Новости

«Оборотень». 101 год поджанра хоррора

РецензииКиноКомментарии: 0

Прим. darklot: Рецензию прислали нам на email.

В 1913 году был рожден поджанр хоррора – ужастик про оборотней. В тот год в США был снят немой фильм "Оборотень" (The Werewolf). Это была 18-минутная лента. Она произвела впечатление на зрителей, и поджанр зашагал по киностудиям и кинозалам.

В 2013 году состоялась премьера нового ужастика режиссера Уильяма Брента Белла "Оборотень" (Wer). Таким образом американский кинематограф отметил столетие рождения поджанра. В России же фильм вышел на экраны в июне 2014 года, то есть на 101-й год, что тоже символично. Уже одно это должно привлечь внимание любителей и ценителей хоррора.

Интересно отметить, что прошлый ужастик Уильяма Брента Белла "Одержимая" хоть и был встречен критикой не очень хорошо, но сделал сногсшибательный бокс-офис, выйдя на экраны более шести десятков стран: при 1 млн. долларов бюджета мировые сборы составили более ста миллионов (из них в России – около трех с половиной). "Оборотень" же вышел исключительно скромно. И никакого ажиотажа не вызвал. Что же касается критики в России, то она как раз оказалась благожелательна к фильму. Извечный киношный парадокс: что нравится критике – не очень впечатляет зрителя.

В данном случае мне придется встать на сторону "и наших, и ваших". И не в силу тонкого понимания конъюнктуры, а потому, что фильм оставил двойственное впечатление. При этом упреки, что "все это уже сто раз было, ничего нового", "снято за три копейки" отбросим сразу, как абсолютно несерьезные. А вот на манере съемок, которая многих, как оказывается, раздражает ("надоела эта дрожащая камера") стоит остановиться особо. В "Оборотне" съемка ведется очень профессионально, и именно дрожащая камера, а также большое количество видео (тут и "найденная пленка", и полицейские записи, и съемка части эпизодов, к примеру, попытка спецназа захватить оборотня, под "видеонаблюдение") придают реальности происходящему и создают атмосферу присутствия. Иное дело, что в финале, когда действие достигает кульминации, излишний пафос в эпизоде схватки оборотней требует уже иных визуальных средств. В результате реализм как раз улетучивается и сама схватка смотрится, на мой взгляд, как чужеродная вставка.

Что касается сценария, то поначалу он придерживается весьма строгой логики. Действительно, двухметровый детина, явно умственно отсталый, может вызвать активность правозащитников, а уж правозащитники – это такие люди, что и у чертей будут защищать их права. Это особая социальная позиция. При этом "трое борцов за права оборотня" вовсе не срисованы под копирку. Тут и амбициозная молодая адвокатесса Кейт Мур (А.Дж.Кук), движимая честолюбием и явно утратившая ориентиры истинного сочувствия к человеку (как и положено правозащитнику, она мало интересуется интересами жертвы, сосредоточившись на отстаивании прав подозреваемого). Тут и молодой талантливый аферист Эрик (Вик Сахай), для которого его работа с Кейт лишь очередная авантюра, а появление Гейвина – повод для ревности. Тут и Гейвин (Саймон Куортерман), движимый азартом исследователя и симпатией к Кейт. Кстати сказать, невнятный любовный треугольник не относится к достоинствам сценария. Дело ведь не в том, что актеры не смогли разыграть эту сюжетную коллизию, а в том, что в таком насыщенном действием фильме им просто некогда разыгрывать любовную драму, да и жанр не предполагает чеховской рефлексии или шекспировских страстей.

Неожиданной оказывается линия "полиция - интересы крупной компании – коррупция", развитие которой делает крайним комиссара Клауса Пистора (Себастьян Роше). Ему вполне подходила роль антагониста Кейт в виде "старого служаки", которому лишь бы закрыть дело. И он с этой ролью прекрасно справился. А в результате столкнулись две социальные драмы (чрезмерное вмешательство правозащитников, приводящее к большой трагедии vs произвол корпораций и властей против маленького человека), что превратило вторую половину фильма в какой-то безумный экшн-триллер, где наличествует гора трупов и море крови. При этом уж кто-кто, а Талан Гвинек (Брайан Скотт О`Коннор) уж никак не годится на роль "маленького человека". Двухметровый косматый детина самого зверского вида, может вызвать сочувствие только у профессиональной правозащитницы.

Стоит оговориться, что в мире у правозащитников очень много работы, потому что зла гораздо больше, чем какой бы то ни было правозащиты. Эти люди часто рискуют жизнью, так что я вовсе не собираюсь над ними иронизировать. Но в фильме Уильяма Брента Белла представлен тип классической профессиональной карьеристки, которая не ведает, что творит. Любые действия полиции она встречает в штыки и стремится оспорить их по чисто формальным основаниям, нисколько не задумываясь, какие последствия могут вызвать ее действия. Позиция абсолютной правоты, исключающая личную ответственность, которую занимает Кейт, и приводит к чудовищному развитию событий.

Именно это и привлекло меня в фильме. При этом представить себе, что представитель Голливуда (заповедника левых и либералов) будет принципиальным противником правозащитников, может только большой юморист. Поэтому было очень интересно наблюдать за развитием истории, созданной Беллом (он еще и соавтор сценария), в которой профессиональный адвокат-правозащитник со своей командой делает все, чтобы дать злу вырваться на свободу, да еще и провоцирует его для этого. А потом, конечно, все разводят горестно руками: да как же это так вышло-то!

Однако, дойдя до этой точки, Белл как будто бы сам точно так же взмахнул руками, потом почесал в затылке и решил сбавить обличительный пафос. После чего Кейт и ее парни пытаются исправить содеянное, от чего, разумеется, лучше не становится. Оборотень буйствует, полицейские гибнут десятками, потом уже гибнут все, кто под руку попадется – и правые, и виноватые. Превращение одного из героев, покусанного ранее оборотнем, в такого же монстра, становится еще одной сюжетной линией, прибавляющей угара. А в финале выясняется, что виновата во всем некая корпорация и продажная полиция, из-за чего те, кто был способен держать оборотня в полнолуние в надежном месте, вышли из игры, а оборотень – ну на то он и оборотень. Вырвался да и побежал в лес. Какой с него спрос? Так что Кейт якобы была права, сразу посочувствовав ему. Почему этой умнице Кейт не пришло в голову проявить ранее минимум осторожности, чтобы не пострадали окружающие – вопрос риторический.

Получается, что режиссер и сценарист, начав с изображения Кейт полной идиоткой (и это ему удалось на славу) в финале сам занимает ее сторону? Не совсем так. В финале становится ясно, что как минимум один оборотень жив. И не ясно, кто это путешествует по Европе и оставляет за собой трупы. Все-таки уцелевший Талан Гвинек или скромный молодой человек, который дает интервью?..

Итак, что имеем на выходе? Профессионально снятый детективный хоррор про оборотней, сдобренный чрезмерной порцией экшена. Фильм, снятый к столетнему юбилею поджанра то ли с чрезмерно запутанной интригой, то ли с хитро запрятанной головоломкой…

Л.Думнов

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!