Новости

Летящие в пустоте "Летящие сквозь ночь" (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииТВКомментарии: 7

Мировой кинематограф не часто радует нас фильмами в жанре космохоррор. Фильмы: "Чужие" (и многочисленные подражания разной степени бездарности), "Живое", "Сквозь горизонт", "Пандорум"... Если же говорить о телевидении, то тут ситуация ещё хуже. Поэтому новость об экранизации каналом SyFy повести Джорджа Р. Р. Мартина поклонники жанра наверняка встретили с большим воодушевлением. И вот десятисерийный опус вышел на экраны, и мы получили возможность его посмотреть и оценить. Для тех, кто не знаком с литературным источником и до сего момента ничего не слышал об экранизации, вкратце расскажем, в чём тут суть. Итак, конец ХХI века. На Земле – глобальный цивилизационный кризис, усугублённый смертоносной вирусной пандемией. В это трудное время учёные обнаруживают внеземной объект, как они полагают – звездолёт, принадлежащий цивилизации волкринов (откуда такое название - в сериале никак не объясняется). Главный герой, учёный по имени Карл Д’Брэнин (Оуэн Маккен), полагает, что именно волкрины – решение всех проблем человечества. Якобы они владеют энергией, способной спасти род людской. Карл инициирует отправку корабля "Летящий сквозь ночь" к дальним рубежам Солнечной системы и отправляется сам, несмотря на смертельно больную дочь, столь велико его желание встретиться с волкринами и установить контакт. В качестве контактёра на борт взят телепат Тэйл, поскольку, по мнению землян, человек, способный с лёгкостью читать чужие мысли и транслировать собственные, сумеет быстрее достучаться до инопланетного разума. Вот, собственно, и завязка истории.

Повесть написана в 1980 году и Мартин исхитрился впихнуть в неё практически все идеи, которые бродили тогда в умах НФ-писателей. Этим же путём пошли и создатели сериала. Загибайте пальцы:

  • приближающаяся гибель матушки Земли,
  • попытка первого контакта с внеземной цивилизацией,
  • полёт к границам Солнечной системы,
  • генетические модификации человека с целью приспособления к условиям длительных космических полётов,
  • запись личности на физический носитель,
  • подключение центральной нервной системы человека к компьютеру,
  • враждебные действия искусственного интеллекта по отношению к человеку,
  • инопланетяне, способные управлять пространством и временем,
  • телепатия,
  • клонирование людей.

Что из этого вышло? Кто смотрит мультсериал "Три кота", наверняка знает серию под названием "Кулинарное шоу", в которой котята задумали приготовить салат из всех самых вкусных ингредиентов. Что у них получилось в итоге, после соединения молока, селёдки, колбасы, бананов и варенья - догадаться не сложно. Увы, но с "Летящими сквозь ночь" результат примерно такой же. Намешав в кучу всякой научно-фантастической всячины, создатели сериала оставляют зрителя в недоумении. В конце история неуклюже свивается в кольцо, подобно змею Уроборосу, кусающему себя за хвост, и не даёт ни одного ответа. Возможно, это не вина сценаристов, и Мартин в своей повести тоже оставляет финал открытым - не читали, не знаем.

Есть ряд претензий к персонажам. Они получились какие-то малоприятные. Больше напоминают шайку космических авантюристов, чем команду, выполняющую миссию по спасению человечества. Карл Д’Брэнин одержим общением с призраком умершей дочери, да так, что готов поставить под угрозу жизни всех членов экипажа. Капитан Рой Эрис (Дэвид Аджала) появляется то тут, то там в виде голограммы. Его тоже мучают призраки, точнее, один-единственный - призрак матери, женщины властной и жёсткой. Компьютерщик Ломми (Майя Эшет) детство провела в секте и была вынуждена убить отца. А телепат Тэйл (Сэм Страйк) и вовсе предстаёт в начальных сериях психопатом со сверхспособностями, которого необходимо охранять как опаснейшего маньяка вроде Ганнибала Лектера. Прямо поражаешься: как можно так рисковать, имея подобного персонажа на борту?! В общем, из всех героев симпатию вызвали только два женских персонажа: Агата Мэтисон (Гретхен Мол), психолог, почти по-матерински опекающая Тэйла, и Меланта Джирл (Джоди Тёрнер-Смит), продукт генной инженерии, готовая ради спасения миссии залезть чуть ли не в жерло реактора.

