Новости

Русский хоррор: «Никто ничего не знает»

КиноБокс-офисКомментарии: 23

Никто ничего не знает! Этой фразой американского сценариста У. Голдмана в Голливуде описывают невозможность гарантировано предсказать успех или неудачу в прокате, а заодно и несостоятельность экспертных оценок и прогнозов в кинобизнесе. Мощный студийный проект со звездами класса «А», прекрасным сценарием и гигантским промо-бюджетом может с треском провалиться, а вторичная идея, реализованная за три копейки энтузиастами-любителями, может оказаться хитом. "Никто ничего не знает". Вряд ли можно более емко и точно охарактеризовать производство и прокат фильмов ужасов в России.

РАССВЕТ ИЛИ ЗАКАТ?

Российские продюсеры научились работать в комедийном жанре и нашли золотую жилу «ура-патриотического» кино, которое пользуется небывалым спросом отечественного зрителя, но жанр хоррор все никак не давался… Пока на свет не появились «Три Матери Русского Ужаса».

Феномен «Трех Матерей» описывает неожиданную череду коммерчески успешных хорроров отечественного производства (все три явились порождением режиссерского чрева Святослава Подгаевского): «Пиковая дама» (130 млн.), «Невеста» (176 млн.) от студии «10/09» и компании «Планета Информ» и «Русалка» (100 млн.) от QS FILMS. Успех фильмов спровоцировал своеобразную «бурю в стакане», учитывая все-таки пока скромные цифры относительно релизов в других жанрах (н-р, до некоторой степени жанрово-родственный «Гоголь» собрал более 1 млрд. тремя частями франшизы).

Невысокие производственные расходы и низкие финансовые риски заставили многих отечественных продюсеров, ранее клепавших «дедушек с низкой социальной ответственностью», взглянуть на хоррор другими глазами и начать заполнять пустующую жанровую нишу. В какой-то момент показалось, что на горизонте российского хоррора забрезжил рассвет…

В тему: Топ-5 самых кассовых российских фильмов ужасов

Однако, стартовые показатели «Рассвета» - очередного релиза «10/09» и «Планета Информ», которым по сути мы и обязаны волне отечественного хоррора, оказались существенно ниже ожиданий, а по итогам второго уикенда этот сделанный на объективно качественно ином уровне фильм просел сразу на 75%, собрав на момент публикации чуть более 50 млн. рублей. Вдобавок, сокрушительным провалом закончился прокат двух других картин, снятых на жанровой волне: «Фото на память» (37 млн.) и «Проигранное место» (25 млн.).

Унывать еще рано: выход в свет ожидают призрачные «Гости», «Тварь» с известными актерами, «Пиковая дама: Зазеркалье» - первый русский хоррор сиквел от «10/09»,«Планета Информ» и "RB Productions" (продюсер Константин Буслов), а также «Яга: Кошмар темного леса» от «трехматерного отца» Подгаевского, в производстве находятся еще несколько потенциально интересных проектов.

При этом, российский бокс-офис отечественных фильмов в 2018 году обновил рекорд и превысил 13,8 млрд рублей, увеличив показатели прошлого года на 6,1%, да и американские жанровые собратья чувствуют себя в России вполне уверенно: «Проклятие монахини» (573 млн.), «Астрал 4» (413 млн.), «Тихое место» (336 млн.), даже посредственный «Слендермэн» на 700-ах экранах (у «Рассвета» вдвое больше) умудрился преодолеть заветные 100 млн.

Таким образом, общий прокат на подъеме, зритель готов платить за отечественное кино, а хоррор по-прежнему пользуется спросом. В чем же дело?

СКОРБЬ ТРЕХ МАТЕРЕЙ

Репутация отечественного хоррора такова, что даже 100 млн. сборов в национальном прокате можно считать успехом. При этом половину театральных сборов забирают прокатчики, от 7 до 15% - дистрибьюторы. Другими словами, даже вилка в 50 – 60 млн. производственного бюджета выглядит оптимистично и это без учета маркетинговых расходов, которые на верхнем конце могут быть сопоставимы с бюджетными цифрами. Да, часть денег можно получить от государства через Фонд Кино, но это зачастую инвестиции на возвратной основе, а целая серия судебных дел, инициированных в последнее время против кино-должников, коррупции не способствует.

