Фэнзона

Властелины Хаоса (2018)

РецензииКомментарии: 0

Во-первых, пара слов о переводе. Почему «Властелины»? Сколько себя помню, название книги всегда переводилось как «Князья Хаоса», и это звучало. «Властелины Хаоса» - не звучит. Чтобы не было путаницы, книгу буду называть «Князьями», а фильм – так уж и быть – «Властелинами». Далее: все дублированные версии кинофильма, которые я встречал (их аж две), содержат несовместимое с серьезным просмотром количество ляпов в именах, прозвищах и названиях групп, поэтому, если не хотите, чтобы на ваших экранах старину Дэда остальные персонажи ласково именовали Жмуриком, смотрите в оригинале.

Итак, «Князья Хаоса»

Очень длинная рецензия, основанная на правде, лжи и том, что на самом деле случилось.

Часть 1: Немного истории

В далеком уже 2003 году я, будучи одиннадцатиклассником средней общеобразовательной школы, впервые услышал норвежский блэк и заболел им всерьез и надолго. В плейлистах в WinAmp (помните его?) поселились такие зловещие ребята, как Satyricon, Darkthrone, Immortal, Carpathian Forest и, разумеется, Burzum с Mayhem. Тогда же была прочитаны «Речи Варга», книга единственного участника Burzum Варга Викернеса. Из «Речей» я и узнал о «Князьях Хаоса», исследовании товарищей Мойнихэна и Сёдерлинда (далее: M&C) о становлении черной сцены в Норвегии. Варг писал, что «Князья» полны бреда и заведомо лживых утверждений, однако проверить это в те далекие годы я не мог: книгу было просто не найти.

Спустя лет десять я все же добрался до «Князей», к тому времени спокойно лежавшим на каждом втором торрент-сайте, и пришел к выводу, что старина Варг был прав. M&C страдали морализаторством, не гнушались вставлять в книгу слухи, домыслы и собственные умозаключения. Доходило даже до абсурда. Томас Форсберг, он же Куортон, лидер группы Bathory, откровенно поиздевался над горе-писателями, бравшими у него интервью, назвавшись в ответ на вопрос о его настоящем имени именем известного шведского рок-музыканта Пуга Рогерфельдта. Естественно, M&C проверять ничего не стали, и в «Князьях» старина Куортон так и остался Пугом.

Примечательно, что, если бы меня спросили о том, какой фильм о норвежском блэке я бы хотел посмотреть, в свои 15 я бы ответил, что только тот, который представляет версию Варга. Варг вообще обладает исключительной харизмой, и, когда тебе меньше двадцати, не попасть под стремительный экспресс его обаяния крайне сложно. «Речи Варга» способны полностью сломать мировоззрение молодого человека, потому что написаны молодым, голодным и агрессивным человеком для таких же молодых, агрессивных и голодных. Со мной, к счастью, такого не произошло, но, в целом, определенный отпечаток в моей душе «Речи» оставили, и, пока максимализм не оставил меня в покое, оставались самым авторитетным источником по истории блэка.

В 25 лет я бы сказал, что кино о том, как повздорили Варг с Евронимусом, мне вообще до лампочки. Что оно есть, что его нет. А его и не было.

И вот – мне 31, а это значит, что black metal я слушаю уже – страшно представить! – большую часть жизни. Immortal и Carpathian Forest потеснились, уступив место более «взрослым» в музыкальном плане Deathspell Omega, Dodecahedron и The Meads of Asphodel. Дом, семья, ребенок, работа, полный порядок. И тут на экраны выходят Властелины, будь они неладны, Хаоса. Делать нечего. Садимся перед голубым экраном, наливаем бокал пивка и приступаем к просмотру.

Часть 2: Книга не лучше

Да-да, это как раз тот самый случай. «Князья Хаоса» проигрывают «Властелинам» с разгромным счетом. Ответного матча не предвидится. Известный комментатор Варг Викернес на своем YouTube-канале обвиняет фильм во лжи, в том, что его самого играет еврей, и много еще в чем, однако делает это и вполовину не так яростно, как в свое время прошелся по первоисточнику. Варга можно понять: с годами агрессия ушла, бунтарь и поджигатель храмов преобразовался в тихого жителя французской глубинки (если, кончено, можно говорить, что во Франции осталась глубинка). Он воспитывает детей по собственной ролевой настолке и чинит на камеру гордость советского автопрома «Ниву», лениво рассказывая о том, как «Властелины Хаоса» обманывают зрителя. Выглядит это не очень внушительно и вызывает добрую улыбку. Да, Варг по-прежнему убедителен, однако лишь на его слова я уже не полагаюсь.