Так, а что с наукой? Ведь сериал позиционирует себя как НАУЧНО-фантастический.

А вот с наукой не очень… Причём тот факт, что авторы "Летящих" имеют весьма слабое представление о космонавтике, становится очевиден буквально с первой серии.

Сила тяжести. Это камень преткновения многих фильмов о космосе. Каждый знает, что, если корабль движется с постоянной скоростью, то на его борту царит невесомость. Но снимать невесомость – хлопотно, поэтому зачастую кинодеятели это явление попросту игнорируют. Вспомните, в "Чужих" (во всех фильмах) космонавты ходят по палубе как по поверхности планеты. То же самое делают герои фильмов "Сквозь горизонт", "Пекло" и, разумеется, "Звёздные войны". Вот в сериале "Пространство" (оригинальное название – "Экспансия") про невесомость почти не забывают. Также любители космонавтики наверняка знают, что создать силу тяжести на борту можно двумя способами:

  1. Если корабль будет двигаться с постоянным ускорением (например, если ускорение корабля составляет 9,8 м/с2, люди на его борту будут весить столько же, сколько и на Земле).
  2. Если на корабле будет установлено вращающееся колесо диаметром 200 – 250 м. В этом случае силу тяжести заменяет центробежная сила.

На "Летящем" есть и то, и другое: двигатели постоянно работают и колесо вращается. Куда в этом случае должен быть направлен вектор силы тяжести – физики знают. Члены экипажа "Летящего" твёрдо стоят на ногах в любом отсеке корабля, где бы он ни располагался.

Двигатели. Что за двигатели толкают вперёд махину "Летящего" - не совсем понятно. Напомню, согласно сюжету, на дворе 2093 год, а не абстрактно далёкое будущее, то есть, скорее всего, двигатели должны работать на каком-то теоретически известном принципе. Из реплик персонажей можно сделать вывод, что используется ядерная энергия (допустим, энергия термоядерного синтеза). Но любому реактивному двигателю (химическому, ионному, ядерному, теромядерному) необходимо топливо, причём в значительных объёмах. Никаких топливных баков на "Летящем" нет, либо же они столь невелики, что теряются рядом с обитаемыми отсеками. Маленький сюжетный нюанс: на определённом этапе становится известно, что объект волкринов изменил курс, команда "Летящего" принимает решение подкорректировать траекторию полёта, в связи с чем продолжительность их миссии увеличивается аж на пять месяцев! Про то, где взять запасы топлива для этого – ни слова.

Связь. Ещё один забавный момент – общение Д’Брэнина с женой по видеосвязи. Общение происходит в онлайн-режиме, как в скайпе, и в этом, на первый взгляд, нет ничего ненаучного… Если не учитывать, что корабль в этот момент находится где-то в окрестностях Юпитера. Учитывая скорость распространения электромагнитных волн, сигнал оттуда до Земли идёт более 43 минут! Уж не хотели ли авторы "Летящих" сказать, что к концу столетия люди изобретут сверхсветовую связь?

Внутреннее пространство корабля. Увы, и тут есть за что вставить шпильку: редко в каком фильме на космическую тематику увидишь так много пустого, совершенно нефункционального пространства. Любой, листавший книги по космонавтике, знает, что в космических аппаратах используется буквально каждый кубический сантиметр пространства. Кто-то может возразить, мол, это сейчас, а в сериале дело-то происходит в будущем! В ответ на это приведем пример из судостроения. Сравните каравеллу Колумба и любое современное судно (военное, транспортное, океанографическое): несмотря на то, что их разделяет добрые полвека, ни там, ни тут вы не найдёте гулких бесполезных коридоров и огромных пустых отсеков.

Численность и состав экипажа. Такое количество лишних людей на борту ещё надо поискать. Приведем лишь один факт: наряду с инженерами, психологами, экзобиологами и прочими несомненно нужными членами экипажа в составе команды "Летящего" есть… грузчики. Да-да! Грузчики. На космическом корабле в конце двадцать первого столетия.

