УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Фэнзона

Рецензия на фантастический триллер «День гнева» (1985 г.)

РецензииКомментарии: 0

Тысяча девятьсот восемьдесят пятый год. Режиссер Суламбек Мамилов экранизирует рассказ Севера Гансовского "День гнева". Впервые в советское научно — фантастическое кино были привнесены мотивы триллера. Как и в рассказе, в фильме рассказывается о последствиях опасных экспериментов ученых над разумом. Очеловеченные медведи, с легкостью вычисляющие сложнейшие алгебраические интегралы, все же не могут подавить в себе звериную природу и впадают в людоедство, уничтожая фермерские семейства. Фильм определенно выиграл бы, если бы не был так растянут в отличии от рассказа, малого по форме, но по содержанию равного оглушительному пистолетному выстрелу. Самих отарков так и не показали, за исключением чего-то, завернутого в полиэтилен. Не пойму, что там было сложного? Это же простые медведи, монтажом можно было все решить.

Давняя и, наверное, несбыточная мечта: увидеть новую экранизацию рассказа. Кстати, сегодняшние компьютерные возможности позволили бы показать самих отарков. В фильме (не считая шерсти с морды Фидлера) они не показаны, разве что в лаборатории под пленкой ревет что-то большое и бурое. Между прочим, Гансовский прямо не говорит, но вскользь дает понять, из кого Фидлер создал этих тварей. (Бетли: "А скажите, настоящие медведи тут остались? Не отарки, а настоящие дикие медведи"). Но не это главное. Просто хочется, чтобы экранизация была ближе к тексту самого Гансовского, который, по-моему, хорош и без всяких додумываний — не в обиду будь сказано сценаристу и режиссеру. Человек попадает в таинственную зону, где с ним происходят события в высшей степени странные и сверхъестественные… Ситуация, знакомая по многим фантастическим книгам и фильмам. Положив в основу картины "День гнева" рассказ Севера Гансовского, сценарист А. Лапшин и режиссер Суламбек Мамилов попытались по-своему рассказать о столкновении человека с неизвестностью.

Знаменитый телережиссер (актер Юозас Будрайтис) одной из "условных" западных стран, пробившись сквозь бюрократические преграды, получает разрешение посетить некую загадочную запретную зону, затерянную где-то в труднодоступных горных районах. В путешествии его сопровождает местный лесничий (Алексей Петренко), весьма замкнутый и малообщительный бородач. На каждом шагу их подстерегает опасность — крики и угрозы из лесной чащи, волчьи ямы… Люди, которых они встречают, ведут себя более чем странно — прячутся, уклоняются от разговоров, напуганы, озлоблены, враждебны.

Суламбек Мамилов умело нагнетает тревожно-напряженную атмосферу: медленно разворачивающееся действие время от времени прерывается вторжением невидимых нелюдей-"отарков", как их называют местные жители. Созданные злой волей профессора—маньяка, они бездушны, жестоки, рационалистичны, а свои невероятные способности направляют к одной цели — превратить всех людей в оборотней — полузверей, полулюдей, послушных исполнителей, роботов. Постепенно перед стоящим вне политики тележурналистом возникают проблемы, требующие личного вмешательства, открытой борьбы со злом, окончательного выбора нравственной позиции. Вместе с ним этот выбор делает и его молчаливый "гид"…

Даже по этому краткому описанию событий фильма можно почувствовать, какие интересные возможности были заложены в основе сюжета. Не только увлекательное фантастико-приключенческое зрелище, но психологическое, философское произведение, построенное на столкновении двух незаурядных характеров, проявляющихся как в поступках, так и в спорах, размышлениях. Ощущая актуальность гуманистической темы фильма, авторы, судя по всему, именно так и хотели построить повествование. Однако характерам главных героев явно недостает объемности, диалоги выстроены порой недостаточно убедительно, а финал "Дня гнева" — сцена суда над создателем подземной лаборатории, производящей новых "отарков" — сделан чрезмерно дидактично и по сути еще раз повторяет то, что уже было высказано ранее. Талантливые актеры Ю. Будрайтис и А. Петренко ведут свои роли так, что за их дуэтом следить интересно, но в целом в их исполнении слишком ощутима нехватка глубины сценарной разработки.

Несмотря на интересный замысел, фильм получился несколько вторичным. Ситуация манящей и таинственной запретной зоны не получила нового по сравнению с другими фантастическим произведениями ракурса. "День гнева" поставлен и снят (оператор А. Рыбин) профессионально, способен держать в напряжении зрительный зал. Достаточно ли этого для настоящего успеха? Но тема биологических экспериментов над разумом как бы там ни было не утратила своей актуальности и по сей поры.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:



    В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!