ПРОКЛЯТИЕ

Новости

Кошмар на улице "Варвар" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 1

Этим летом "Варвар" молодого по режиссерским меркам (41 год) Зака Креггера наделал шума, став маленькой сенсацией заокеанского проката. Сборы фильма в постковидных кинотеатрах США составили свыше 40 миллионов долларов, что для оригинального проекта (не экранизации, не сиквела, псевдосиквела, ремейка или перезапуска известного франчайза) в жанре хоррор с кровавым рейтингом R - результат и правда отменный. К тому же картина реально понравилась как критикам, так и зрителям - и, забегая вперед, признаем, что понравилась вполне по делу. В общем, мы были заинтригованы. Жаль только, что права на "Варвара" находятся у одного из голливудских мэйджоров, и поэтому до России это кино официально до сих пор так и не добралось.

Само собой, желающих все-таки посмотреть это не остановит - просто кто-то на Западе не получит доходов от проката в наших краях. Ну да это их проблемы, в конце концов.

"Варвар" и правда во многом хорош. И полон сюрпризов. Первый из них - само название. В данном случае речь всего-навсего про улицу Барбариан (Barbarian), никаких варваров ни в прямом, ни в переносном смысле в фильме нет. Все начинается с забавной случайности - героиня Джорджины Кэмпбелл ("Меч короля Артура") снимает через Интернет дешевый домик для временного жилья где-то на окраинах кризисного Детройта, но по прибытию узнает, что жилище уже занято. Время позднее, свободных гостиниц в городе не найти, благо еще другой жилец (его играет Билл Скарсгард) оказался вроде бы неплохим парнем, вошел в положение и сам предложил девушке остаться до тех пор, пока не удастся разобраться в ситуации. Девица, похоже, смотрела "Оно", так что молодому человеку поначалу не шибко доверяет, однако тот весьма убедителен, мил и даже обаятелен - да и, в общем, ребята вызывают друг у дружки симпатию.

Вся первая часть картины выстроена на саспенсе, а зритель гадает, что же и с кем же тут все-таки окажется не так - то ли Скарсгард вспомнит былое и "включит Пеннивайза", то ли девица окажется какой-то сумасшедшей маньячкой, которая сама все подстроила. Даже когда Тесс спускается в подвал дома и обнаруживает там тайную комнату, в которой явно держали когда-то пленников - все равно терзают сомнения на ее счет. Ведь из диалогов с Китом мы знаем, что в прошлом у нее имеется некий болезненный личный опыт, а все странности, с которыми героиня сталкивается, до поры видимы только ей одной. Допустим, проснувшись посреди ночи Тесс видит, что спящий на диване Кит стонет и просит о помощи, но когда девушка его будит - тот ничего не помнит и только недоумевает. Так может (думаем мы), это все "глюки" самой Тесс?.. Условная первая часть фильма заканчивается совершенно нежданным образом, причем сама эта сцена является, пожалуй, самой страшной в "Варваре".

Как режиссер и сценарист Зак Креггер следует заветам Альфреда Хичкока и, по сути, повторяет эффектный трюк, который король саспенса провернул в своем шедевре "Психо" - нарушает традиционную структуру повествования. Если помните, в "Психо" добрую половину фильма зрители следуют за героиней Джанет Ли, похитившей деньги у своего босса и в попытке бежать попадающей в мотель Нормана Бейтса. Путь хичкоковской героини обрывается знаменитой сценой в душе, после чего на арену выходят новые персонажи, которые становятся новыми главными героями. Так и у Креггера - кровавый и шокирующий финал первой части "Варвара" знаменует расставание с одним из главных героев, а далее мы следим уже за новым персонажем - голливудским режиссером ЭйДжеем в исполнении Джастина Лонга, история которого вполне самостоятельна и далеко не сразу пересекается с бедами Тесс и Кита.

Прием штучный, сложный, но Креггеру он удался на все сто. Да и обе сюжетные линии - что у Тесс, что у ЭйДжея - интересны сами по себе. По большому счету, их истории могли бы послужить основой для двух самостоятельных фильмов в жанре триллера и, возможно, драмы, но в "Варваре" они оказываются взаимосвязаны в рамках хоррора с неожиданно сильными элементами комедии. Да, это еще один сюрприз - если первая часть фильма (назовем ее условно "история Тесс и Кита") в основном задает атмосферу тайн и загадок, а персонажи не столько смешны, сколько милы, то с появлением в кадре Джастина Лонга градус забавности резко растет - его персонаж долгое время кажется утрированной пародией на N сыгранных Лонгом ранее героев фильмов ужасов. Как результат - хоррора по ощущениям в "истории Тесс и ЭйДжея" несколько меньше, чем в первой части, хотя количество кровавых или даже мерзких сцен напротив - растет. Зато нам, наконец, объясняют многие из непонятностей и загадок "истории Тесс и Кита". В какой-то момент уже раскрывают и кошмарную предысторию проклятого домика, и здесь появляется еще одна хоррор-икона, Ричард Брэйк - но вот особых сюрпризов больше не будет, поскольку Брэйк, как и Лонг, играет более чем типичную для него роль злодея (в каковой Ричард по обыкновению прекрасен).