Ладно, бог с ней, с наукой! В конце концов, то же "Пекло" Дэнни Бойла тоже откровенно антинаучно, однако ж ценим мы его не за это. А что, собственно, с хоррором?..

Первый пять минут сериала, выложенные в Интернете с рекламными целями, откровенно грели душу. Мы видим женщину, в панике убегающую от кого-то по отсекам корабля. Потом видим её преследователя - бородатого мужчину с безумным взглядом и огромным топором в руке. Женщине удаётся спастись, она передаёт на Землю сообщение о том, что "Летящий" гибнет, добавляя при этом, что сообщение – не сигнал о помощи, но предостережение. Предупредив землян, она берёт дисковую электропилу и перерезает себе горло. Ого, помнится, подумал я, предвкушая нечто вроде новой версии "Сквозь горизонт". Но и тут, как выяснилось, всё не столь радужно. Элементы хоррора однозначно присутствуют: космонавтов время от времени посещают призраки либо жуткие видения (которые, впрочем, имеют вполне "научное" объяснение); на дрейфующем в космосе корабле живут женщины-каннибалы, питающиеся клонами убитых коллег мужского пола (эпизод, более уместный в "Лекссе"); чёрные споры внеземной заразы убивают нескольких человек; разум экзобиолога Роуэна накрывает волна безумия, и он начинает сеть смерть и разрушения; в виртуальной реальности, созданной искусственным интеллектом корабля, стоит мрачный особняк, населённый... ладно, не будем спойлерить. Проблема в том, что эти самые элементы никого по-настоящему не напугают: ни искушённого хоррорфила, ни случайного зрителя, смотрящего ужасы в промежутках между комедиями и боевиками.

И всё же не делайте вывод, что "Летящие сквозь ночь" безнадёжно плохи. Сериал стоит того, чтобы потратить на него почти 10 часов жизни. Почему? Во-первых, потому что Джордж Мартин. Во-вторых - и мы сказали об этом в начале - потому что космические НФ-сериалы да ещё и с хоррор-составляющими – гости на телеэкранах крайне редкие. В-третьих, чтобы увидеть "объект волкринов" - в нём определенно есть что-то лавкрафтовское (наверняка у грибов с Юггота корабли выглядели примерно так же!). В-четвёртых, можно поиграть в ассоциации: о, это из "Соляриса"! а вот это похоже на "Сквозь горизонт"! а тут – прям как в "Пекле"!... И т.д. Ну, и в-пятых, несмотря на то, что история кажется завершённой (пусть и не очень удачно), это только первый сезон. Кто знает, вдруг и впрямь будет продолжение, и на все наши вопросы, оставшиеся после финальных титров последней серии, будут даны ответы?...

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 7 RSS

  •  Аноним | 19 января 2019

    За технические нюансы большое спасибо) Интересная рецензия.

    • Вчера попробовал посмотреть отечественного "Пришельца" - выдержал всего несколько минут. С технической точки зрения этот фильм - позорище российского кинематографа! Оказывается, с Марсом можно общаться мгновенно, прямо как с соседним городом, а космонавт в спускаемом аппарате при входе в марсианскую атмосферу может ИДТИ (а не лежать в кресле, испытывая перегрузки). Вопрос: неужели сложно пригласить консультанта? Ведь это совсем не обязательно должен быть профессор из Академии космонавтики, сейчас полным-полно писателей-популяризаторов (тот же Антон Первушин), а то и вовсе научно и технически грамотных блоггеров.

      • А о "Марсианине" Скотта что думаешь? И о его же "Прометее" и "Чужом: Завет"?

        • "Марсианина" не смотрел (и, честно говоря, чего-то не хочется). "Прометей" мне в целом нравится, хотя, разумеется до фильмов классической франшизы ему далеко. "Завет", увы, не порадовал. Но их с научно-технического ракурса не пытался оценивать, потому что там всё достаточно условно.

      • Да, я тоже это кино ждал (люблю вменяемую космофантастику, отечественную бы с удовольствием посмотрел), но когда понял, что у них сигнал до Марса и обратно идёт без малейшей задержки, желание отбило напрочь.

        Увы. Наверное, толковой космо-НФ от наших кинематографистов я если и дождусь, то нескоро.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!