УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Костас Марсаан: Мир в хаосе. Без фильмов ужасов мы сойдём с ума (ИНТЕРВЬЮ)

ИнтервьюЭксклюзивКиноКомментарии: 11

Глава 3. Все мы любим страшные фильмы

— Как вы пришли в кинематограф?

— Смотрел разные фильмы, но нравились мне необычные. Например, "Заводной апельсин" Стэнли Кубрика. Очень понравилась сама форма: необычная подача, вычурная актёрская игра, цвет. Потом я поступил на высшие режиссёрские курсы: на мастерскую Аллы Суриковой и Владимира Фокина; то есть это мастера, во-первых, от советской комедии, а, во-вторых, от советских детективов и триллеров. Это была мастерская жанрового игрового кино. Ну, я и стал предлагать фильмы ужасов. Это вызвало большой смех и иронию наших мастеров. Спрашивали: "Зачем тебе это?" В Советском союзе жанр хоррора был почти не разработан, не понимали зачем он нужен. Алла Ильинична тянула меня в сторону комедии, говорила: "Сделай „чёрную комедию“!". Владимир Петрович — в сторону настоящего детектива. Возможно, именно он повлиял на мой дебют — фильм "Мой убийца". В 2005 году я выпустился и немножко поработал в Москве монтажёром. Затем вернулся в Якутск, поработал на телевидении, в рекламе, и тут начался "бум якутского кино". Молодые ребята стали снимать кино. И я стал монтировать для них, через меня прошли несколько якутских фильмов, пока в 2015 году я не созрел: чего это я с профильным режиссёрским образованием не снимаю кино? И, вот, с Марианной Сиэгэн придумали снять детектив потому, что такого жанра в якутском кинематографе ещё не было.

— Мне очень понравился "Мой убийца" с технической стороны. Я не давал ему никаких скидок на дебют и профессионализм и получил удовольствие особенно от операторской работы и манеры съёмки.

— Правильно! Не нужно делать скидок! Искандер Иванов, наш оператор, тоже был дебютант.

— Мне фильм показался сделанным с оглядкой на корейские нуары.

— (Смеется) Нет, хотя меня часто об этом спрашивают. Мне кажется, что у людей срабатывает автомате: азиатские лица и тут же говорят — это корейское кино.

— Не из-за лиц. А из-за манеры съемки неторопливой, из-за работы с кадром, со светом и цветом. Алексей Медведев, программный директор Якутского МКФ, очень точно подметил, что пролет над ночным Якутском у вас снят, как будто Токио…

— Ну, такой Якутск у нас. (Смеется) Ничего не можем поделать. Лестно, конечно, что нас сравнивают с фильмами из мегаполисов.

Кадры из фильма "Мой убийца":

— Однако не могу сказать, что понравилось, как фильм рассказывает историю.

— Мы изначально сняли другой финал. Зритель должен был увидеть девушку живой. Герои должны были встретиться, обняться. Но на монтаже я посмотрел и думаю, ну что за мелодрама выходит? Это не правильный финал. И та сцена, что вошла в окончательный монтаж, над рекой, когда они плывут в никуда, мне понравилась больше. Знаете, потому я слышал много разных интерпретаций концовки. Но больше остальных понравился отзыв настоящих полицейских. Они подсели ко мне и сказали: "А знаешь, у парня большие проблемы сейчас будут. Он убил подозреваемого. Убит его напарник. Свидетельница может в отказку пойти. Показания никак не зафиксированы. Сейчас начнутся расследования, его пойдут таскать по всем инстанциям". Для них это был совсем не хэппи энд.

— Кстати, я немного знаком с судмедэкспертизой и был впечатлен, что профессиональные составляющие расследования у вас показаны корректно. Были консультанты?

— Якутск — маленький город. При работе над сценарием мы привлекли оперативника, ветерана МВД, который описал нам весь процесс изнутри. А настоящий судмедэксперт на пальцах объяснял, как проводят экспертизу, манипуляции, как они относятся к работе…

— Да! Иван Мишагин в роли судмедэксперта очень живой, я действительно знаю именно таких специалистов!

— (Смеется) Он списан абсолютно с нашего эксперта. И нас консультировал даже сотрудник отдела по расследованию контрабанды золота и бриллиантов. Рассказал многие внутренние вещи рассказал: что это отлаженный бизнес, с сильным сращением с настоящей полицией. Очень многие тонкие моменты мы оставили за кадром, но оставили намёки-крючки, которые считываются зрителем.

— Легко ли пошли сотрудники органов на контакт?

— Им было интересно прикоснуться к миру кино. Они мне жаловались, что в кино их всегда показывают неправильно. Я буквально выписывал все штампы, которые их раздражают и вычеркивал из сценария.

— Например?

— Оперативники говорили, что часто неверно показан процесс опознания. У нас нет, как в американских фильмах, комнат с зеркалами, куда приводят подозреваемых. Опознание делается по крайней необходимости. Если свидетель хочет сохранить анонимность, то подгоняется затонированная машина, и он садится внутрь. А подозреваемых просто выводят во двор МВД.

— В этой сцене прекрасно сыграла молодая актриса, я радовался каждому её появлению!

