Новости

Когти, лапы, два хвоста: рецензия на антологию кошачьего хоррора «9»

РецензииКнигиКомментарии: 3

Весной этого года свет увидела любопытнейшая книжка — первая отечественная антология мяу-хоррора. Она получила название «9» и, минуя издательства, сразу была выложена в Интернет для бесплатного распространения, причем с бонусом в виде шикарных иллюстраций художника Владимира Григорьева. Такой подарок читателям преподнес Максим Кабир, один из ведущих авторов современной русскоязычной тёмной литературы. Решив попробовать себя в качестве составителя, он не прогадал: первый блин не вышел комом шерсти, а книжка и вовсе попала в шорт-лист премии «Мастера ужасов» и через неделю может отхватить награду в номинации «Лучший проект». По такому случаю грех не вспомнить включенные в антологию рассказы.

Важный нюанс: автор этих строк (то бишь я, Александр Подольский) в некотором роде лицо заинтересованное, так как в книжке представлена моя миниатюра «К кошачьей матери». Но что ж теперь, не оценивать работы коллег, не делиться мнением? Ну уж нет. В конце концов, писатели — точно такие же читатели. Со своими вкусами, предпочтениями и взглядами на прекрасное. А взгляды эти всегда интересно сравнить.

Антологию открывает рассказ Дмитрия Костюкевича «Изъяны». Автор не первый уже раз удачно подает историю через дневниковые записи, помещая читателя прямиком в голову главного героя. А поскольку герой подписался на странный эксперимент, скучать не придется. Замкнутое пространство, изоляция, работа с напарником в лаборатории — день за днем, неделя за неделей. Такая рутина сама по себе очень скоро начнет угнетать, а уж если в сюжете появится нечто необычное… Например, кот, которого тут быть не может, но который скребется где-то, мяукает и сводит с ума. Костюкевич грамотно работает с психологизмом, выжимает всё из декораций клаустрофобного триллера (недоверие, подозрения, паранойя, отчаяние) и завершает рассказ ровно там, где нужно. Шредингер одобряет.

«Кошачий саван» Николая Романова представляет читателям не просто злобных котиков, а громадного кото-монстра — пожалуй, главное чудо-юдо антологии. Уже только ради встречи с ним стоит познакомиться с этой историей, хотя она и в остальном неплоха. Динамичная, атмосференая, с хорошей дозой саспенса в тёмном парке. Правда, герой, отправившийся хоронить любимую кошку матери и навлекший на себя беду, особой симпатии не вызывает. Его действия выглядят, мягко говоря, странными, из-за чего сам сюжет кажется высосанным из пальца. Эпопея с пресловутым «саваном» (герой постеснялся идти в бар с лопатой и решил завернуть ее полотно в полотенце из кошачьей могилы — так ведь совсем другое дело!) воспринимается исключительно как авторский произвол, что сильно портит впечатление от рассказа. Но вот финал — драматичный, эмоциональный — его однозначно вытягивает.

«Этажом ниже» Максима Кабира — классическая история ужасов, в которой всё вроде бы предсказуемо, но подано так здорово, что особой оригинальности и не требуется. Байка-страшилка о ночевке в доме кошатницы, которую обглодали хвостатые питомцы, заходит на ура — она увлекательно рассказана, там есть живые персонажи, отличные диалоги, черный юморок и играющие детали. И жутковатый финал есть, конечно. Кабир практически никогда не подводит, вот и на этот раз не сплоховал. Зачет.

«Котята Анны» Евгения Абрамовича — незатейливый, но симпатичный рассказ о воспитательнице детского сада, которая странным образом влияла и на детей, и на взрослых. Всем она нравилась, все к ней тянулись, а с детьми у Анны и вовсе была особая связь. Она называла их котятками, разговаривали они по-кошачьи (мяу-мяу, мур-мур) и вообще будто перенимали повадки хвостатых-полосатых. До тех пор, пока не пропали… В коротком рассказе автор уместил переживания матери, потерявшей ребенка; подступающее безумие, тайну, наслаивающиеся друг на друга странности и даже эротизм. История не рвет шаблоны, зато запоминается яркими образами и интересным подходом к теме. А уж видео того самого утренника наверняка стало бы настоящим хитом в Интернете.

