Новости

"Семью" и не пахнет - РЕЦЕНЗИЯ на фильм "Профессор и призрачный убийца"

РецензииКиноКомментарии: 4

Полиции разных стран сталкиваются с серией загадочных и жестоких убийств, похожих на ритуальные. Расследования неизменно заходят в тупик, поскольку убийца исчезает с места преступления словно призрак. Взявшись за дело, детектив Бойд знакомится с университетским профессором, изучающим древние магические культы, в которых для получения поддержки тёмных сил практикуются человеческие жертвоприношения. Теперь профессору предстоит окунуться в глубины психологии убийц и раскрыть тайну, стоящую за жестокими преступлениями.

"Профессора и призрачного убийцу" (оригинальное название картины - The Ritual Killer), многие критики до выхода на экраны, основываясь на трейлерах и отрывках, называли фильмом “в духе “Семь””. Справедливости ради - и отдавая должное маркетологам картины - тогда именно так и казалось. Ну посудите сами: кровавые убийства, связанные таинственной религиозной подоплекой, загадочный жестокий убийца, полицейский-одиночка, ведущий расследование, помогающий ему персонаж Моргана Фримана… Волны ностальгии окутывали и давали “Профессору и призрачному убийце” кард-бланш. Но.

Именно, что “но”.

Режиссер Джордж Галло не сказать, чтобы крепкая лошадка в голливудских бегах. Фильмы "Замкнутый круг" и "Ядовитая роза" не влетели в топы даже годов выхода, не то что десятилетия, а сам режиссер не является лакомым кусочком для продюсеров. Однако фильм делает не один человек, а целая команда - так, например, в "Профессоре и призрачном убийце" было аж три сценариста: Лука Джилиберто, Дженнифер Вебре, Боб Бауэрсокс. Но... но что-то случилось: не так сошлись звезды, не слишком много заплатили, или просто не было настроения, но сценарий оказался весьма и весьма неудачным. А за ним потянулось и все остальное...

По большему счету, в “Профессоре и призрачном убийце” нет никакой особой интриги. Личность убийцы известна нам практически сразу, так же сразу нам объясняют его мотивы. Герои достаточно быстро выходят на его след - и как-то скомканно по нему идут. Даже непонятно, где именно в рассказе о данном фильме стоит делать пометку спойлера, потому что… спойлеров-то и не будет? Ну ладно, предположим, что таковым станет развязка.

Зрителей также несколько дезориентирует периодическое переключение действия между Италией и США. Да, можно найти объяснение тому, что длинные лапы жадных властителей мира сего и больших денег дотянулись даже до… и блаблабла, но штука в том, что это слишком слабое объяснение. Или Италия - атмосферный штрих, дабы придать некий привкус “Ганнибала” 2001 года, в котором действие разворачивалось в том числе и во Флоренции? Объяснений можно придумать хоть десяток - но наиболее достоверным почему-то кажется то, что съемочной группе просто захотелось побывать в Италии. Да, красивых видов Италии тоже не додадут.

В принципе, операторская работа достаточно средняя - обычная для проходных фильмов: ни игры света, ни каких-то особых, запоминающихся ракурсов. Ну снято и снято. Что, кстати, странно - ведь, как гласит Википедия, режиссер Джордж Галло:

является опытным художником в стиле пенсильванских импрессионистов.

Уж кому-кому, а ему сам бог велел подталкивать оператора на эксперименты.

Но что самое удивительное в этом фильме - так то, как его вообще пропустили на экраны и то, что мы до сих пор так и не услышали о скандале вокруг него (ну и как вообще Морган Фримен стал в нем сниматься, но да ладно, тут спишем на возраст и свои воззрения). Ведь если присмотреться повнимательнее, “Профессор и призрачный убийца” вовсю топчется на поле расизма. Посудите сами: злодей - африканский шаман, которые проводит кровавые африканские ритуалы; работающий на богатого белого мужчину; отморозок, который режет глотки посреди белого дня и так далее. Да режиссеров, сценаристов и писателей проклинали и за меньшее! “Профессор и призрачный убийца” словно вылез откуда-то из восьмидесятых, когда подобные штампы только приветствовались.

Штука в том, что во всей этой мутной воде плещутся, в общем-то, неплохие актеры. Коулу Хаузеру ("Черная дыра", "Пещера", "Превосходство") и Моргану Фримену, по большому счету, совершенно нечего играть. Их не за что ругать - но и не за что хвалить: они отрабатывают привычные схемы образов, не делая шаг в сторону (шаг, который и некуда делать). Первый из них - утомленный, травмированный семейной трагедией детектив, второй - умудренный и убеленный сединами профессор. Первый - одиночка, который совмещает в себе функции детектива, судья и палача (сомнительный сюжетный момент, ну да ладно), второй - спасительная фигура, выводящая из интеллектуального тупика. В принципе, в эти схемы вполне можно было вдохнуть жизни, психологии и обаяния - но судя по всему, режиссеру этого не требовалось.

