Фэнзона

Тренинг жестокости, живодеры и социальный хоррор. Рецензия на фильм "Белый Бог"

РецензииКомментарии: 0

Фильмы, выступающие в защиту экологии, исчезающих видов или агитирующие за гуманное обращение с животными в целом не являются чем-то новым, стильным, или оригинальным. Почти каждый из нас слышал хотя бы раз о “Землянах” 2005-го, пускал слезу на советском фильме про собаку с чёрным ухом, и видел плакат с выпрыгивающей из воды касаткой Вилли. Некоторые даже умудрились употребить этот троп как связующее происходящее на экране звено в полномасштабных высокобюджетных лентах - “Планеты обезьян” и тот же “Спасите Вилли”.

Не осталась в стороне и хоррор-индустрия. Сколько всего было отснято фильмов об очередной четвероногой жертве садистов в белых халатах, которая после укола с угрожающего вида субстанцией начала рвать глотки своим тюремщикам, а заодно и каждому, кто попадается в поле зрения? Клише “трусливый жестокий человек тиранит беззащитных зверушек”, хоть и не теряет актуальности, но уже мало кого способно удивить, являясь классическим примером катализатора слезоотделения и горестных вздохов.

Но венгерскому режиссёру Корнело Мундруцо удалось сделать эту избитую схему вновь бьющей в самое нутро, когда он использовал ее в своей истории, идеально комбинирующей трагедию, масштабные сцены, кровь и насилие, а также ненавязчивый месседж, образуя в итоге кино, обреченное когда-нибудь стать культовым.

Первая же сцена это подтверждает, тут слова бесполезны, такого еще не было.

В дальнейшем, нам дается завязка этой истории: девочки-подростка по имени Лили (единственный персонаж-человек, чье имя произносится в кадре), переехавшей к отцу, для которого новая обязанность и ответственность, оставшаяся от бывшей - что угодно, только не повод для радости; её собаки - метиса Хагена, который любит слушать игру хозяйки на трубе; и их жизни в серо-синем доме, где взаимодействие между жильцами (соседей здесь нет) - чистый тлен в лучших традициях Сигарева или Балабанова.

После "стука" от престарелой женщины с противоположного конца коридора в муниципальную службу надзора за домашними животными и неудовлетворительного, по отцовским стандартам, поведения, очередная поездка домой оканчивается тем, что собаку посреди дороги выбрасывают из машины, оставляя наедине с собой - и всем остальным миром.

Что только люди не делают. Нет ничего, чего бы они не сделали.

Не считая себя достаточно квалифицированным, чтобы давать оценку и анализ такого явления, как “актерская игра животных” на экране, к тому же, главную роль здесь исполнили попеременно сразу две собаки-близнеца, могу лишь с уверенностью сказать, что более изощренного, достоверного, болезненного и отвратительного перевоплощения безобидного и доверчивого пса в свирепого зверя, дышащего яростью, со времен “Куджо” 83-го не было.

Работы человеческой составляющей каста также на должном уровне - данный фильм стал актерским дебютом 17-летней Жофии Псотты, которая лично выполняла все музыкальные номера, Шандор Жотер очень хорошо показал ожесточившегося и несчастного человека с грузом боли в груди, проходящего сквозь кошмар родителя, чтобы научиться понимать и сопереживать, и опытная актриса из Венгрии Лили Монори была по-хорошему мерзка в роли гнусной и аморальной работницы собачьего приюта Бев.

“Белый Бог” представляет из себя всё то лучшее, из чего он сделан и на что способен - произведение совсем не развлекательное, непростое и не легко смотрящееся: предельно-жесткий и безжалостный психологический триллер, холодно показывающий и многие болезни общества, и серьезные болезни отношений между двумя самыми близкими людьми.

И все это преподносится абсолютно хладнокровно, спокойно и рационально - с подробнейшим фокусированием на единственном, кто не может хоть как-нибудь оборонять себя, что в чужих глазах - просто ловля в петли дворняг, а в наших - на момент просмотра, - сцена, достойная “Списка Шиндлера”.

В фильме, длящемся 121 минуту, нету ни одного фрагмента, позволяющего хотя бы частично ослабить напряжение от вязкого ощущения собственной беспомощности, одиночества, и буквально физического чувства холода.

На последнее активно работает отличная операторская работа: длинные, плавные планы, перемежающиеся с отснятыми вручную кадрами, в которых подрагивающий объектив камеры создает необходимое чувство дискомфорта, мельчайшая детализация, резкая, яркая цветовая гамма, преобладающая во второй части хронометража - все это создает непрекращающийся калейдоскоп тревоги, изрядно выматывающий зрителя к концу фильма.

Аналогично хорош саундтрек - “Венгерская Рапсодия” Франца Листа, проходящая, в той или иной версии, неизменным мотивом через весь сюжет, вплоть до самого конца, на фоне мрачных струнных, очень напоминающих работу Хильдур Гуднадоуттир в “Джокере”.

С последним “Белого” роднит не только музыкальное сопровождение, но и динамика многих сцен, погонь и драк, равно как и тяжелый, мрачный тон повествования, не отягощенный такими вещами, как надежда на лучший исход, взаимопонимание, милосердие и компромисс. Если подумать, и тот, и другой фильм - воплощение образа длительных страданий одного забитого существа, достигающих в итоге своего пика, и зажигающих искру хаоса и ненависти, из которой в прогнившем до костей, по крайней мере, с точки зрения протагониста, мире, разгорается грандиозное пламя, пожирающее всех и вся.

Кульминация же, несмотря на, казалось бы, оконченную притчу о рождении чудовища одним чудовищным миром, которое окончательно уничтожило в себе любые намеки на то, кем оно было в начале своего пути, сводится к сиюминутному перемирию между двумя смертельными врагами.

Перемирию, которое режущим по живому исполнением Жофией Псоттой "Венгерской Рапсодии" на трубе, финальными словами ее экранного отца, и финальным общим планом всех героев, лежащих последние секунды мира на асфальте, после чего неминуемо должна последовать расправа, окончательно закрепляет за фильмом статус лучшей работы Мундруцо, заслуженно получившей свою “Пальмовую Ветвь”, а также одного из лучших фильмов в жанре драмы, триллера и “социального” хоррора последних лет.

Просмотры: 445

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.



    Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
    Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!