Фильмы ужасов. Итоги и Перспективы
Данная статья является своеобразной аналитической запиской - дополнением к ранее опубликованному сводному рейтингу фильмов в жанре ужасов. Там приводились сугубо количественные изыскания за 2017 год, а теперь, после оглашения результатов главной кинопремии года, можно порассуждать о тенденциях и перспективах развития, а также угрозах жанру в кино.
Сразу оговорюсь, что нижеследующие наблюдения и умозаключения являются крайне субъективными и не претендуют на истину в последней инстанции. Проявите милосердие.
Как уже отмечалось в рейтинговой статье, жанр однозначно находится на своем пике. Так, минувшему году мы обязаны появлением кассового рекордсмена с лицом страшного клоуна "Оно", темнокожего жанрового лауреата премии Оскар в категории "лучший оригинальный сценарий - "Прочь", а вдобавок жанрово родственную "Форму воды" в качестве лучшего фильма года.
Впрочем, не спешите впадать в эйфорию. С вершины горы, если это действительно вершина горы, есть только один путь - вниз, а золотая статуэтка вполне может стать могильным памятником в конце этого пути. И вот почему…
Хоррор традиционно является одним из самых демократичных в кино как с точки зрения финансовой составляющей (истории успеха "Ведьмы из Блэр" или "Паранормального явления"), географического и жанрового бэкграунда создателей (триумфатор этого года "Прочь"), так и с точки зрения использования табуированных тем: сексуальная и расовая агрессия, каннибализм, расчлененка, а также возможность делать на этой органике обобщенные социальные высказывания с выходом, что важно, на широкую аудиторию. По сути, ужасы всегда были своеобразным клапаном, через который можно было "стравливать" повышенное давление отдельных настроений в обществе.
"Прочь" Джордана Пила - триумфатор и вероятный образец для подражания.
Без преувеличения обласканный критиками и зрителями "Прочь" является точным попаданием в конъюнктуру, подтверждением чему служит Оскар. Однако столь успешное высказывание может сыграть злую шутку и грозит обернуться своеобразным жанровым троянским конем, способным надолго опломбировать политкорректностью вышеуказанный клапан. Автором произведения о гнусной эксплуатации черных представителями белой либеральной элиты является афроамериканец, дебютант, да еще и комик. Не хочется множить теории заговора, но как говорит персонаж отечественного хоррора: "Совпадение? Не думаю!"
Первым (1) напрашивающимся трендом, который будет в ближайшие пару лет жанровым "маст хэв" в свете успеха "Прочь", а также недавних сексуальных скандалов и политической полемики, является мощный социальный посыл. Моя внутренняя баба ванга предсказывает, что нас ожидает целое нашествие "униженных и оскорбленных" представителей меньшинств всех мастей и нелегальных мигрантов, а женщины всегда будут исключительно "в белом".
С другой стороны, конъюнктуру можно и нужно использовать в свою пользу как это более элегантно сделал Дель Торо с "Формой воды", а то и вовсе дерзнуть и поманипулировать ожиданиями: только представьте в роли протагониста белого гетеросексуального мужчину, которому приходится противостоять чернокожим злодейкам с гомосексуальными наклонностями, обвиняющих его в сексуальных приставаниях - в ноздри ударил резкий запах треша!
А нет ли здесь приоткрывшегося окна возможностей для киношников из страны с репутацией, традиционно идущей против мейнстрима? При безусловной политизированности, Голливуд - это все-таки прежде всего бизнес, и если будет изгой, способный привлекать интерес, а значит и генерировать прибыль, то есть и шансы на успех. Если говорить серьезно, не смотря на прошлогодние успехи "Невесты", которая даже попала в топ лучших экспортных продуктов, у нашей индустрии просто банально нет критически необходимого количества продукции в этом жанре, чтобы попытаться заполнить перспективные ниши.
Из менее пессимистичных тенденций стоит отметить (2) существенное падение (наконец-то!) интереса к жанру "найденных пленок" или "мокьюментари" со стороны зрителей, а значит и серьезных производителей. Впрочем, несколько преждевременно констатировать смерть эпилептической камеры, хотя бы из-за низких финансовых рисков производства и потенциальной маржи в случае успеха. Все-таки, очень мало инструментов позволяют получить сотни миллионов выручки на вложенные несколько десятков тысяч.
"Пустота" - один из образцов моды на 80-е.