И вот тут уже наступает пора сказать и про недостатки фильма, которые в "Варваре" хоть и почти незаметны на фоне многочисленных "плюсов" (саспенс, кровавость, интересный сюжет и персонажи), но к в целом очень приятному послевкусию по окончании просмотра все-таки добавляют оттенок тухлятинки, мешая в итоге оценить кино по высшему разряду и записать его в однозначные шедевры и образцы жанра.

Во-первых, хотя сценарий фильма написан в большой фантазией, выглядит тщательно проработанным и в целом достоин похвалы (как, собственно, и сам фильм), в нем все-таки обнаруживается целый ряд досадно оборванных линий, никак не "выстреливших" "ружей на стенах" и логических нестыковок. Допустим, тема с ночными кошмарами, мучавшими Кита, в итоге вообще никак не "стреляет" - ни персонажа не раскрывает, ни в сюжете не нужна. По сути - это был просто некий отвлекающий маневр, довольно-таки дешевая "обманка" для зрителей. Равно как и нелепая случайность, сведшая вместе Тесс и Кита, которые одновременно снимают один и тот же дом - безусловно, аудитория подозревает, что на самом деле это была никакая не случайность, а чей-то коварный план. Тем более, что в дальнейшем мы узнаем, что недвижимость эта не сказать, чтоб пользовалась большим спросом и неделями простаивает без жильцов (что не удивительно, ведь дом находится в "вымершем" районе). Но эта очевидная сценарная натяжка так и остается не более, чем натяжкой. Как остается и масса вопросов насчет того, как вообще ЭйДжей смог заполучить во владение дом, если предыдущие владельцы его не продавали. Или поразительная, прям-таки "волшебная" осведомленность местного бомжа по части ужасной предыстории дома - она не то что не объяснена в самом фильме, ее вообще, в принципе, никак не представляется возможным мало-мальски реалистично объяснить. Бомж знает ВСЕ просто потому, что ЗНАЕТ. И так далее, и тому подобное - чем больше думаешь про некоторые нюансы сюжета, тем больше вопросов без ответа возникает. Про всякие художественные преувеличения вроде того, что тварь из "Варвара" голыми руками способна человеческий череп надвое разорвать, уже молчим. Не то, чтобы непроработанность таких моментов мешает получать удовольствие от просмотра "Варвара" - но послевкусие, как и сказано, немножко портит.

Во-вторых же, в русле модных тенденций (здесь, увы, сюрпризов от фильма ждать не стоит) Зак Креггер снял чрезмерно феминоцентричное и во многом, в общем-то, мужененавистническое кино. Что, может, кому-то и понравится, но на деле, пожалуй, все-таки относится к недостаткам. Нет, ну ладно бы дело ограничивалось маньяком Брэйка - этакой эталонной "белой цисгендерной членомразью", "белым мусором" в кубе. Но ведь по сути абсолютно, тотально ВСЕ персонажи-мужчины - даже те, которые поначалу вызывают симпатию, как Кит или ЭйДжей, - оказываются в итоге либо полными мразями, либо идиотами и истеричками. Даже парочка копов, даже афроамериканский бомжара, вроде как всеведущий спаситель героини - и тот дурак дураком... С учетом помянутого личного бэкграунда Тесс (которая жалуется Киту на своих бывших бойфрендов), равно как и по-настоящему тяжелой истории женщины-монстра (в прямом и переносном смысле являющейся порождением мужчины-маньяка) - вполне очевидна "красная нить" смысловой начинки "Варвара". Мол, все проблемы женщин порождены мужчинами, из под гнета (когда физического, а когда и морального, психологического влияния) им кровь из носу надо выйти, чтобы все-то у женщин стало хорошо. Благо они-то как раз настоящие героини, умницы и способны куда как на большее, чем любая жалкая "членомразь". Да, мы здесь несколько утрируем, но в общем и целом итоговый посыл фильма выглядит таковым - и от этого несколько неприятно.

Тем не менее снова скажем, что получить удовольствие от просмотра никакие из перечисленных недостатков не мешают - "Варвар" и правда оказывается занятным, интересным, местами по-настоящему страшным, а местами действительно забавным фильмом, который смело может претендовать на попадание во всевозможные топы лучших хорроров года. К просмотру рекомендуется.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 1 RSS


В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!