Новости

Черный лебедь, белое яйцо: рецензия на фильм "Скрежет" (2022)

РецензииКиноКомментарии: 0

Семью 12-летней Тиньи можно описать словами "как в рекламе" — но эта идиллия видна лишь снаружи. Мать девочки ведет свой блог "счастливой жены" и готовит дочь к соревнованиям по гимнастике, не допуская, что выверенная до мелочей картинка может пойти не по ее плану. Но именно так и происходит, когда Тинья приносит из леса странное яйцо, в котором растет нечто живое — и обнаруживает тесную ментальную связь с загадочным существом по ту сторону скорлупы.

Есть такое мнение: "чем выше уровень жизни в стране, тем жестче в ней хорроры". С ним еще можно поспорить, но тот факт, что первые же сцены с "идеальной" семьей вызывают тревогу своей фальшью, настраивает зрителя на нужную волну. "Скрежет" не высмеивает современные "продвинутые" семьи — он препарирует их, по одной бесстрастно обнажая больные темы. От конфликта матерей и дочерей до распределения гендерных ролей (в то время, как жена-перфекционистка открыто гуляет налево, муж-тряпка не может даже строго отчитать капризного ребенка). От безотчетного страха взросления до одержимости в стремлении к цели: если вам близки "Черный лебедь", "Домашний режим" и прочие психологические триллеры на эту тему, то вы придете на сеанс по адресу.

Яйцо, в котором стучит сердце стремительно растущего монстрика — явное чеховское ружье, которое не заполняет кадр постоянно, а ждет неминуемого момента истины. И довольно скоро он случается: на свет появляется потрясающе выполненный птенец-переросток, по качеству исполнения близкий аж к кроненберговской "Мухе". Если соскучились по впечатляющим практическим эффектам, то "Скрежет" стоит посмотреть уже как минимум за это.

Вылупившееся существо будет активно эволюционировать, питаясь мясом и пищевыми отходами. В некоторых сценах монстр обедает рвотой Тиньи, и тут фильм как бы подтрунивает над теми, кто предпочитает мейнстримный хоррор. Это, батеньки, арт-хаус, и дальше придется включать голову, а не ждать, что вам все разжуют. А за разжеванным и выблеванным в тарелочку — это ко всяким "Клаустрофобам", хе-хе.

По-европейски отточенный кадр и мастерская работа со звуком (еще бы, с таким-то заголовком!) рождают напряженную историю, в которой градус саспенса не спадает ни на секунду. Не менее важно и решение авторов уходить от прямолинейных ответов, открывая пространство для трактовок. Был ли монстр? Сожрет ли он собачку или младенца? Кто на самом деле виновен в том ужасе, в который погрузились главные герои? И, главное, есть ли из него выход?

Даже с учетом того, что сценарий идет по лекалам простых "Баек из склепа", накал остается сильным до самого финала, где ожидаемо достигает эмоционального пика. В этом есть заслуга и великолепных актеров, среди которых стоит выделить юную Сиири Солалинну и Софию Хейккилю в роли ее Матери (что характерно для сюжета-"притчи", в титрах она указана именно как Мать, без имени).

Фильм уверенно пополняет ряды "метафорических хорроров", становясь рядом с "Вивариумом" и "Коко-ди Коко-да". Для культового статуса чуть не хватает уникальности из-за сильной схожести с работами того же Аронофски, но самобытности и уверенности ему не занимать. Вы еще наверняка увидите "Скрежет" в числе лучших жанровых лент года при подведении зимних итогов, так что ознакомиться с ним при первой возможности — горячо рекомендуется.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 2705.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!