Новости

Фильм, который не мог стать лучше - рецензия на ДЖИПЕРС КРИПЕРС 3

РецензииКиноКомментарии: 10

Есть две прописные истины, которые удивительным образом сосуществуют, вступая в противоречие друг с другом. Никогда не следует идентифицировать художника (писателя, режиссера, сценариста) с его творчеством, но нельзя и полностью их разделять, поскольку любой талантливый человек вкладывает частичку себя, своего характера и жизненного опыта в свои творения. Виктор Сальва, будучи геем, вырос в неблагополучной семье и в какой-то момент не смог удержать своих внутренних монстров, за что и поплатился карьерой, но ему нельзя отказать в таланте. Сальва снял по меньшей мере два отличных фильма ужасов и одну очень неплохую мистическую драму, и еще целый ряд фильмов послабее - и ко всем этим картинам собственноручно написал сценарии, что говорит и об авторском подходе, и о желании сказать... сказать что-то, самовыразиться.

Перед выходом его фильма "Джиперс Криперс 3" (на самом деле еще до того, как начались съемки) поднялся громкий шум - западная общественность запоздало обнаружила, что в свое время Виктор был осужден за педофилию. Еще в 1988 году, на съемках "Дома клоунов", одного из самых страшных "клоунских" фильмов в истории, Сальва склонил к оральному сексу одного из актеров-подростков. Режиссер-педофил успел отсидеть, выйти на свободу, снять целый ряд фильмов, включая обе предыдущие части "Джиперса", и его былые прегрешения никому не мешали... А вот оформить трилогию Сальве удалось с большим трудом, преодолевая громадное сопротивление в виде всевозможных бойкотов, петиций, протестов. Мог ли при этом получится по-настоящему хороший фильм?

"Джиперс Криперс 2" вышел в 2003 году - четырнадцать лет тому назад. Да, это была долгая дорога. Слухи о скором появлении третьей части ходили очень давно: еще в 2011-м Сальва рассказывал о своих планах на счет триквела журналу Fangoria, и тогда, по его словам, у него уже был готов сценарий. Правда, информация о сюжете разнилась, и лишь часть слухов на сей счет оказалась правдой. Возможно, виной тому и поднявшаяся буча, из-за которой кое-кто из актеров, с которыми Сальва работал, предпочли отказаться от сотрудничества. Возможно, сказались бюджетные ограничения. А возможно, режиссер за эти годы успел написать и несколько версий сценария - к этому мы еще вернемся ближе к концу рецензии.

Как бы там ни было, в итоге третья часть оказалась не прямым продолжением второй, а своего рода "Джиперсом Криперсом 1.5", так как действие ее развивается аккурат между событиями оригинальной картины и ее сиквела. Где-то в американской глухомани старая фермерша (Мег Фостер) и опытный шериф (Стэн Шоу) лелеют планы о мести чудовищу, с которым у каждого из них свои счеты. Все происходит в тот же период, когда пробудившийся от длившейся 23 года спячки Крипер набирается сил, поглощая отдельных, пришедшихся ему по вкусу людишек. В самом первом фильме его жертвой стал персонаж Джастина Лонга, в сиквеле - целый автобус молодых спортсменов, ну а третий фильм повествует о том, чем и кем монстр перекусывал между первым и вторым блюдами.

То, что Сальва не раз перерабатывал сценарий, заметно потому, как в "ДК 3" сплетаются сразу несколько сюжетных линий. С одной стороны у нас есть линия фермерши и ее внучки, с другой - линия шерифа и полиции, пытающихся расправиться с Крипером. Плюс еще несколько второстепенных персонажей - местных фермеров, подростков и их семей, с которыми монстр расправляется по ходу дела. Каждая из этих линий имеет право на жизнь, но воедино они срастаются не без проблем, разрывая фильм на отдельные эпизоды. Вот старуха общается с призраком своего сына, убитого Крипером 23 года тому назад, а вот пожилой шериф и команда копов пытаются проникнуть в грузовик монстра, а вот тот же грузовик становится объектом внимания компании шалопаев на мотоциклах - эти эпизоды не вытекают друг из друга согласно какой-либо логике, а смотрятся как части отдельных историй, достаточно условно связанных одна с другой. Добавьте сюда отдельную историю о "похороненной" лапе Крипера или финальное камео Джины Филипс из первой части - и вы получите довольно-таки сомнительную мешанину, в которой легко запутаться. Особенно если учесть, что всем этим сюжетным разветвлениям уделяется непропорциональное внимание - если история старой фермерши раскрывается в том числе через флэшбеки, то о прошлом шерифа Таштего мы узнаем лишь со слов героев картины, а кое-кого из старых знакомцев приходится узнавать в лицо, что, с учетом прошедшего с выхода предыдущих фильмов времени, довольно не так-то просто.

