УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

"Выводок" Кроненберга: ужас за кадром

КиноРецензииКомментарии: 2

Синопсис. Фильм рассказывает о семье Карветов - Фрэнке, Ноле и их дочери Кэндис. Нола проходит лечение у доктора Хэла Рэглана - изобретателя психоплазматики. Суть этого психотерапевтического метода состоит в том, что во время беседы пациента и врача, на которого проецируются образы людей, вызывающих гнев пациента, эмоции и травмы начинают проявлять себя физически, выходя через тело и приводя к исцелению (по идее, но в результате все происходит наоборот). Пока Нола проходит курс этой странной психотерапии, Фрэнк воспитывает дочь своими силами. Но внезапно на теле Кэндис появляются синяки и царапины, и Фрэнк подозревает Нолу. Странные дети-мутанты нападают и убивают мать и отца Нолы, а также учительницу Кэндис. На вскрытии одного из них обнаруживается, что у него нет пупка, половых органов, а глаза покрыты роговицей, ограничивающей зрение черно-белой гаммой. Убийства происходят параллельно с сеансами Рэглана и Нолы, в ходе которых он попеременно играет роль убитых людей, которые, как выясняется, вызывают гнев Нолы: мать била ее в детстве, отец ей не помогал, а учительницу дочери она подозревает в соблазнении мужа. В итоге, конечно же, дети-мутанты оказываются физическим порождением гнева Нолы, буквально ее "отродьем", "выводком". Что происходит в конце - спойлерить не буду.

Эстетический анализ. Главное выразительное средство в фильме - кадрирование. Фильм снят почти целиком крупными планами, в которых лица и фигуры людей зажаты рамками кадра. С крупного плана двух белых фигур на черном фоне фильм начинается, а заканчивается он сверхкрупным планом кожи и глаз Кэндис. Когда камера переходит к средним и общим планам, люди все равно остаются зажаты с помощью обрамления: дверными и оконными проемами, коридорными стенами, лестничными пролетами. Крупные планы - обычный инструмент в фильмах ужасов, необходимый для демонстрации эмоций людей, их страхов. Обрамление часто используется в кино, чтобы показать одиночество людей, их отчуждение друг от друга, замкнутость, загнанность, обреченность.

Но Кроненберг использует традиционные приемы совсем иначе. Что несет угрозу персонажам фильма? Скрытый гнев и скрытые травмы Нолы, о которых мы узнаем по ходу фильма и которые воплощаются в детях-мутантах. Но как изобразить эту скрытую реальность, ведь она по определению невидима? Для этого и служат рамки кадра и сеттинга в кадре: они обрезают то самое важное, что остается за кадром. Персонажи фильма живут в очень узком мире, который доступен их сознанию. Но самое главное в человеке, по Кроненбергу, происходит в бессознательном. То, что остается весь фильм за кадром (а это почти все, кроме людей) - и есть это бессознательное, несущее угрозу людям и скрыто определяющее их поведение.

Еще один интересный прием - черно-белые вставки в цветное изображение. Они появляются, когда Фрэнк вспоминает вскрытие первого ребенка-мутанта, убившего мать и отца Нолы. Казалось бы, обычный прием - демонстрация воспоминания в сепии. Но по ходу вскрытия выясняется, что мутант видит мир черно-белым. А значит, в этот момент режиссер заставляет нас увидеть мир глазами мутанта. А значит, нас заставляют испытать эмпатию к монстру, ведь он - порождение психологической травмы, которая связана как раз с тем, что Нола испытывает недостаток эмпатии, что и вызывает ее гнев.

Наконец, особого внимания заслуживает блестящее начало фильма. Мы видим двух людей в белых одеждах на черном фоне. Нам кажется, что между собой разговаривают отец и сын. Затем мы видим, что они находятся на сцене, а в зале сидят зрители, и мы решаем, что это - спектакль. Но в итоге выясняется, что нам показали демонстрацию сеанса психоплазматики. Что происходит? Режиссер играет с нашим восприятием реальности, обманывает его, стирая границы между реальным и воображаемым, а заодно намекая на то,что все дальнейшее - лишь аллегория психологического заболевания, женской истерии.

В итоге вся совокупность приемов дает очень сильный эффект. По сути, это визуальное насилие над зрителем: Кроненберг загоняет наше зрение в узкие рамки, заставляет нас увидеть мир глазами чудовища, стирает границы, которые мы проводим между реальным и воображаемым. Собственно боди-хоррор, чудовищные и отвратительные телесные мутации - отнюдь не главный инструмент этого визуального насилия, Кроненберг работает гораздо тоньше. Можно сказать, что он проделывает с нами то же самое, что доктор Рэглан со своими пациентами. Блестяще!

Оценка. "Выводок" - последний фильм Кроненберга, снятый режиссером в бурные 70е, принесший большие кассовые сборы и обеспечивший ему дальнейший успех вплоть до наших дней. Это классика биохоррора, которую я всем рекомендую посмотреть, если вы еще не видели. 10 из 10!

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 2 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!