Новости

Как снять успешный фильм ужасов? 9 правил Джеймса Вана

КиноКомментарии: 4

Если мы говорим об успешных фильмах ужасов последних лет 10-20, то, как бы высоко зритители и критики не оценивали работы Ари Астера или, допустим, Джордана Пила, разговор все равно сводится к двум "Дж" - Джейсону Блуму и Джеймсу Вану. И если основателю студии Blumhouse в ЗУ была посвящена отдельная статья, то создателю "Пилы", "Астрала" и "Заклятия" такого внимания мы прежде не уделяли, хотя про его фильмы пишем постоянно.

Меж тем, Ван - великий хоррор-режиссер, влияние которого на жанр значительно, и нет никаких сомнений, что он войдет в историю хоррора. Собственно, уже вошел - на правах человека, подарившего миру не один, не два, а по меньшей мере ТРИ полноценных и очень успешных хоррор-серии.

А еще несколько лет назад, на свое 40-летие, Джеймс Ван рассказал про "правила", которым сам следует в работе над своими фильмами. Что же это за принципы такие?..

1. Хоррор не обязан стоить дорого

Если вы не способны напугать зрителя, имея скромный бюджет - значит в жанр ужасов вам лучше не соваться. Бюджетные ограничения должны вдохновлять. Уметь проявить в нужный момент изобретательность - ключевой навык для любого режиссера хоррор-кино. Уникальная особенность жанра ужасов - вы можете добиться большего эффекта, используя недорогие методы. Например, звук - срипучая дверь может вызвать у зрителя мурашки по спине, но скрип двери вообще ничего не стоит.

2. Настоящий ужас - в звуке, а не в изображении

Лучшие фильмы ужасов нагоняют жути не визуальными эффектами, а звуком, акустикой. Звуковое сопровождение работает лучше и эффективнее создает ощущение угрозы для персонажей.

3. Работайте с воображением зрителя

Следуйте кредо Альфреда Хичкока, дайте волю воображению своей аудитории. Саспенс - это ожидание чего-либо, а не само это "нечто".

4. Взывайте к примитивным страхам

Задача - так или иначе напугать зрителей тем или иным способом отсылает нас к древним человеческим страхам. По мере взросления каждый из нас сталкивается со всевозможными видами этих страхов. Один из них лег в основу фильма "И гаснет свет..." - в нем мы работаем с классической фобией многих людей, боязнью темноты.

5. Обманывайте зрителя

В отличие от зрителей прошлых эпох, современная аудитория прекрасно знакома с "языком" хоррора, поскольку кино сейчас доступно, а количество фильмов огромно. В этих условиях ваша задача как режиссера - постоянно удивлять зрителя. Это единственный способ удержать его внимание. Если публика ждет, что что-то случится - подумайте о том, как обмануть эти ожидания.

6. Переворачивайте каноны жанра

Возьмите классические приемы жанра ужасов и используйте их по-своему, чтобы найти собственный путь. В случае с "Астралом" хотели сделать историю про дом с привидениями, но чтобы она не была традиционной историей об этом. А "Пила" задумывалась как камерный триллер, но - не похожий на другие инди-фильмы этого субжанра.

7. Создавайте запоминающиеся сцены

В фильме должны быть особенно яркие, запоминающиеся эпизоды. Настолько сильные, чтобы их обсуждали люди, которые приходят на работу на следующий день после просмотра вашего кино.

8. Не бойтесь ответственности

Опыт сиквелов "Пилы" научил Джеймса Вана кое-чему. Он не снял ни одного из этих сиквелов, хотя многие думали, что снимал. Поэтому, берясь за "Заклятие 2", он решил снимать сам: "Если кто-то будет ругать меня за франчайз, то, по крайней мере, я действительно буду нести за это ответственность". Кроме того, сиквелы "Пилы" ушли в том направлении, куда не хотелось бы Вану, в то время как "Астрал" и "Заклятие" развивались в продолжениях именно так, как он того желал.

9. Вырабатывайте собственный стиль

Иронично, что после "Пилы" Ван снял несколько других фильмов, которые ему самому казались более совершенными и лучше отражающими его стиль. Но вплоть до выхода "Заклятия" люди продолжали ассоциировать Джеймса с "Пилой". Причем некоторые обращали внимание только на то, что для самого Вана было не столь уж и важно - кровь и кишки. Из-за этого режиссеру пришлось долгое время доказывать, что он способен использовать весь инструментарий жанра ужасов, что он знает, как создать напряжение, саспенс, а не только шокирующие сцены самоистязания.

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Хорошие советы и, что главное — от признанного мастера с нулём плохих фильмов в карьере.

  • Ван талантище. Но вы забыли про одаренного француза Паскаля Ложье. Снимает мало, но с блеском. Имхо. P.S. забабахали бы и про него статейку)) Очень интересно, чем живет мужик...

    • Тогда скорее надо в целом про new french extreme волну статью писать - там и Ложье, и Бустийо с Мори, и Александр Ажа, целая плеяда.

      • я с ложье где-то с год назад очень классное вью читал, даже хотел статейку тиснуть, но стало в лом )))) у него там интерессные рассуждения и замечания по жанру были.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!