Один из лучших рассказов антологии принадлежит перу Андрея Миллера. «Невероятная история про мертвую японку, сорок кошек и Анджелину Джоли» действительно невероятная. Тот случай, когда пересказывать сюжет не имеет смысла — это будет звучать как бред. Но проживать эту историю вместе с героем чертовски увлекательно — ты будто и сам закидываешься запрещенными препаратами и движешься вслед за авторской фантазией туда, где становится всё чудесатее и чудесатее. Восточный колорит, экзотическая нечисть, комиксовый экшен, мат, наркотики и оргазмы Анджелины Джоли. Получилось забористо, что и говорить. И пусть ужасов в этом жанровом коктейле маловато, вкус у него все равно отличный.

Михаил Павлов с рассказом «Там, где ты всегда один» передает привет «Веерному отключению» Алексея Провоторова. Детские страхи — тема благодатная, ее нельзя не использовать. Тем более все мы родом оттуда — из царства неправильных теней, шорохов под кроватью и жутковатых узоров на ковре. Каждому ребенку известно, что днем квартира не представляет никакой опасности, всё в ней до боли знакомое и родное. Но с наступлением темноты что-то меняется: шкурка привычной реальности отваливается, обнажая нечто иное, потустороннее… И чем богаче фантазия у ребенка, чем дальше от него находится спасительная дверь в родительскую спальню, тем больше чудовищ может собраться вокруг. И иногда это вовсе не игра воображения. В своем рассказе Павлов здорово оживляет детские страхи, находит классные (и жуткие!) образы, давит атмосферой и накрывает темнотой по самую макушку. Может, немного затягивает весь этот процесс (как и Провоторов в свое время), но нервы щекочет как следует, умеючи. А еще заставляет вспомнить тех монстров, которых мы оставили в своем детстве. Как знать, может, они только и ждут подходящего момента, чтобы вернуться…

«Пустота, что осталась после» Елены Щетининой и Натальи Волочаевской — лучший рассказ антологии. Кажется, это признали вообще все читатели. На самом деле редкое единение. Но эта история и впрямь заслуживает столь высокой оценки. Она накрепко оседает в памяти — печальная, страшная, кошмарно-бытовая и в чем-то даже философская. Нечего тут разглагольствовать, надо читать. Пока после нас не осталась лишь пустота.

Насколько всё очевидно с лучшим рассказом антологии, настолько же всё ясно и с худшим. Увы, «Дохлокрай: Мрак наступает мягкими лапами» Дмитрия Манасыпова вызывает лишь недоумение. Занимающее почти треть книги произведение оглушает многословностью, не цепляет ни стилем, ни историей, да и вообще, судя по всему, является выдранным куском романа. Пожалуй, единственная претензия к составителю — это включение в антологию «Дохлокрая». В самом деле, без этого рассказа книга бы только выиграла, а читатель, перевернув последнюю страничку, не оставался бы с испорченным послевкусием.

Впрочем, за исключением одного-единственного произведения антология хороша. Ловишь себя на мысли, что читал бы и дальше — все-таки книжка совсем тоненькая, хочется еще мурлыкающих ужасов. Но у кошек ведь 9 жизней, вот и составитель решил это обыграть количеством историй. И если раньше казалось, что 9 жизней — это очень много, то в контексте антологии понимаешь, что лучше бы их было как минимум 13. Потому что когда истории рассказывают талантливые авторы, читателю всегда мало.

9 Anthology Maxim Kabir by on Scribd

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 878.

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 3 RSS

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!