Еще одним явным итогом прошлого года (3) явилось очевидное обращение к 80-ым. Вопреки заявлением отдельных отечественных жанровых продюсеров о пагубности ностальгии по карпентеровским нетленкам и призыву к поискам новых идей, фабрика грез, напротив, вполне себе успешно эксплуатирует не только форму, но и дух того периода: кроме вполне очевидных успехов "Оно" или "Пустоты" можно сослаться на смежную телевизионную отрасль с "Очень странными делами", да и "Прочь" имеет вполне себе восьмидесятническое воплощение. Я думаю, что по крайней мере в текущем и следующем году эта волна будет ощутима в жанре и очень надеюсь, что она нам подарит новых "Нечто" и "Чужих", а то наконец-то и Лавкрафт получит адекватное воплощение на большом экране.
Из тематик, которые стали актуальными в жанре в прошлом году выделяется пожалуй (4) тема оккультизма и культов. Целый ряд заметных фильмов имели успех и наверняка эту нишу попробуют развивать и дальше.
Уже отмеченная присущая Голливуду практичность всегда находила свое воплощение в технологизации творчества: структуры построения историй, элементы воздействия на зрителя и поиск успешных шаблонов, которые потом возводят в Абсолют до полного выхолащивания, обусловливают два следующих аспекта прошлого года.
Выпуск аж четырех жанровых хитов одной студией "Блумхаус" в течение одного года ("Сплит", "Прочь", "Счастливого дня смерти" и "Ублюдок") свидетельствует о том, что (5) продюсерам компании удалось нащупать некий "шаблон успеха", который будут теперь изучать и всячески копировать.
А в качестве долгосрочной перспективы этого процесса рискну сделать самый дерзкий прогноз - это (6) скоропостижная гибель сверхуспешной хоррор-рецептуры Джеймса Вана. Дабы не навлечь ужасающего гнева со стороны читателей, я не буду приводить конкретных аргументов - пусть это "пророчество" останется на моей совести в качестве "пука в вечность".
Следующим заметным трендом, который, наверное, не стоит эксклюзивно привязывать к прошедшему году, является (7) мощный всплеск качественного короткометражного кино в хоррор и сай-фай жанрах. Стоит упомянуть все релизы Oak Studios Нила Бломкампа, а также узко жанровый проект Элая Рота при поддержке уже упомянутого Джейсона Блума - Crypt TV.
Пока сложно сказать, как это будет монетизировано и будет ли вообще, но как некая жанровая лаборатория в контексте ломающих структуру восприятия YouTube'а и Instagram'а это весьма интересно.
Кстати, о технологиях, (8) пугающие (как все новое) технологии "Блокчейн", "Искусственный Интеллект", "Биг Дата и алгоритмы" и т.д. вполне видятся как возможные актуальные темы ближайших лет. AI - платформы, управляющие значимыми для нас аспектами жизни через алгоритмы обработки больших данных и бессилие обычного человека в борьбе с индифферентными монстрами нового тысячелетия. Обреченность. Некоторые лавкрафтианские мотивы.
Ну, а если этот пункт, который является заключительным в этом обзоре, разбавить переживаниями белого гетеросексуала из первого пункта, то вот вам и готовая формула успеха для сценарной заявки. И да, творите Ужасы, а не войну!
Copyright © 2009 - 2017 Horrorzone.ru
Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!
Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)
Посмотрим, как всё будет.
Make Lovecraft, not Warcraft.
А насчет Вана - лучше бы конкретизировать. Читатели (по крайней мере, в моем лице) склонны агриться на недомолвки, нежели на конкретику.
lovecraft - warcraft - круто. надо футболку будет заказать такую ))) про вана частично ответ есть в тексте: даже самая эффективная схема в конце концов поедает саму себя. по ощущениям (это все очень субъективно) ван-стайл как раз подошел к этой черте и кассовые успехи только лишьнее тому доказательство на самом деле. думаю, что справедливость моих слов можно будет проверить уже в 2019 году.
Думаю, вы рановато их хороните, еще 2-3 года я бы дал)
А вы об этом. Я думал, конкретно о Ване. А схемы все со временем изживаются и требуют пересмотра.
По теме модных трендов, кои чреваты: на КП новость выложили, что Пил (который "оригинальный" сценарий "Прочь") пишет сценарий для сериала "Страна Лавкрафта". И там ужасы расовой сегрегации обещают вперемешку с наследием Говарда Филиппа.
Вопрос в том, каких ужасов будет больше?
бедняга расист лавкрафт наверное в р'льехе перевернулся: чернокожий ! комик ! пишет по мотивам его произведений ))))
А он прям таки расист был?
Я прост не в курсе. Может, просто дитя своего времени?
не, он прямо махровый такой расист был. пару лет назад в литературном хоррор мире был сканадл в этой связи с одной из традиционных жанровых наград в виде бюста лавкрафта. да, он вообщем особо не скрывал, хотя на тот момент это было вполне себе нормкально. но все таки:
На сотворение негров
автор Х.Ф.Лавкрафт
Когда встарь Боги Землю создавали,
Юпитера обличье Человеку дали.
