ПОТРОШИТЕЛЬ. НАСЛЕДИЕ

Новости

Краткость — сестра ужаса: что показали на фестивале BEST HORROR SHORTS 2020

РецензииКиноКомментарии: 5

Большое кино начинается с малого, а великие творцы хоррора зачастую вырастают из никому не известных авторов короткометражек. Этим жанр и прекрасен: рамок и ограничений нет в принципе, так что и за 15, 10 и даже за пару минут у толковых режиссеров получается рассказать запоминающиеся и жуткие истории.

Заглянувший в российские кинотеатры киноальманах Best Horror Shorts 2020 в постпандемийных условиях видится скорее как рак на безрыбье, но смею заверить: эти маленькие истории очень даже достойны вашего внимания. За два с лишним часа хронометража, куда уместились 10 короткометражных фильмов, желание посмотреть на часы и узнать время до включения в зале света не возникает ни разу. Зато тьма, которая сгущается на экране, поглощает с первых и до последних секунд целиком. Расскажу чуть подробнее о каждом сегменте и постараюсь обойтись без спойлеров.

"Бес" (Bies), Польша

Режиссер: Блажей Куява

Сеанс открывает явление "польского Вендиго" — здоровенного лесного чудовища, которое подкрадывается к ничего не подозревающей девушке, чья машина сломалась среди ночи на лесной дороге. Первые минуты прекрасно учат тому, как на нулевом бюджете и на практически пустом месте разогревать напряжение: тут важен каждый звук и каждое движение камеры. Но дальше нас ждет неожиданный поворот, который, честно сказать, не идет сюжету на пользу и вызывает больше вопросов — ведь вполне можно было ограничиться рогатым чудом-юдом и не воротить сомнительную привязку к психотравме... Впрочем, тут господину Куяве виднее.

"Альтер эго" (Alter Ego), Италия

Режиссер: Андрэа Джентиле

Про эту мини-зарисовку (5 минут и одна маленькая локация) хочется сказать одно: иногда не так хорош сюжет, как его исполнение. "Альтер эго" воспринимается как "проба пера" для оператора и художника по спецэффектам, а в остальном эта короткометражка хоть и старательно выпячивает отсылки к жанровой классике (когда рука монстра поднимается из воды в ванне, где нежится главгероиня, где-то аплодирует Фредди Крюгер), но из головы вылетает одновременно со стартом титров.

"Перьевая подушка" (Almofada de Penas), Бразилия

Режиссер: Джозеф Спэкер Нис

Неожиданно прямолинейную "пугалку" на экране сменяет утонченная готическая история про барышню Алисию, которую гложет неизвестная болезнь. Она целиком выполнена кукольной анимацией и, стоит признать, работа проделана с любовью и большим вниманием к деталям. Жесты "героев" драматического сюжета нигде не выглядят излишне "игрушечными", звук и освещение радуют уши и глаза, а развязка способна растрогать.

"Прощай, детка" (Bye Bye Baby), Испания

Режиссер: Пабло Эс Пастор

Будь я на месте Джейсона Блума и попросили бы меня выбрать наиболее многообещающего режиссера из альманаха — и я почти не раздумывая указал бы в сторону Пастора, чья англоязычная "страшилка" вышла одной из самых удачных в подборке. Сюжет во многом напоминает "Бабулю" Кинга и "Когда звонит незнакомец": юная девушка остается одна дома, пока старшие где-то развлекаются, а с приходом темноты в здании и вокруг него начинает творится всякая жуть. Эпизод снят настолько эффектно, насколько можно было его снять — украинская актриса Карина Колокольчикова смотрится и играет прекрасно, в интерьере дома историю дополняет каждая маленькая деталь, и даже простенький твист срабатывает идеально. "Детку" хочется пересмотреть сразу после финала, и это лучшая из рекомендаций.

"Темная комната" (La Chambre noire), Франция

Режиссер: Морган Сегерт

Еще одна костюмированная драма с элементами хоррора переносит нас в эстетичную Францию начала 20 века. Это грустная история о неизлечимо больной женщине и ее отношениях с дочерью, которой болезнь является в виде зубастого чудовища. Вроде бы, аллегория заезженная, но химия двух великолепных актрис делает историю по-настоящему проникновенной. Мрачная лирика смерти тут неотделима от искренности взаимной любви матери к дочери, и Сегерт не проводит строгую черту между семейной трагедией и элементами ужасов — тут всё переплетается и работает как надо.

"И ребенок плакал" (And the Baby Screamed), Великобритания

Режиссер: Дэн Гитшем

От меланхолии возвращаемся к более традиционному хоррору. Короткие три с половиной минуты Гитшем потратил на то, чтобы любые молодые родители, которым знаком постоянный плач ребенка по ночам, "выложили кирпич" от концовки этого сегмента. Идея короткометражки, мягко сказать, не блещет новизной, но финальный кадр заставляет вздрогнуть — и это классно.

"Капли" (Gotas), Испания

Режиссер: Серджо Морсильо

С этим сегментом вы уже знакомы, если в вашем списке просмотренных фильмов есть альманах "Страшные истории, рассказанные на ночь". Снова девушка, которая осталась одна в квартире, снова неведомая тварь, которая преследует ее среди ночи — на этот раз с психологической подоплекой в развязке, на мой взгляд, сработавшей "так себе". Да и чуть затянутое вступление на пользу не сыграло. Зато по хоррор-части претензий нет: первое же появление чудовища натурально заставило подпрыгнуть в кресле, да и в целом оператор и режиссер механику "пугания" зрителя понимают и применяют замечательно. Ставим зачет.

"Зверь" (La bête), Франция

Режиссер: Филиппо Менегетти

Тот случай, когда при появлении финальных титров хочется отыскать режиссера в сети и срочно попросить у него добавки. Пусть 18-минутный фильм и заканчивается на самом интригующем месте, но звание одной из лучших лент фестиваля он заслуживает еще на середине. Перед нами — история о маленькой французской деревне, неподалеку от которой есть страшное место, где живет Зверь. Ходить туда, понятное дело, никто в своем уме не будет, но придется, потому что в логово чудища угодит маленький сын местного пастуха. Мифология обрисована четко, актерское исполнение на уровне, а первобытный ужас нагоняется одними только звуками, которые издает незримый монстр. Такое можно и нужно на мастер-классах по короткому метру крутить.

"Свист" (Whistle), Великобритания

Режиссер: Саймон Берри

За длинным сюжетом следует еще одна трёхминутная "передышка" с размахом в две комнаты: в одной героиня закидывает вещи в стирку, а из второй тем временем доносится чей-то свист... Сюрпризов и гениальных решений ждать не приходится, даже монстра толком не покажут (или это был просто парень в капюшоне?), но пугает зарисовка умело за счет простого ожидания, что вот сейчас на девушку что-то набросится из темноты. И никакой фонарик на смартфоне ее не спасет.

"За городом" (Pleine Campagne), Франция

Режиссер: Пьер Муше

На десерт нам оставили мрачную историю девицы легкого поведения, угодившей в лапы маньяка, который нехитрым предложением подзаработать заманил ее в свой загородный дом. Радует, что постановщик не стал уповать на припасенный до финала "вот-это-поворот" (который легко угадывается еще с начала), а постарался проработать напряжение в каждой минуте сюжета, сняв довольно убедительный и тревожный триллер. Отдельным плюсом служит отличная операторская работа, подчеркивающая важную для истории локацию — удаленный от цивилизации дом, где "никто не услышит твой крик".

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 5 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!