На сумму менее миллиона долларов, которая в Голливуде классифицируется как «микро-бюджет», продюсеру необходимо собрать команду, которая хоть немного «умеет в хоррор», нанять актеров, способных хотя бы органично изобразить испуг и создать «поражающие воображения» спецэффекты.

Получившийся таким образом темный аттракцион кидают в бойню за кошелек зрителя под «гусеницы танков» (сборы «Т-34» свыше 2.2 млрд), на потеху жвачным ТВ-контента («Полицейский с рублевки» - 1.8 млрд.) и в надежде на снисхождение заморских собратьев по жанру («Оно» - 1 млрд.) и это не считая остального развлекательного кино-контента.

В тему: Сверх-успешный год для фильмов ужасов в России и мире - как это объяснить?

Бонусом необходимо протиснуться в формальные возрастные рейтинги, существенно ограничивающие основополагающие элементы жанра – секс и насилие.

Расчет на многочисленную и якобы лояльную аудиторию темного жанра на практике себя не вполне оправдывает. Это продвинутое сообщество находится в условиях безграничного и практически бесплатного доступа к мировому хоррору во всех его видах и сильно сегментировано: от эстетов с придыханием рассказывающих про маэстро Ардженто и «джалло» 60-ых до условных экстремальщиков с «расчлененкой и совокуплением останков» независимого кино. Монетизировать такого зрителя-интроверта через театральный показ «Русалки» и «Невесты» задача нетривиальная.

В лучшем случае, они посмотрят кино онлайн (хорошо, если по подписке) и напишут рецензию, где снисходительно расскажут создателям об истинном хорроре «как юнгианском блуждании по закоулкам коллективного бессознательного» или просто попеняют на дешевые спецэффекты и отсутствие сисек. При этом как угодить сиськонуждающейся в силу возраста аудитории в рамках рейтинга «16+» и одновременно поведать о глубинных ужасах подсознательного посредством дорогостоящего CGI на 50 млн. рублей… Никто ничего не знает.

РУССКИЙ ХОРРОР НЕ ТО, ЧЕМ КАЖЕТСЯ

Не смотря на все производственно-прокатные трудности и существенное технологическое и концептуальное отставание от американских коллег, отечественным хоррор-мейкерам удалось вслепую нащупать некоторые пути к сердцу отечественного зрителя.

Отмечу, что они применимы исключительно к продукту отечественного производства, поскольку списки критериев, предъявляемых нашим зрителем к американскому и русскому хоррору, по всей видимости, сильно отличаются.

Жесткое ограничение производственного бюджета из недостатка в художественное достоинство жанра за рубежом превратил автор целого ряда успешных франшиз («Пила», «Астрал», «Заклятье») Джеймс Ван, а масштабировал рецепт на массовые коммерческие рельсы Джейсон Блум, превративший свою студию BLUMHOUSE в настоящую хоррор-империю с фильмами, ТВ-шоу, подкастами и т.д. Чего стоит только паранормальный успех «Паранормального явления» 2007 года. Общие мировые сборы франшизы, которая началась с режиссёрского концепта Орена Пели за 15 тысяч долларов, подкрадываются к $1 млрд. Однако, чтобы выявить правильное соотношение производственных расходов и предельной планки сборов в российском прокате потребовалось рождение «Трех Матерей».

В тему: Как стать самым крутым хоррормейкером в мире? Свод правил Джейсона Блума

Хоррор-лайт: помимо уже обозначенных требований возрастных рейтингов, ограничивающих определённые жанровые элементы, выяснилось, что значимую зрительскую долю русского хоррора составляют… зрительницы, поэтому девчачий мотив повествования (мелодраматический элемент, девушка в главной роли) весьма желателен.