То, что у фильма имелись проблемы с бюджетом, заметно по качеству спецэффектов. CGI и комбинированные съемки в ряде сцен смотрятся слабее, чем в фильме, вышедшем 14 лет назад. Из-за скандала с Сальвой у "ДК 3" были проблемы с прокатом, но картину показали на кабельном канале SyFy, чему сам режиссер был очень рад (читайте об этом, например, здесь). Вот только по качеству графики триквел опустился как раз на уровень дешевого трэша с SyFy. И понятно разочарование публики - многие ждали этого фильма годами, но никто не мог предположить, что новый фильм будет выглядеть как телепостановка из 1990-х.

Не исключено, что в этом и есть главная проблема "Джиперса Криперса 3". Не в спецэффектах даже, а в устарелости. Когда Крипер впервые появился на экранах, в моде был жесткий хоррор. "Хостел", "Техасская резня бензопилой" (ремейк), "Поворот не туда", "Пила" - многие фильмы той поры не стеснялись демонстрировать кровь и кишки и зачастую пугали старым добрым ультра-насилием. История о плотоядном чудище в сельской Америке на этом фоне смотрелась отлично и держала в напряжении не хуже многих коллег по жанру. Сейчас публике больше по сердцу ужасы без обилия кровищи, жутковатая мистика о привидениях - "Астрал", "Заклятие", "И гаснет свет..." - которая пугает совсем иначе. Крипер, застряв в третьей части между первым и вторым фильмами франчайза, со спецэффектами из прошлого столетия - производит впечатление анахронизма. И то, что темное прошлого режиссера и сценариста внезапно всплыло на поверхность - в некотором роде символично отражает тот простой факт, что "Джиперс Криперс 3" - фильм устаревший.

Это не значит, кстати, что в нем нет ничего хорошего. Талант постановщика виден даже здесь, в этом проблемном проекте, который, учитывая все давление, наверное, просто не мог быть снят (и смонтирован) лучше, чем получилось. Но... Сальва, придавленный прессом собственной заслуженно втоптанной в грязь репутации, создал фильм болезненный в первую очередь не по стилю, а по качеству. В нем пробирающие до дрожи сцены плохо сочетаются с посредственной игрой актеров и нелепой графикой, а действительно интересные сценарные ходы (допустим, перенос внимания на грузовик Крипера, который в третьей части сам становится монстром и убийцей не менее ужасающим, чем его демонический владелец) - с невнятицей вроде истории упавшей с неба лапы.

Возможно, при других обстоятельствах, в другое время это кино могло стать лучшей, действительно мощной третьей частью. Но здесь и сейчас - нет.

Возвращаясь к тому, с чего начали - к параллелизму и отождествлению творца с его творениями. Сейчас, когда старая и мерзкая история Виктора Сальвы известна всем и каждому, на его фильмы, на его творческую карьеру вообще можно взглянуть иначе. И вот что, может быть, производит более жуткое впечатление, чем на самом деле не слишком страшный "Джиперс Криперс 3".

Кто-то из ненавистников Сальвы сказал о "Джиперс Криперсе", что "этот парень снял фильм о самом себе". Поначалу кажется, что здесь хейтеры перебарщивают... Но.

Гей и педофил Сальва снял фильм "Дом клоунов", в котором трое психов преследовали нескольких подростков... В первой и лучшей части "Джиперса" титульный монстр охотился на мальчика-подростка. Во второй части его жертвами стали молодые и "сочные" спортсмены-старшеклассники. И в третьей части снова Крипер практически демонстративно не убивает девушек и женщин.