Жанна Ксенофонтова тоже актриса "Сахатеатра". У нас сильный театр. Есть сцена, которая мне нравится, но она не вошла в фильм. Перед опознанием главный герой, Дьулус (Вячеслав Лавернов) долго уговаривал её, она боялась, но затем Дьулус включал мужское обаяние, и Жанна, в надежде на продолжение романа, соглашалась.

— "Иччи" ваш второй полнометражный фильм. Работая над ним, вы чувствовали, что выросли в профессиональном плане?

— Наверное, в том плане, что в съёмочной группе работали специалисты из Москвы и Санкт-Петербурга. В фильме "Мой убийца" была полностью якутская группа, половина в которой была непрофессиональной, а из энтузиастов, которые очень любят кино и хотят работать в нём. Для "Иччи" мы специально набрали в Москве специалистов по свету, звуку, художника-постановщика, оператора-постановщика, чтобы наши ребята на практике научились, переняли приёмы, это была такая специальная школа. И, в этом плане, это очень интересный опыт.

— Чем вы занимались между "Убийцей" и "Иччи"?

—Я попробовал себя в театре, снял оперу и балет. Мне понравилось работать с абсолютно условной реальностью, не с драматическим театром, который, всё же, реальность воссоздаёт. Музыка и пение воздействуют на зрителя сильнее, чем реалистическая история. А танцы с их ритуальными частями, которые я снимал в театре национального танца, и вовсе соприкасаются с какой-то архаикой.

— Какие фильмы вы любите?

— Мне очень нравится "Сердце ангела" — перевёртыш, почти античная драма. Фолк-хоррор "Ведьма" Роберта Эггерса. Очень нравится "Убийство священного оленя" Йоргоса Лантимоса. В нём тайна — это прикосновение к чему-то, что так и остаётся в состоянии неполной тьмы. Очень нравится фильм "Невинные" с Деборой Керр 1961 года. Это старый фильм ужасов, но в нём очень нестандартно рассказана история о призраках. В финале остаешься в подвешенном состоянии.

— А как вам фильмы Ари Астера?

— Честно? "Солнцестояние" мне не понравилось. В нём языческая культура показана слишком "клюквенно". Они пытались играть с этим: вау, ритуалы, вау, секта. Но сразу видно, что человек в язычестве ничего не понимает, экзотизирует его. Мне было немного неприятно на это смотреть.

— Не скрою, мне тоже он не нравится. Есть ощущение, что многое идёт от умствования, когда переусложнённая форма скрывает пустоту содержания. А как вам оригинальный "Плетённый человек"?

— Да! Вот там настоящее язычество показано.

— Писатель Илья Пивоваров, высказываясь по поводу жанра weird, сказал, что существует наслаждение встретиться с тайной, которую не обязательно разгадывать.

— Иначе мы не можем познать мир. Объяснённый мир — это зона комфорта. Мы и так живём в хаосе. Вокруг нас творится невероятный хаос. Чтобы не сойти с ума, мы договорились, что есть некий объяснённый мир, и мы боимся за него заглядывать. Мы боимся взглянуть настоящему миру в глаза. Но согласитесь даже те события, что сейчас происходят в России, в мире — это состояние хаоса. Мы не понимаем логики происходящего. И мне кажется, это состояние внутренней тревоги сейчас у всех. Непонимание того, что происходит. Отсутствие картины прошлого, картины будущего, искаженная реальность настоящего. И фильмы ужасов дают возможность отреагировать на внутреннюю тревогу. Иначе, мы просто сойдём с ума.

Редакция выражает благодарность выставке Body Worlds/"Мир Тела", на которой были сделаны фотографии.

Выставка проводится в Москве, на ВДНХ, павильон № 21, подробная информация: //bodyworlds.moscow/

Источник: Зона Ужасов.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 11 RSS

  • Замечательное интервью и фото! Спасибо!

  • Возможно, это лучшее интервью из тех, что были у нас в ЗУ) Спасибо, Сергею и Костасу!

  • Спасибо! Но мне было очень интересно общаться с Костасом. Очень интересный собеседник, и фильмы хорошие )

  • вообще, конечно, явление уникальное - якутское кино. при этом само по себе без многомиллионных дотаций. самобытно. все это очень здорово.

  • Очень интересное интервью. Фотографии и маленькая тубэлтэ в начале создают мистическое настроение и задают тон всей беседе. Спасибо. Упомянутые в интервью фильмы пока не смотрела, но обязательно посмотрю.

    Кстати, недавно тоже посетила выставку «Мир тела». Выставка замечательная. Наглядно демонстрируется какую сложную систему представляет из себя наш организм и как важно его беречь.

    • вот! Именно! Я уже дважды был на этой выставке в Москве (она приезжала лет 5-7 назад уже). И меня это всё восхищает — насколько удивителен организм, когда чтобы пальцем пошевелить требуется целый каскад действий всего организма. Очень мне она нравится, восхищаюсь на ней красотой тела.

    • Вот эти фильмы, Сайылык (1992) и Сэттээх сир (1996), кстати, выложены на ютьюбе. Так что их найти даже проще всего.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!