Толерантность к вторичности: в довесок к предыдущей особенности, а также уже отмеченной коммерчески отрицательной поведенческой специфики хардкорных фэнов к русскому продукту, зритель, который несет деньги на русский хоррор в кинотеатр в целом безболезненно воспринимает отсутствие концептуальной уникальности. При этом, смешивать хорошо известные ингредиенты все же надо уметь. Пока же чрезмерное стремление к оригинальности концепта провоцирует усложнения и является скорее отягчающим условием для коммерческих показателей, чему свидетельствует скромный старт «Рассвета».

Уже скоро в российский прокат выходит сиквел релиза студии Дж. Блума «Счастливого дня смерти» (далее «СДС»). Он стал одним из наиболее успешных фильмов студии в 2017 году (свыше $120 млн.) на ряду с оскароносным «Прочь» ($300 млн.) и «Сплит» ($280 млн.).

В отечественный прокат оригинальный фильм вышел в один год с «Невестой», сопоставимым количеством копий, созданный примерно в одной бюджетной категории, естественно с учетом страновой дифференциации стоимости трудозатрат (менее $5 млн.). Фильмы безусловно разные, но в общем плане их можно описать как «злоключения блондинки».

Общие сборы «Невесты» по России + СНГ составили $3.08 млн. Аналогичные сборы «СДС» - незамысловатого сплава абсолютно заезженной фишки «Дня сурка» и «Крика» с натянутой и неоригинальной развязкой - $3.1 млн. Воистину, нет пророка в своем отечестве! Кстати, если хотите узреть истинный лик ужаса, предложите на рассмотрение российского продюсера идею с повторяющимся днем и убийцей в маске с ножом.

Фразой о пророке можно охарактеризовать, пожалуй, главное открытие, которое сделала «Невеста» для жанра – экспортный потенциал хоррора а-ля рус.

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ

Собрав до сих пор не превзойденную сумму в России + СНГ, русская «Невеста» отправилась искать «женихов» на почти непроторенные русским хоррором тропинки за морем и внезапно только в странах Латинской Америки собрала вдвое больше отечественного проката, а по итогам года вообще оказалось второй по зарубежной выручке среди всех отечественных картин вне зависимости от жанра. Приятным дополнением стало приобретение прав на американский ремейк студией LIONSGATE.

Создатели третьей Матери Ужаса «Русалки» также отрапортовали продажи в более 100 стран, вполне ощутимые сборы по Юго-Восточной Азии и отличные перспективы в той же Латинской Америке: продюсер картины Иван Капитонов в своих социальных сетях даже похвастался недавно первым местом по результатам премьерного уикенда в Колумбии, где лента опередила в моменте очередной хит BLUMHOUSE «Стекло».

Крупнейшим кинорынком в странах Латинской Америке является Мексика (см. график). В этой связи неудивительно, что именно там «Невеста» собрала больше всего и вполне сопоставимо с российскими цифрами (свыше $2.1 млн). Удивительно другое: отработавший в России «ноздря в ноздрю» с «Невестой» «СДС» собрал в Мексике $2 млн. Совпадение? Не думаю.

Другими словами, на нейтральной территории с гораздо меньшим стартовым потенциалом, учитывая культурно-экономическую близость Мексики и США, а также мощь BLUMHOUSE, отечественный хоррор может успешно конкурировать с сильным соперником.

Показатели именно по Мексике интересны в связи с еще одной примечательной для жанра хоррор особенностью этой страны – это один из самых восприимчивых к кино-ужасам рынок в мире (см. график).

Больше всех из зарубежных стран «СДС» собрал на втором по благоприятствованию к хоррору рынке - Южной Кореи ($9.9 млн.).