Поневоле задумаешься: а и правда, не является ли монстр Крипер в некотором роде "альтер-эго" самого режиссера. Тем чудовищем, что, единожды вырвавшись на свободу, терзает самого Сальву уже много, много лет...

Сейчас Сальва надеется снять сериал "Джиперс Криперс: Собор", в основу которого должна лечь изрядно (под формат 12-часового шоу) расширенная первая версия сценария "Джиперс Криперс 3". Именно намеком на этот шоу была записка, которую герои триквела оставили монстру. "Мы знаем, что ты такое" - эти слова вызвали у Крипера чуть ли не истерику. Осознает Сальва или нет, но в эпизоде с запиской можно прочесть и второй смысл: Сальва-монстр страдает из-за того, что в последние годы весь мир узнал, ЧТО он такое.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1921.

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 10 RSS

  • Нормальный фильм. Лучше всех фильмов франшизы пятница 13. Хуже своих 1 и 2 части. Без лишнего бреда как в поздних восставших из ада и детях кукурузы. С интересными историями девочки и старого мужика.

  • Начиналась рецензия неплохо. А потом опять началось переливание из пустого в порожнее - ну, отсидел уже человек и всё на этом. Прям вот Роман Полански и Чарли Чаплин такие святые... Будет хороший фильм и будет пофигу на прошлое. Поменьше надо заранее говорить о съёмках направо и налево.

    • ну, отсидел уже человек и всё на этом

      Ммм. Если кто-то трахнет в рот вас или вашего сына, вы будете придерживаться того же мнения? И да, о деле Сальвы сказано в начале и в конце, рецензия не посвящена этому.

  • Фильм отличный, замечательно соединяет первый и второй фильмы, много интригующих моментов на будущее. Возможно, Сальва сам не знает, как лучше раскрыть все тайны Крипера, чтобы фанаты не отвернулись, а они отворачиваются, даже когда им предлагают аналогичный полный тайн и загадок третий фильм. Пффф =.= Критики, блин. Кроме претензии к странной красной футболке более ни одного нормального негативного аргумента в адрес кино ещё никто внятно не сказал. И персонажи удачные, запоминаются в разы лучше ноунэймов-школяров второго фильма, и повествование, пусть и поломанное, но интересное. В классике ужасов типа "Инферно" Ардженто тоже нет толком центрального главного героя, и что дальше?! Всем внимания уделено, все раскрыты сполна в рамках истории и жанра (уж получше героев 2 части опять-таки, особенно с невнятными припадками блондинки без причины - тут хотя бы рука монстра припадки вызывала). Новые возможности грузовика - понравились. Правда, как он ездит с копьём в выхлопной трубе - ещё одна загадка, но это не видится каким-то принципиальным моментом всей истории, Крипер достаточным количеством тайн окутан.

  • К концу не рецуха, а прям заключение психолога или психиатра. Не люблю эти догадки, которые не к месту пока.

  • Если ты такую рецензию написал,то почему нельзя было провести конкурс подписей к кадрам из этого фильма??А вообще,уже вышел комикс,и можно(хоть щас)придумывать подписи к десяткам рисунков.Еще раз прочитал новость про комикс Джиперс-Криперс

  • В основном идет жесть какая-то.Да простит меня Парфенов Михаил и другие,возненавидевшие фильм.И все-таки я не очень этого понимаю.Вот я так резко не реагирую на сиквелы любимых и порой культовых фильмов.Да,сюжет был другой,актеры почти все другие,несколько сцен,не связанных между собой.Сразу хочу сказать-фильм получился лучше стремной 2-ой части,где проблемой был не школьный автобус,а многие шаблонные персонажи,включая взрослых.

    Сальва поступил отвратительно,но спустя 31 год пора уже с этим смириться,и его история о Джиперс-Криперсе тут особо никак не связанна с этой.А вот подняли эту дискуссию(видели,сколько отрицательных комментариев на КиноПоиске)-и когда будет следующая часть?Ведь все только начинается,а Сальва в первую очередь должен решать,снимать ему фильм или нет.

    В третей части много хороших актеров,эти подростки хорошо сыграли(не все),Мэг Фостер бесподобна(ничего она не страшная),хочу их еще увидеть,сколько можно будет.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!