настоящему волшебная сказка "Зов страны невидимок" — это как "Питер Пэн", только наизнанку. Одна из любимых книг детства угадывается в этой истории о детях, то ли прячущихся от чего-то по-настоящему опасного, то ли готовящихся шагнуть в мир взрослых, то ли просто ждущих своего рождения в странной и чудесной Школе. Если бы все пропавшие возвращались из Неверленда, пожалуй, это происходило бы именно так.

Не ищи черную кошку в темном "Колумбарии"

Мне всегда крайне интересно разгадывать, по какому принципу сборники получают свои названия. Иногда имя всей книге дает далеко не самый яркий рассказ, а еще часто название намекает на интригу, которой, в итоге, может и вовсе не быть. Но как можно сразу смириться с мыслью, что нет второго дна?

Просто 32 разные истории, то есть 32 урны с прахом? Ну нет, это слишком просто. Да и одноименный рассказ — завершающий в сборнике. Не иначе, готовят читателю такую забористую жуть, что все предыдущее покажется детскими страшилками. Или же этот рассказ сплетет все ниточки в одно полотно, и нам откроется совсем иная история? Иногда и такое бывает. Можно было, конечно, прочитать рассказ "Колумбарий" сразу, все понять и в очередной раз отругать себя за привычку додумывать за авторов, редакторов и составителей. Но играть нужно по правилам. Если пустили вперед 31 рассказ, а тот самый оставили напоследок, значит, все не просто так. Вот и читала буквально с карандашом, искала подсказки и крючки — почему же ты "Колумбарий"? Может, я что-то упускаю?

А ларчик просто открывался. Оказалось, что "урны с прахом" на полках "Колумбария" никак между собой не связаны, в каждой — свои секреты, но общей тайны нет, и первая мысль была верной. Это в своих интервью подтверждал и сам Подольский, но их я специально не читала до тех пор, пока не разобралась со сборником (спойлеров к сюжетам я не боюсь, а вот подсказок к загадкам не люблю). Зря я искала в темном колумбарии черную кошку, которой там не было. Впрочем, нет, не зря — процесс поисков оказался весьма захватывающим. Спасибо и за прекрасные тексты, и за эту игру. Приятно иногда чувствовать, что тебя переиграли, причем вовсе не ставя себе такой задачи.

Оценка 5 из 5.

("Зов страны невидимок" — просто в самое сердце)

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!