Южнокорейский рынок специфичен, с сильным протекционизмом собственного кино (кстати, в российском Минкульте на днях вновь отказались от введения квот на зарубежные фильмы) и находится в тесном сотрудничестве с США, однако чисто гипотетически, принимая во внимание указанные параллели, а также традиционно популярную тематику «призраков» в корейском хорроре, «Невеста» при условии достаточного количества копий и разумной маркетинговой поддержке могла бы… Надеюсь, что международная судьба «Рассвета», которой занимаются сейчас продюсеры фильма Владислав Северцев и Дмитрий Литвинов, будет еще более удачной.

Впрочем, никто. Ничего. Не знает. Но возможно догадывается.

КАК ПРИРУЧИТЬ ДРАКОНА

Иногда самые бесперспективные на первый взгляд ниши открывают поистине грандиозные возможности. Американский кинорынок по-прежнему остается крупнейшим (свыше $10 млрд.), однако даже голливудские эксперты предрекают, что в ближайшие годы его может подвинуть бокс-офис Поднебесной, который уверенно подбирается к $9 млрд. (для сравнения бокс-офис России значительно меньше $1 млрд.).

Именно по этой причине в сценарные голливудские группы массово приглашают китайских авторов, а такие производственные мегаладоны как прошлогодний «Мег» (бюджет: $130 млн.) существенную часть актёрского каста отдают китайцам, заодно частично перемещая действие в Южно-китайское море.

Однако, в китайском кино действует очень жесткая система ограничений: национальное кинопроизводство не предусматривает возрастных рейтингов в принципе, поэтому выходящие в прокат картины должны быть адекватны на весь возрастной диапазон. Помимо этого, существует программа по поддержке национального кинематографа с квотами на зарубежные фильмы, которые почти полностью до недавнего времени выбирали американские ленты. Нельзя сбрасывать со счетов политические и культурологические особенности страны.

На первый взгляд, по части хоррора рынок выглядит местом гиблым (см. график по хоррор – восприимчивости). Однако, если и есть исключение из правила «никто ничего не знает», то это уже хорошо знакомые нам «американские партнеры» в лице Джейсона Блума.

Свой пробный хоррор-релиз на практически стерильный с точки зрения ужасов китайский рынок BLUMHOUSE выпустил в начале 2018 года. Догадайтесь, что это был за фильм? Та-дам!

Совпадение? Не думаю.

И без того по меркам хоррора невинный «Счастливого дня смерти» наверняка был сильно купирован для проката в Поднебесной (один из двух эпизодических персонажей-азиатов появляется лишь для того, чтобы главный герой назвал его «идиотом» и так четыре раза) и собрал в китайском прокате вторую по значимости сумму после упомянутой Южной Кореи - $9.6 млн.

А уже летом того же года Дж. Блум подписал с китайской TANG MEDIA PARTNERS соглашение о совместной разработке фильмов в жанре хоррор специально для китайского рынка.

Одновременно, китайские эксперты отмечают растущий запрос местного зрителя на культурное и жанровое разнообразие. О возможных изменениях в репертуарной политике косвенно свидетельствует и совсем недавно выпущенный в национальный прокат первый местный фантастический блокбастер «Wandering Earth» («Блуждающая земля»).

В «Wandering Earth» присутствуют положительные русскоговорящие персонажи, да и в целом российское кино благожелательно воспринимается в КНР, а наши картины количественно занимают второе место среди зарубежных фильмов сразу после голливудской продукции. Хорошо прошли в Китае дальние жанровые родственники хоррора отечественного производства: провалившийся у нас в прокате ($2 млн.) проект Т. Бекмамбетова «Он-дракон» 2015 г. на китайском рынке собрал свыше $10 млн., а ранее успешный внутри России «Вий» 2014 г. своим более чем $40 млн. мировым бокс-офисом во многом обязан китайскому рынку.

Кроме того, не так давно вступило в силу соглашение о совместном кинопроизводстве между Россией и Китаем, предусматривающее для совместных фильмов получение статуса «национальный» на территории Китая - выпущенные в рамках соглашения картины будут прокатываться в обход квотирования. Как тебе такое, Джейсон Блум?