Вслед сотворили меньший ранг зверей –
Но непохожи вышли на людей.
Связать с людьми, исправить сей изъян,
Замыслили с Олимпа Боги план:
С людской фигурой тварь изобрели,
Порок вложили, негром нарекли.
Олимпийские боги - расисты? Срочно отменить Олимпийские игры.
ЗЫ: А вообще-то я думаю, это скорее веяние времени. История, как-никак.
ну, тут момент такой неоднозначный с одной стороны, согласен, а с другой стороны своеобразием эпох оправдывают и гитлера некоторые. не так давно был на вднх на выставке по истории россии, дак там про ивана грозного прямо так и написано практически, что сына дескать он не убивал, а жестокости приписываемые либо выдуманы, либо были в рамках нравов той эпохи, да и народ в целом очень положительно относился к зверствам. Шикарно!
Про Иоанна IV, есть мнение, просто мнение неверно сложили в силу ангажированности чьих-то интересов.
А так называемые "зверства" народ вполне мог воспринимать как нечто положительное, буде направлены они супротив смуты в дворянском сословии. Начни сейчас коррупционеров показательно расстреливать на благо родине - народ точно поддержит инициативу.
концептуально-философски согласен, да. однако, не уверен, что готов согласиться с тем, что это отменяет факт зверств. так и гитлера можно оправдать германию таки он вывел в лидеры за очень короткое время при мажоритарной поддержке населения.
Вы приравниваете Ивана Грозного к Гитлеру?
Вообще-то не обязательно оправдывать, можно просто учитывать факторы, приведшие к...
я не приравниваю, а провожу аналогии. как бы то ни было, думаю лавкрафт был бы не в восторге от джордона пила, да и кино он особо не чевствовал.
Я на всякий случай уточнил, а то споры на тему исторических личностей - весьма популярная дисциплина специальной олимпиады.
А по поводу Лавкрафта и Пила: любой человек из другой эпохи многое бы воспринял в штыки и не понял бы. Но печально не это, а то, что вместо мистики и стилистики Лавкрафта, нам продадут ещё одну политически выдержанную агитку на тему бедных угнетенных народностей. Возможно, такую же унылую и шаблонную, как и "Прочь".
абсолютно не согалсен. Прочь - хорошее кино. Ладно скроенное с небанальным концептом. Успех вполне заслужен даже за минусом коньюнктуры. оскара, конечно, не заслуживает по честному, но фильм и так не затерялся бы. ну и вообще сделать актуальное выскзывание не так и просто как кажется. а то многие тут заявляют, что оскар получить легко - надо просто про гомиков и черных сделать фильм. Ну, дак сделайте - в чем проблема - получите оскар, но как-то не выходит... и вот эти обвинители в коньюнктуре оскаровских лауреатов идут даже клепать фильмы про ментов, что ровно такая же коньюнктура только у нас ))))
Вот видите, даже вы в обсуждении фильма скатились в конъюнктуру, а не в достоинства самого фильма (коих и нет).
Да пусть продают что хотят. Хорошее кино снимается и будет сниматься. Другое дело, что для каждого своё кино хорошее. Вот "Другой мир" - глупый фильм, но я считаю его хорошим, потому что стиль шикарный. "Прочь", может, тоже чем-то цепляет. Или не цепляет, зависит от человека.
Я не называю "Прочь" плохим фильмом. Это как раз добротно снятый фильм. Только переоцененный за контекст в лице автора, прошлых скандалов и тенденций.
А давайте дадим ему шанс. Пройдет проверку временем или не пройдет?
Если вы не желаете обсуждать конкретные достоинства и недостатки фильмов - не влезайте в разговор что ли. Это уже второй раз на моей памяти, когда вы, вместо адекватного обсуждения, сводите все к проверке временем.
И где я ошибаюсь? Разве не время выявляет достоинства фильмов и отбрасывает пустышки прочь?
Так влезайте в обсуждения фильмов спустя лет десять после их выхода. Раз уж вам нечего сказать, кроме ссылки на время.
Давайте вы мне не будете писать, что мне делать. Мне есть что сказать, только вам это не нравится. Может, это вы причина тому?
Если есть - говорите. А то пока вы только, простите за выражение, в лужу пукаете.
Контекст эпохи все-таки имеет значение.
Насчет Вана я не согласен, в пользу чего говорят как раз сборы "Оно" и "Аннабель 2". Это другая схема, не как у Блума, но по факту - рабочая тоже. А опыт Блума специфичен, там не каждый под это подпишется, хотя попытки были ("Одержимая" 12-го года).
А за материал спасибо, со многими вашими выводами мое мнение так или иначе коррелирует.
В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!