Итог: не страшный, не интригующий, насквозь вторичный фильм, под который, конечно, можно убить вечер - но вместе с этим тяжело ранить и хороший вкус. Однако если вы обнаружили под наслоениями банального и скучного неожиданную жемчужину, которую мы упустили - напишите об этом в комментариях!

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

ВИСЕЛИЦА. ЖЕРТВА ПРИЗРАКА

Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • Честно говоря, изначально не имел каких-либо сверхожиданий. Потому, наверное, и фильм вполне себе зашёл. Очень средне, конечно. Галло неплох, но его лучшие работы (имхо, 29th Street, Trapped in Paradise да Local Color) были сделаны уже сто лет назад и жанрово были категорически иными. Чего бы от него ждать хотя бы намёка на уровень Финчера... Наличие старика Моргана? Ну так он за последние годы в каком только шлаке не засветился (в том числе у того же Галло в «Афере по-голливудски» пару лет назад). Научить чему-то оператора режиссёр здесь точно не мог, это ж Секула, снимавший «Бешеных псов», «Криминальное чтиво», «Четыре комнаты», «Хакеров» и «Американского психопата» ) Почему он здесь так вяленько трудился? Хз. Может и возраст уже сказывается. А может и халтурил откровенно, как и большая часть съёмочной группы ))

  • Ожидаемо) Ещё бы рецензию на фильм с Малковичем, который копирует "Молчание ягнят" тоже в этом году примерно в то же время с "Профессором" выходил плюс-минус. Любопытно, там что и как вышло, т.к. брать и смотреть явно не тянет без какой-нибудь заверяющей о качестве хвалебной рецензии, что врядли.

    • А я что-то вообще ни на одну мало-мальски профессиональную рецензию от наших на Малковича не наталкивался доселе. Даже от «Киноафиши», которая при желании любой фуфел может распиарить до небес :)

  • Фильм, конечно, шляпа, но не лишен харизмы - есть в нем что-то от старых боевиков, тех самых, где Стивен Сигал взрывал огромный нефтезавод, чтобы спасти природу Аляски. Серьезно, тут есть и интересная задумка, основанная на реальных магических практиках Африки. Есть социальная проблематика (поданная в лоб: богатые жрут бедных). Есть попытка поднять сложную тему (профессор уличает «цивилизованный» мир в лицемерии: считаете дикостью, когда африканский шаман убивает одного человека, чтобы сделать из его органа лекарство, а сами лечитесь стволовыми клетками, которые промышленным способом получают из абортированных эмбрионов). Есть хорошая деталь, что перед началом работы на клиента шаману надо сделать снадобье для себя (только вот работа оказалась не адекватна подготовке).

    Конечно же надо было по полной использовать Фримена. Именно между ним и молодым колдуном должен быть основной конфликт. Причина конфликта, конечно, не банальное «за все хорошее против всего плохого». Старик болен, и не хочет умирать. Но он сам потомственный колдун (просто сто лет без практики), и лекарством для него может стать только печень другого колдуна. Он находит в Европе подходящего кандидата, но пока справиться с ним не может, поэтому обставляет все так, чтобы молодой колдун перебрался в Штаты – посадив тому на хвост европейских копов и подкинув выгодный заказ в Штатах (липовый, конечно).

    В Штатах молодой начинает готовить себя к исполнению заказа, оставляя улики, которые рано или поздно должны заставить полицию обратиться к старику за консультацией (план старика).

    Полицейский тоже не прост. В начале он убивает маньяка, не дав тому достать пистолет. Для всех это выглядит как хладнокровное убийство. Полицейский и сам не понимает, что заставило его выстрелить, ведь прямой и явной угрозы не было. Профессор объясняет: это была упреждающая реакция на чувство опасности — инстинкт, еще в древности спасавший первобытных охотников при встрече с хищниками, превосходившими их по силе и ловкости.

    Полицейский чувствует, что с профессором что-то не так, но тот постепенно усыпляет его бдительность. Они вместе идут по следу молодого колдуна. Перед финальной схваткой профессор неожиданно обездвиживает копа и проводит ритуал, чтобы вырезать и съесть его глаза. Именно в них заключена способность предвидеть угрозу, которая необходима старичку, чтобы сладить с молодым коллегой.

    Вот так, мне кажется, ближе к духу «Семи» было бы :)

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!

Еще на сайте: