Николас Кейдж и узники атомной страны чудес (РЕЦЕНЗИЯ)
Возможно, это самый дикий фильм, в котором я когда-либо снимался.
Так сказал Николас Кейдж, прочитав сценарий "Узников страны призраков". И не соврал. Это, конечно, не самое дикое, что снимал Сион Соно за свою яркую, более чем 30-летнюю карьеру, однако планку безумия режиссер держит.
Для своего дебюта на американской земле японец Соно решил намешать забористый культурный и жанровый коктейль, выдав на суд зрителя карикатурный спагетти-вестерн про Город самураев, заправляет в котором очень белый дедушка в очень белом костюме. За пределами города раскинулась радиоактивная Страна призраков, жители которой в ужасе ожидают наступления своего последнего часа. И вот Губернатор призывает Героя, чтобы тот отправился в Страну призраков и вернул его пропавшую внучку, а для мотивации облачает его в кожаный комбинезон, начиненный автономными зарядами взрывчатки на горле, на руках и на яичках. Угадайте, какие из них Сион Соно взорвет?
Думаете, все эти вещи невозможно гармонично совместить? Что ж, вас ждет сюрприз: Соно даже пытаться не будет. Когда Кейдж из чувства противоречия выскакивает из праворульной "тойоты селика" и мчит по пустоши на велосипеде, последние сомнения исчезают. Режиссер стебется. Над вестернами, над голливудским культом героя-одиночки, над зрителем, который пришел на постапокалиптический экшн-триллер, а попадает в театр кабуки, персонажи которого то поют, то танцуют, то хохочут, протыкая указательными пальцами четвертую стену.
Посреди Страны призраков стоят огромные часы, и люди изо всех сил стараются удержать секундную стрелку, чтобы приостановить ход времени. Тут легко угадываются знаменитые Часы Судного дня, только эти отсчитывают секунды не до полуночи, а до 8:15 утра. Именно в это время 6 августа 1945 года над Хиросимой взорвалась американская атомная бомба.
И это не единственная красочная, даже поэтичная метафора "Узников страны призраков". Подавленные катастрофами, прошедшими и грядущими, люди ищут забвения, и среди них находятся те, кто готов предложить свои услуги. Один, например, помогает женщинам превратиться в бессловесные застывшие манекены, а другой, по имени Енох, не только библейский, но и очень брэдберевский персонаж, декламирует народу книги, позволяя ненадолго укрыться в чужих историях. А потом придет Кейдж и разгонит всю эту красивую тоску и выученную беспомощность.
А фильм, кстати, и вправду очень красивый. Подчеркнуто красивый. Игрушечно красивый? Гротескные образы, кусочки жанров, аляповая структура — "Узники страны призраков" напоминают сон, недолгий, яркий, насыщенный и, возможно, глупый.
Последнее, к счастью, понимаешь только после пробуждения.
Если говорить об украшениях, то София Бутелла тут весьма к месту. Актриса вообще часто радует выбором проектов, больших и маленьких, но смелых. Кажется, здесь она единственная, чья игра, то сдержанная, то темпераментная, не вызывает ощущения комичности. Жаль, что экшн-сцен с ней в "Узниках" так мало: тут она с легкостью уделывает всех ветеранов жанра на площадке.
Зато Кейдж веселится вовсю. И в смысле драк, и в смысле перфоманса. Но это не фирменное безумие Кейджа, это лишь его веселье. Мужик размахивает самурайским мечом, хватается за промежность, проповедует о своих жертвах и радиоактивности. Короче, развлекается вместе с режиссером.
Сатира балансирует над клоунадой. Откровенная шутливость соседствует с пейзажами в духе "Безумного Макса" и морриконовским саундтреком от великолепного Джозефа Трапанезе. Остается только гадать, серьезен ли Сион Соно хотя бы в чем-то. Похожее впечатление оставляет разве что Льюис Кэррол: Алиса заблудилась в Стране чудес, это просто сказка, придуманная для девочки как-то летним днем, но зачем тогда эти математические задачки, эти политические аллегории и философские ловушки? У Соно своя Страна чудес, атомная, категории B. Но вот его аллюзия к Хиросиме — это же не может быть шуткой? А фигура Губернатора в исполнении старины Билла Моусли, эдакий корень всех зол, дядюшка Сэм и плантатор из Миссисипи рабовладельческих времен в одном костюме, вот он действительно подходит на роль злодея в 2021 году?
Сатирическому заряду "Узников страны призраков" не хватает злободневности, предметности, чтобы не просто заставить нас улыбнуться, а сорвать губы с оскалов наших черепов и унести прах взрывной волной.
Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
А мне вообще не зашло. Люблю Соно. У него даже не лучшие фильмы чем-то, но удивляют. А тут какой-то совсем ровный полёт с одной стороны, с другой наоборот повествование проседает постоянно. Хотя не исключено, что там материала на самом деле намного больше, и с его монтажом итог был бы другой.
Удивительного тут и вправду как-то маловато. И хронометража не хватает. Мне зашло просто потому, что я отнесся к фильму как к развлечению. Которое могло быть чем-то большим, но не стало.
Во да, на кой фиг там отсылка к Хиросиме? Просто странно, если Соно эту деталь просто как декор добавил. Видимо там действительно полфильма не хватает.
Ну, отсылка к Хиросиме-то понятная. Там же в целом такой плакатный антивоенный антиамериканский антикапиталистический месседж.
Понятная, но ни туда ни сюда. Фильм всё равно с позиции месседжа рассматривать не будешь. Слишком банально и впроброс.
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!