УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Пора по По - РЕЦЕНЗИЯ на фильм "Всевидящее око"

РецензииКиноКомментарии: 2

1830 год, Вест-Пойнт, Военная академия США. Октябрьским вечером найден повесившийся кадет Лерой Фрай. Событие крайне скверное, но все же не за рамками понимания. Пока кто-то не выкрадывает труп Фрая и не вырезает у него сердце, с глубоким знанием дела вскрыв грудную клетку…

Руководство академии обращается за помощью к живущему неподалеку Огастесу Лэндору - ушедшему на покой нью-йоркскому сыщику, о чьем умении читать людей ходят легенды. Рыская по Вест-Пойнту в поисках зацепок, Лэндор неожиданно находит себе толкового помощника в лице одного курсанта - Эдгара Аллана По...

Готический криминальный триллер "Всевидящее око" (The Pale Blue Eye) снят по роману Луи Байяра - и перед нами очередная попытка художественной интерпретации литературного произведения средствами кинематографа. Получилась ли она?

Судя по всему, название фильма отсылает нас к отрывку из рассказа Эдгара По “Сердце-обличитель” (1843 г.):

One of his eyes resembled that of a vulture - a pale blue eye, with a film over it. Whenever it fell upon me, my blood ran cold; and so by degrees - very gradually - I made up my mind to take the life of the old man, and thus rid myself of the eye for ever.
Один глаз у него был, как у хищной птицы, - голубоватый, подернутый пленкой. Стоило ему глянуть на меня, и кровь стыла в моих жилах; мало-помалу, исподволь, я задумал прикончить старика и навсегда избавиться от его глаза.

В фильме можно увидеть множество и других аллюзий на произведения Э.По - какие-то более явные, какие-то совсем скрытые. Ворон, цитата из “Ленор”, шифр, который отсылает нас к “Золотому жуку”, рушащийся дом - как связь с “Падением дома Ашеров”. Тема трагической потери любимой женщины, которая идет красной нитью по многим рассказам и стихам По… Однако литературные игры здесь исключительно ради игры - и, положа руку на сердце, скажем крамольное: если бы тут не было Эдгара По, а на его месте авторы поставили бы ноунейма-кадета, история мало бы что потеряла.

Да, Гарри Меллинг неплохо отыгрывает нервозного и затюканного изгоя - но львиная доля внимания зрителей все-таки связана с прошлой ролью актера, толстяка Дадли в фильмах о Гарри Поттере. Меллинг слишком вырос и внешне изменился, так что неизбежно станет заложником характерных ролей - и какая-то из них, вероятно, рано или поздно перебьет Дадли. Но точно не Эдгар По и не в этот раз.

Также до самого финала не совсем ясно, что же делает в фильме Кристиан Бэйл (забавно, в картине об американском писателе, о деле, которое происходит в Америке и более того, в самом сердце американской военной академии, играют в основном британские актеры). Его персонаж сух, меланхоличен, его умственная работа не эксцентрична, а сдержана - такую палитру чувств мог бы выдать любой другой исполнитель. Секрет того, почему понадобился именно актерский диапазон Бэйла, становится ясен в финале, однако полноценным объяснением не становится.

Возможно, это было желание поместить в достаточно размеренную и несколько унылую историю настоящий цветник актеров и дать им определенную волю - Джиллиан Андерсон и Тоби Джонс явно наслаждаются своими ролями - но. Слишком много “но”.

И первое, и самое главное “но” - это сам сюжет.

Нужно признать, что завязки "найден изуродованный труп, о Господи, кто это сделал, как нам быть, ща приедет детектив!" становятся уже штампом для детективных триллеров. А затем авторы, увлекшись хитросплетением интриги расследования, забывают об очень простой вещи: читатель/зритель должен быть заинтересован в раскрытии дела. Он должен проникнуться обстоятельствами, личностью детектива... ээээ... трупа, убийцы, в конце-концов! Загадка ли, сопереживание ли, динамика ли - но его должно зацепить и не оставить равнодушным. Увы, во "Всевидящем оке" всего это категорично мало.

История, которая до поры до времени выглядит стандартно и заунывно готичной, постепенно начинает разрушаться бушующими под ее медлительностью безумием. Женские припадки и истерики, сатанинские ритуалы, призраки прошлого - оно бурлит и пенится, но на поверхность в итоге выходит только пена.

Рассказ дотягивает до финала, который мог бы быть душераздирающей кодой, но видимо, режиссер Скотт Купер побоялся, что зрители не проникнутся в должной мере, и поэтому разжижил то, что должно было быть молниеносным ударом - долгими паузами и кадрами мучительно искривленных лиц.

Однако, что нельзя отнять: снята картина весьма атмосферно. Оператор Масанобу Такаянаги выдает нам удивительно выморочную, чахоточную палитру, которая иногда кажется монохромом - пока не появляются филигранно расположенные в кадре цветные пятна. Оттенки сизого снега, серого неба, синей воды, голубой униформы, погружают нас в заснеженную долину Гудзона 1830 года.

И это наталкивает на еще одну крамольную мысль - удали все диалоги, преврати фильм в немое кино, где говорили бы долгие планы, многозначительные взгляды, игра света, цвета и тени, не изменив ни единого кадра и оставив все на откуп исключительно воображению зрителя... то получилось бы гораздо лучше. И вероятно, даже в стиле Эдгара По.

Итог: вязкий, заунывный готический криминальный триллер с красивой картинкой и совершенно не нужным По. В фильмографии актеров скорее всего так и останется лишь еще одной строчкой, для исследователей образа Эдгара По - одной страницей в диссертации, а вот пару-тройку номинаций, а то и премий за операторскую работу/визуальные эффекты может и отхватить.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 2 RSS

  • Насчет Меллинга спорно — он успел себя показать и в "Балладе Бастера Скраггса", и в "Ходе королевы" достаточно, чтобы вообще начисто забыть, что он когда-то был еще и Дадли (вот там роль действительно ничем не примечательная).

    А насчет фильма особенно не удивлен, я Купера наверно сам смотреть больше и не буду: снимать умеет и стиль чувствует, но ужасно душно и нудно. "Оленьи рога" еще можно было разок перетерпеть, а "Недруги" смотрелись через силу.

  • Судя по картинке, по сюжету, да и рецензии, этот фильм ― некая смесь "Ворон" (2012) и "Воронья Лощина" (2022).

    Если в вышеуказанных фильмах меня могло что-то и кто-то заинтересовать, то здесь как-то с трудом.

    Теперь дважды подумаю смотреть ли.

    Спасибо за рецензию!

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!