Твое лицо, когда в фильме из тебя сделали неадекватного маньяка

Итак, 1987 год. Юный Ойстейн Орсет, он же Евронимус, вместе с группой единомышленников играет запредельно злой, как им кажется, thrash metal (в фильме именно какой-то трэш) в просторной комнате в дорогом доме зажиточной семьи из Осло. На подколки младшей сестренки Ойстейн реагирует с присущим ему добродушием и чадолюбием. Для семейных фото он надевает не кожу с заклепками, а свитер, которому разве что оленей не хватает.

Постепенно состав Mayhem, группы Ойстейна, меняется, пока не приходит к так называемому золотому составу (хотя, насколько он золотой, я бы поспорил). Место за барабанной установкой занимает без дураков талантливый Хеллхаммер, а за микрофонной стойкой – скромный паренек из Швеции Дэд. Дэд (не Жмурик!) страдает от депрессии, токсикоманит с помощью дохлого ворона, не прочь порезать себе вены на концерте, заляпав лица и футболки фанов в первых рядах, и в целом отыгран качественно. От появления и до суицида (Это не спойлер! Если вы дочитали досюда, то и так знаете все события фильма) это первое и, пожалуй, единственное стопроцентное попадание актера в образ.

Здесь, раз уж мы заговорили об актерах, давайте посмотрим на остальных действующих лиц, а также вспомним тех, кто в фильм – заслуженно или незаслуженно не попал.

Евронимус. Главный герой ленты, основоположник жанра и человек широких взглядов, бизнесмен, шоумен, любитель шокировать и восхищать. Не так много пересечений с тем образом, который мог сложиться у вас, если вам вдруг по какой-то причине было не пофиг, и вы не ознакомились в свое время с целой кучей интервью, статей и видео, как это сделал я. Можно ли верить в такого Евронимуса? Да, разумеется, если вы восприняли фильм так же, как я – как историю взросления и ломки вкусов и взглядов на жизнь. Правдив ли образ? Полагаю, что лишь отчасти.

Варг Викернес. Тупо ничего общего с реальным Варгом. Персонаж-функция, главная задача которой – быть антиподом Евронимусу. Как функция он работает неплохо, но тут такое дело, друзья мои, что именно Варг оставил, пожалуй, самое большое количество документального материала, так или иначе связанного с теми годами. Это и «Речи Варга», и аудиозаписи, и протоколы суда, и видео, и статьи, написанные в тюрьме и после нее, и влог, который Варг уже довольно давно ведет с огромным удовольствием. Отпейте из любого из перечисленных источников – и мудрый Мимир поделится с вами сокровенным знанием: Эмори Коэн играет не Варга, а анти-Евронимуса. Помните мультфильм «Черный Плащ»? Там у главного героя был главный враг Антиплащ, выглядевший как близнец ЧП, но чинивший остервенелый хаос и безумие во славу Сатане. Вот и Варг такой же. Впрочем, ему еще повезло.

Фауст. Ударник группы Emperor, запомнившийся (и по этой же причине попавший в кинофильму) убийством гея, нужен только для этого, ну, и чтобы тусовка не выглядела совсем уж малочисленной. В ленту не попали Исан и Самот из того же самого Emperor, поэтому самой группы тоже как бы не существует. Аналогично не говорится ни слова о Darkthrone, записавший первый полноформатный альбом норвежского блэка за два года до Mayhem. Футболка Darkthrone мелькает в кадре – ее носит один из персонажей – но на этом все. De Mysteriis Dom Sathanas, классический альбом Mayhem, называется в фильме первым норвежским альбомом в стиле black metal, что является фактической ошибкой.

Снорре Рух (он же «Varg’s Driver», как написано в касте на Кинопоиске). Бедолагу Снорре обидели сильнее всех. Человек, заложивший основы блэкового риффинга наравне с Евронимусом и написавший кучу материала для De Mysteriis Dom Sathanas, предстает безвольной тенью Варга, лишенной всяческой индивидуальности, зато взамен наделенной глупостью и безволием. Даже не спрашивайте, есть ли здесь упоминание Thorns. Шутите, что ли?