Первым из релизов в рамках указанного договора станет российско-китайская комедия «Как я стал русским», которая уже идет в нашем прокате и скоро увидит свет в Поднебесной. Но в контексте темного жанра гораздо более интересно будет понаблюдать за китайской судьбой двух сиквелов по фильмам, указанным выше «Он-дракон» и «Тайна печати дракона: Путешествие в Китай» (приключенческое фэнтези с участием Арнольда Шварценеггера и Джеки Чана за безумные для России $50 млн.).

Конечно, стоит учитывать огромное количество нюансов, предъявляемых к производителям совместных картин, а также особенности распределения прибыли и многие другие факторы, однако возможность схлестнуться на равных с мировым лидером в производстве ужасов на самом большом (в перспективе) кинорынке планеты, да еще и в практически лабораторной стерильности жанровой ниши представляется возможностью из разряда чудес, сравнимого с самим появлением «Трех Матерей» в России.

Принимая во внимание геополитический момент, благоприятную культуру смотрения русского кино и эффект низкой базы фильмов ужасов в Китае, рецепт успеха для отечественного хоррор-мейкера может быть не таким и заковыристым.

Низкий бюджет, симпатия в отношении нарастающих космических или полярных амбиций Дракона, и сам «дракон» в названии и сюжете (на Джеки Чана все равно денег не хватит). В этом случае есть гипотетический шанс собрать небольшую (по местным меркам) аудиторию в пять-шесть миллионов (шутка) и вернуться с победой. Домой. В объятия вечно недовольного и брюзжащего, но такого родного зрителя, который пока готов платить много в кинотеатре только за победителей условных пиндосов (сборы «Движения вверх» - 3 млрд. рублей).

А там, чем черт не шутит, растрогавшись от теплого приема, можно даже вставить в российскую версию фильма ужасов сиськи.

Ну а пока, чтобы не навлечь на себя гнев «Трех матерей», у вас все еще есть возможность помочь в отечественном прокате хоррору «Рассвет», а также посетить «Счастливого нового дня смерти». Сиквел оригинальной картины стартует в России с 28 февраля.

От редакции: Мнение автора статьи может в чем-то не совпадать с мнением редакции :)

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1563.

Темы этой статьи

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 23 RSS

  • Я честно хотел помочь отечественному хоррору не менее отечественным рублем, но наш местный кинотеатр перенес премьеру на день и это меня огорчило. Пришлось в итоге помогать проверенному "Квартету И".

  • Хорошая статья, спасибо!

  • Почему при упоминании русского хорррора мне смешно становится?

  • >Почему при упоминании русского хорррора мне смешно становится?

    Не знаю, мне уже давно не смешно. Возраст, помимо всего прочего, это ещё и когда чужая дурь окончательно перестаёт развлекать.

    • Думаю, анализировать отечественные кинопробы в хоррор с художественной точки зрения тоже важно и нужно, но вроде как в этой статье автор о другом пишет.

      • Ну, как это художественность в хорроре появится, тогда и нужно что-либо говорить. Но до художественности еще далеко. Понятно, что статья не об этом, но почему нельзя и тему художественности сюда приплести ?

        • Думаю, об этом лучше отдельно поговорить.

          • Мне нравится заголовок "Никто ничего не знает". Это отмазка работает только на отечественный хоррор или еще и на комедии распространяется? Нет правда, надо же так написать. Это как какое-то нелепое оправдание

        • не ясно, что вы понимаете под художественностью, однако вполне очевидно, что фильмы дял более продвинутой аудиотрии в России окупиться не смогут просто в силу того, что эти люди в кино не ходят массово, да и в интернете предпочитают смотреть бесплатно. художественность может быть только как следствие массового коммерческого успеха, тогда на сверхдоходы продюсеры смогут вкладывать в имиджевые проекты или делать что-то с учетом более продвинутой публики. Госудраство, по понятной причине, финансировать хоррор-экзерсисы в объеме фильмов про войну или как мы америкосам в 82 в керлинг вдарили не будет. та же ведьма, которую часто приводят в пример так называемой художественности (и я отчаянно люблю этот фильм тоже как и джеймс ван) деньги собирала с миру по нитке (и это всего $4 млн.) - чего уж про наше кино говорить. как я и написал, сам факт появления хотя бы трех успешных фильмов уже чудо и не хотелось бы чтобы все сейчас схлопнулось. хотя по видимому к этому все и идет, однако можно попробывать делать с прицелом на иностранные рынки. как опыт невесты и рускалки показывает - это может быть тоже рабочая формула. по российскому рынку у меня весьма писсимистичные ожидания. Дума в этом и следующем году выйдет еще кучка фильмов, которые и похоронят русский хоорор, к сожелению. будем посмотреть.

