УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

Новости

Задача с тремя неизвестными. Рецензия на фильм "Сломанное сердце Бастера"

РецензииКиноКомментарии: 9

Бастер когда-то был Джоном, трудолюбивым мужем и отцом, чья работа консьержем в ночную смену в отеле повлияла на его психику и на брак с чувствительной Марти. Однажды он встречает таинственного бродягу - и это в корне меняет его жизнь. Он оказывается в теле блуждающего в горах человека, который живет в оставленных на зиму домах и убегает от преследующего его шерифа. А потом - в теле странника, застрявшего в лодке посередине океана. Всему виной некое событие - "inversion" (перенаправление, изменение) - перемещающее его между разными версиями себя.

Некогда популярный в 2000-х жанр "мозголомного кино", получивший зарубежом неофициальное, но меткое название хэд скретчер (англ. "head-scratcher", можно перевести как "заставляющий чесать голову"), постепенно теряется в потоке новых картин, и все реже зрителю на глаза попадаются такие фильмы, как "Донни Дарко", "Фонтан", "Черный лебедь" или "Пи". Сложно сказать, хорошо это или нет, но вкусы публики не перепишешь, хотя автору данного материала, как, наверное, и любому олдовому кинофагу, несколько тоскливо от того, что зачастую оригинальные и сложные игровые работы уступают в смотрибельности работам с обилием CGI и тщательно вылизанной HD-картинкой. Тем интересней обратить внимание на изредка выныривающие то тут то там инди-ленты, пытающиеся как-то напомнить о существовании хэд скретчеров и открыть в них что-то новое.

Одной из таких многообещающих лент и стал фильм "Buster's Mal Heart", название которого можно перевести как "Сломанное сердце Бастера". Также можно найти упоминания в любительской вариации "Плохое сердце Бастера" (поскольку официально в отечественном прокате его нет, то подойдет любое толкование). Он неплохо зарекомендовал себя на кинофестивалях, заманивая зрителей нечерта непонятными, но интересными трейлерами, гипнотической игрой звезды сериала "Мистер робот" Рами Малеком и чарующим музыкальным сопровождением, а также прошел в ограниченном прокате на территориях США и Канады. А недавно состоялся его web-релиз.

Итак, сегодня "Зона ужасов" запаслась учебником по математике за седьмой класс и попробует решить загадки этого фильма.

Если они там, конечно, есть.

"Если перед тобой две дороги - ступай по обоим" - этот старый афоризм как нельзя лучше подходит, чтобы описать впечатления от "Сломанного сердца Бастера". Но прежде чем начать размышлять о чем этот фильм, стоит вкратце описать что же мы там увидим. А увидим мы истории трех людей... и то ли один и тот же человек, то ли совершенно разные люди, но определенно связанные друг с другом.

Первый из них - это заросший и явно не вполне дружащий с головой бомж, блуждающий по оставленным на зиму загородным домам. Местные преследуют его по всей лесной зоне и называют между собой Бастером (англ. "проныра", "удалец", "задира"), потому что его настоящего имени никто не знает. Бастер одержим идеей глобального катаклизма под названием "inversion", после которого все должно измениться, перевернуться с ног на голову. Он переворачивает картины на стенах, рисует странные знаки и вообще - живет так, как будто завтрашнего дня может и не быть.

Второй - это консьерж ночной смены по имени Джона. Джона постоянно недосыпает и кое-как выдерживает рабочий ритм круглосуточного отеля, но у него нет выбора - на что-то нужно кормить жену и маленькую дочь. Собственно, семья - это единственное светлое пятно в его серых будничных днях.

Третий - безымянный человек в лодке, затерянной в бескрайних водах океана. О нем ничего неизвестно, кроме того, что он из последних сил борется со стихией, пьет собственную мочу и просит Господа о скорой смерти.

Отсюда вопрос - что же здесь происходит?

Пожалуй, центральная линия сюжета - это история Джоны. Как-то раз в отель приходит таинственный незнакомец (его играет DJ Qualls... да, такой псевдоним у актера), у которого нет паспорта и который отказывается называть свое имя. Правила запрещают брать такого постояльца, но после долгих уговоров Джона идет ему навстречу и внезапно для себя обнаруживает что этот человек почему-то ему знаком, будто бы он его где-то уже видел. От незнакомца Джона узнает о грядущей инверсии, которая должна перевернуть весь мир. После их встречи начинается череда странных событий: номера комнат в отеле переворачиваются, в жизни начинается темная полоса, работы становится больше, а незнакомец оказывается куда как странней, чем казалось с первой встречи.

Как-то так и стартует эта история. И, надо сказать, головоломка молодого фильммейкера Сары Эдины Смит с первых минут поражает амбициозностью, стилем и ретро-шармом, навевающим приятные ассоциации с прозой раннего Чака Паланика и, пожалуй, такими фильмами, как "Пи" и "Номер 23". Картина креативна по всем направлениям: от утонченной подборки саундтрека до потрясающей игры американского актера египетского происхождения Рами Малека, блистающего так, что глаза слезятся, а сердце останавливается. Яркую живую постановку оттеняет холодновато-коричневая гамма, то умело погружающая зрителя в теплую семейную обстановку, то цапающая ледяными когтями саспенса, разрушая зону комфорту. История не спешит раскрывать свои секреты и крепко держит у экрана до самого финала... и мозгам есть где закипеть.