Металион, Хеллхаммер, Некробутчер и другие музыканты, попавшие в фильм, скажем так, терпимы. Внешне похожи многие, и это радует, но функции их не так разнообразны. Тусовка она и есть тусовка.

К слову о тусовке: многие фото музыкантов, появляющиеся в фильме, один в один воспроизводят реальные снимки. Варг с шипастой дубинкой наперевес – помните эту фотку? – Евронимус с Дэдом в корпс-пейнте, Евронимус с дурацкими усами в короткой майке – все это здесь есть. Ностальгично аж жуть!

Чад кутежа, например

И, наконец, любовный интерес Евронимуса, Анн-Марит (надеюсь, правильно услышал имя). Варг утверждает, что Евронимус в половом плане играл за другую команду, чьи цвета схожи с одним из клубных цветов итальянского Лацио. Так это или нет, нам уже не узнать никогда, но могу сказать, что в кино Анн-Марит не портит ни общую картину, ни образ Евронимуса. Более того, девушка становится одним из ключевых факторов взросления героя (об этом ниже).

Часть 3. Why so serious?

Ниже, то есть, здесь. О чем на самом деле «Властелины»? Сейчас разберемся. Прежде всего, давайте я расскажу вам другую историю. Допустим, живет где-то во французском Марселе паренек из Алжира по имени Абдулла. Абдулла сильно ненавидит бездуховный социум, который буквально напичкан тем, что мудрый мулла в мечети называет харамом. А еще белые притесняют братьев-мусульман в Ираке и Сирии. А еще они крестовые походы объявляли. Плохие, в общем, люди. Однажды Абдулла решает против них бороться и по мере сил своих слабых борется и рассказывает своим друзьям, как именно: расписывает стены вязью и пишет в соцсетях воодушевляющие посты. А среди друзей у него есть некто Абу, человек гораздо более радикальных взглядов, который спит и видит, как бы поехать воевать на восток под знаменами ИГИЛ (запрещено в России, и это хорошо) или въехать на автобусе в толпу людей. Абдулле все это не то чтобы отвратительно, но как-то чуждо. Ему родители невесту подобрали, да и паренек из белого квартала, с которым он недавно полемизировал в сети, не так уж и не прав… В общем, Абдулла предает идеалы. Однажды Абу решает, что раньше Абдулла ничего толкового-то и не делал, только стены портил да языком болтал, и вступает с ним по этому поводу в конфликт. Заочные оскорбления, накопившаяся злоба – и вуаля, Абу прибегает к Абдулле с ножом наперевес.

Зачем эта история? Все очень просто: поменяйте действующих лиц, идеологию и локацию на любые другие - и получите ту же самую, по сути, историю. А это значит, что история универсальна и зиждется даже не на блэке как таковом, а на разнице подходов, взрослении и радикализме, неспособности принимать изменения и всяком таком. Если вы это примете и не будете ожидать документального кино – получите удовольствие. Знакомые (и любимые) действующие лица, скорее всего, будут неплохим бонусом.

Гори-гори ясно

И – главное - не будьте серьезными при просмотре. Фильм поможет в этом, как сможет. Он пропитан иронией и по-доброму подтрунивает над злобными сжигателями церквей, да и над ситуацией в целом, даже в те моменты, когда для этого особого повода и нет. Открывающую и финальную речи Евронимуса сложно слушать без улыбки. Дэд наносит себе значительно больше увечий, чем в жизни и пишет записки с перерезанным горлом – ну как это можно принимать на сложных щщах? Трое молодых людей корчатся на фоне горящей церкви – а кто из нас, подростков-металлистов ранних 2000-х втайне не мечтал о таком же опыте?

В сцене перед развязкой Евронимус ставит запись, которая бесконечно далека от той музыки, что играют Mayhem, но на подсознательном уровне близка тем произведениям, которые записывал в тюрьме Варг. Если даже это и не задумывалось тонким намеком, вышло красиво. В конце концов, развитие – оно бывает разным. Вот я вырос ценителем хорошей и – главное – разной музыки. А чем можете похвастаться вы… позеры?

Просмотры: 818


    Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!