          • В литературе было нечто подобное в 90-е и начале 2000-х. Тогда русский хоррор тоже хоронили. Но в итоге пришло новое поколение авторов и пришел успех и признание. Так что как бы далее ситуация не складывалась в нашем кино, окончательные похороны русского хоррора я бы не торопился предсказывать.

            • с хоррором надо быть настроенным мрачно, иначе это не хоррор ))) к слову, самому стало интересно как дургие русские фильмы по рынкам, которые я обозначил как благоприятисвующие хоррору или наоборот отбомбили. и немного прифигел от "Поиска" бекмамбетовского, который у нас и миллиона не собрал (вроде пишут что бюджет у него тоже около 1 млн. баксов), дак вот: китай - $4,5 (что как-то можно понять, учитывапя китайского персонажа и т.д.), а южная корея - $22,5 млн. - там походу все населения страны посмотрело фильм (У них там меньше 52 млн. все население). Безумие какое-то. это, конечно, не совсем прямо вот русское кино + мощный дистрибьютор, понятное дело. но, в принципе, бюджет 1 млн. вполне поднимаем, а потенциал вот такой вот... так что... перспективы, конечно, есть.

              • За "Поиск" Бекмамбетову надо отдать должное (да и не только). Во-первых, довольно неплохое кино само по себе. Во-вторых, оно очевидно и делалось главным образом с расчетом на Азию (главный герой азиат и т.д., все это понятно).

                У Тимура чувствуется определенная системность в подходах. Часть спродюсированных им фильмов четко делается под российский прокат ("Елки" и сиквелы), часть - для зарубежа ("Убрать из друзей", "Хардкор", тот же "Поиск"). И вот фильмы из второй категории - их особо не пытаются в России продвигать, так как здешние сборы не имеют особого значения. Тот же "Хардкор" они продали в США за 10, емнип, миллионов долларов, тем самым окупились и получили уже прибыль.

                • да, по поводу бекмамбетова все понятно - он конечно крут нереально. у меня просто бомбануло от сборов кореи. таки дела. к слову, вы подкаст планируете это как-то с владиславом в кооперации или это вообще отдельная тема? у меня есть интересная идея в этой связи.

  • Владислав с вами) у меня еще ящик гвоздей в гроб российского хоррора))

  • под запись тут вставлю:

    Мистический хоррор режиссера Святослава Подгаевского «Русалка. Озеро мертвых» производства «Киностудии КИТ» (входит в ГПМ КИТ в составе медиа-холдинга «Газпром-медиа») и QS Films собрал в международном прокате более $4,5 млн.!

    Особенно успешным фильм стал в Мексике, Колумбии, Перу, Эквадоре, Малайзии и Вьетнаме. А вообще картину увидели зрители уже 154 стран!

    Святослав Подгаевский, режиссер фильма: «Со мной в соцсетях связалось множество зрителей, посмотревших «Русалку» по всему миру – например, из Южной Америки, Франции, Филиппин. Кто-то видел фильм в кинотеатре, кто-то на цифровых платформах. Все удивлены, что в российском кино есть подобные жанровые истории, понятные и интересные. Они очень тепло восприняли «Русалку...», и ждут следующих наших картин.

    Сейчас мы готовы двигаться дальше, улучшая и драматургию наших фильмов, и визуальный ряд - нам есть что рассказать зрителю, независимо от места его проживания».

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!