Наверное, первое определение, которое просится на язык - гипнотический арт-хаусный триллер медленного горения. Частично так оно и есть, разве что понятие арт-хауса для "Сломанного сердца Бастера" слишком широко, ведь, по сути, это классический интеллектуальный триллер об играх разума, но с сильным креном в стилистическое самовыражение. Здесь работает не только картинка, но и звук, нелинейное построение сюжета и тонкий психологический баланс между комедией и драмой. Но, пожалуй, главным достоинством картины является то, что она смотрится обезоруживающе... достоверно. Приятные сцены действительно приятны, а безумные и страшные - безумны и страшны. И пусть вас не пугает такое расплывчатое описание, здесь будет где поволноваться и переживать.

К условным минусам можно отнести камерность и бросающийся в глаза недостаток бюджета. Увы, потенциально мощнейшая история загнана в рамки телевизионного фильма, и хоть это не портит художественных достоинств, сложно представить себе, чтобы народ с энтузиазмом валил на него в кинотеатры. Это интимное и в чем-то безнадежно устаревшее кино "не для всех", но если вы почувствуете его шарм и легкий, но неотвратимый ритм безумия, то вам захочется пересмотреть его еще не раз.

В заключение стоит сказать пару слов о финале. Поначалу он обескураживает и расстраивает достаточно простым и несколько подзатертым финтом, однако впоследствии это впечатление меняется. Ключом к пониманию служит имя главного героя - Джона - что является англоязычной транскрипцией имени Иона, и в данном контексте история становится интересным переосмыслением хрестоматийной легенды о человеке, заключенном Богом в брюхо кита ради испытания его веры. Что добавляет еще не одно и даже не два прочтения происходящим событиям, но совершенно не вредит остросюжетности картины. Это триллер и, черт возьми, очень толковый!

Вердикт: 8 баллов из 10-ти, отличный нестандартный триллер об играх разума, стильный и утонченный, рекомендуется к просмотру всем любителям хэд скретчеров.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 9 RSS

  • Очень интригующе! Тоже люблю нечто вроде "Донни Дарко", так что можно будет ознакомиться.

  • А из свежих "хэд-скретчеров", кстати, посоветовал бы недавний нетфликсовский сериал "ОА". Мозг очень так нехило ломает, но выполнено шикарно.

    • О, надо будет поднять инфу, спасибо! Правда, сериалы у меня как-то не приживаются)) а вообще - советую, достойный фильм. Актеры, звук, подача - все на высоте.

  • Некогда популярный в 2000-х - так "некогда" или в 2000-х? А вообще позабавил пассаж про олдкинофага в отношении некой ностальгии по фильмам 10-15-летней давности. Кем тогда считать меня или других, кто с удовольствием смотрел кино 90-х, а то и 70-80-х?.. Эх ма...

    • Упс, немного занесло в тавтологию, бывает))

      Да я сам такой же, с удовольствием и 80-е, и 90-е смотрел, и 70-е тоже, если уж на то пошло. Да и Хичкок на ура шел, но как ни крути 10-15 лет - уже срок, и можно где-то подводить итоги. И действительно такое ощущение, что "Бастер..." промахнулся со временем. Выпустили бы во времена "Бойцовского клуба" - стал бы культовым.

      • Да вот, кстати же, такого рода фильмы вполне себе и в 90-е выходили. "Игра", "Семь", "Обычные подозреваемые" etcetera. Я, в общем, не склонен считать это все "жанром", во-первых (ну да ладно, есть такая забава в народе - жанры с поджанрами выдумывать), а во-вторых, не считаю, что у такого сорта фильмов какие-то проблемы с популярностью до или после 2000-х были/имеются.

        • Не-не, он не похож ни на "Семь", ни на "Игру", ни на "Обычных подозреваемых". Вот ранний Аронофски - да. Ну а поджанры вещь не всегда официальная, но понятие хэд скрэтчера существует, и оно вполне метко характеризует все эти фильмы. Если уж о чистых определениях, то драма, триллер, мистери - как и написано на странице в IMDB.

          • Эм, я это не к "Бакстеру", а к помянутому тобой "Бойцовскому клубу")

            • )) а, ну так - да. Финчер-стайл. Но это сложный разговор. Там много было интересного: "Планета Ка-Пекс", "Жизнь Дэвида Гейла"... каким-то краем и "Игры разума" можно отнести. Не знаю, уместно ли говорить о расцвете и кризисе подобных фильмов, но все чаще сталкиваюсь с мнениями типа: "И чего всем так нравится "Бойцовский клуб"? Какая-то муть, мужик с сиськами, тип как дурак бьет сам себя..." и т.д. И ведь так просто не объяснишь))

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!