Новости

У "Сияния" Стэнли Кубрика могло быть несколько разных финалов

КиноКомментарии: 4

"Сияние" (The Shining) Стэнли Кубрика - классика жанра и один из самых страшных фильмов всех времен. Пусть и не все эту экранизацию романа Стивена Кинга ценят. В том числе, как известно, не нравится она и самому Кингу. Причина, в общем-то, одна - режиссер довольно сильно отошел от исходного материала.

Кубрик проигнорировал одну из важных, центральных в романе сюжетных линий, убрал ряд эпизодов, изменил финал. Гораздо ближе к первоисточнику оказался мини-сериал 1997 года выпуска. Но сейчас все-таки речь пойдет о фильме.

В книге финал был иным, нежели в фильме. Отель "Оверлук" сгорал дотла вместе с Джеком Торрансом, который, одержимый призраками "Оверлука", остался внутри. Жена Джека, Венди, их сын Дэнни и повар отеля Дик Хэллоран спасались бегством. У Кубрика Торранс убивал Дика, а в конце замерзал на улице в сугробе. И никакого пожара в отеле не было.

Но, как выясняется, Кубрик не всегда считал этот финал тем, что было нужно для его фильма. Об этом рассказали писательница Дайан Джонсон, которая помогала Кубрику писать сценарий, и продюсер "Сияния" Ян Харлан. Джонсон сейчас уже 82 года, а Харлану - 79 лет, так что обоим уже нет смысла болтать что-то ради пиара, а вот вспомнить былое - самая пора.

Итак, если верить Джонсон и Харлану, существовало несколько идей альтернативных завершений "Сияния". Они были включены в разные версии сценария. Согласно одной из таких версий, в финале Венди убивала Джека. А в другом варианте Джеку удавалось убить собственного сына.

Финал из романа Кинга режиссер посчитал клишированным. Представляете, большое ба-да-бум в финале уже к 1980 году считалось чертовым клише, а мы до сих пор раз за разом наблюдаем это в кино!

Но мы отвлеклись. Итак, финал книги Кубрику не нравился. Он думал, что можно найти что-то иное, более интересное и в визуальном смысле, и как метафора.

В книге никто, кроме Джека, не погибал. И Кубрик считал, что необходимо кого-то убить, так как все-таки он собирался снимать фильм ужасов. Поэтому он вместе с Джонсон рассматривали различные варианты, драматические возможности, которые привнесла бы в фильм смерть того или иного персонажа. Подробно и на полном серьезе обсуждались вероятные смерти практически ВСЕХ героев фильма.

Кубрика больше всего интересовали отношения между Джеком и его сыном, Дэнни. Эмоционально ему была близка точка зрения маленького мальчика, который боится своего отца. Как-то раз Кубрик сказал, что он представляет себе следующую картину: контур маленького тела, очерченный мелом на полу, как делают полицейские, когда отмечают расположение трупа на месте преступления. Кубрику нравилась эта картинка. Но все-таки он был слишком добрым человеком, чтобы сделать такой финал. Он считал, что это будет уже чересчур страшно.

Была мысль и оставить Дика Хэллорана в живых. Но при этом Кубрик подумывал о том, чтобы злые силы отеля вселились бы в повара, превратив того в некий "суррогат Джека". Согласно этой идее, Хэллоран прибывал в "Оверлук" на помощь Дэнни, но отель овладевал им - и это становилось большим и мрачным сюрпризом в финале. На самом деле эта версия сценария даже сохранилась. И она у нас есть в формате PDF.

Скачать PDF

Превью:

PDF

А вот знаменитый финальный кадр фильма, где мы видим старинное коллективное фото служащих отеля "Оверлук" - и среди них Джека Торранса, - ВСЕГДА входил в планы Кубрика. В книге отель окружала "живая изгородь" в виде разнообразных животных, и в одной из глав она по-настоящему оживала и преследовала Дэнни. Но режиссер считал, что это может выглядеть довольно глупо и "не по-настоящему" на экране. Зато Кубрику нравился образ лабиринта. Ему не хотелось обилия крови и спецэффектов, Кубрик хотел больше психологизма, поэтому даже кровавые сцены в его фильме несут в себе определенный символизм.

Продюсер вспоминает:

Частенько члены съемочной бригады спрашивали [Кубрика]: "Не мог бы ты объяснить вот это?". На что Кубрик отвечал: "Я никогда ничего не объясняю, я сам не понимаю всего этого. Это фильм-призрак!

И действительно, режиссер снимал многое интуитивно, визуализируя на пленке те образы, которые были у него в голове, в уме. Например, в сценах внутри отеля видны огромные высокие окна - но ничего подобного не видно ни в одном кадре, показывающем "Оверлук" снаружи.

"Сиянию" Кубрика приписывают множество смыслов и идей, которых там и в помине не было. Одна из самых безумных фанатских теорий гласит, что Кубрик заложил в свою ленту послание о... Холокосте! Продюсер и соавтор сценария опровергают эту теорию, как и многие другие.

Они также рассказали о некоторых сценах, которые были вырезаны из фильма. Причина правки - то, что снял Кубрик, было очень длинным кино. И студия настаивала на том, чтобы его сократить. Так что было вырезано несколько не столь значимых эпизодов.

В частности, после смерти Джека и перед тем финальным кадром с фото на стене "Оверлука", была еще сцена в больнице, где управляющий отеля Ульман навещал Венди и Дэнни. Ульман говорил им, что в "Оверлуке" не обнаружено никаких свидетельств паранормальной активности, о которой Венди и Дэнни рассказывали. И дарил Дэнни мячик для тенниса. Причем это был тот самый мячик, который катился к Дэнни из таинственной комнаты №237. Никакого особого смысла эта сцена не содержала, а была просто маленьким сюжетным твистом, дающим зрителям подсказку, что все-таки мистика в "Оверлуке" имела место... и что Ульман - часть всего этого.

Были и другие сцены такого рода. К сожалению, все они были уничтожены: это было то, на чем настаивал Кубрик, который не желал, чтобы кто-нибудь когда-нибудь каким-то образом мог бы создать версию этого фильма отличную от той, которую создал он сам.

Источник: Зона Ужасов, EW.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 4 RSS

  • после того, что Кубрик сделал с "Сиянием", я бы уже ничему не удивилась. если бы Джек убил Венди/Дэнни/Венди убила Джека/Дэнни/Венди и Джек вместе убили Дэнни, а потом, держась за руки, улетели на Луну на Пегасе - почему нет?...

  • Очень интересный материал. Я думаю, что Кубрик все-таки выбрал самый удачный финал. Кадр с замершим посреди лабиринта Джеком шикарен.

  • И вариант в книге мне понравился,но жесткрвато,что отель там сгорел дотла,и Джека жалко.Я придумала идею,как если бы отель сгорел,а Джек сбежал.Но и вариант в фильме понравился,где больше психологизма,и кадр в конце с замерзшим Джеком-жутковато получается.Да и вариант,где Хэллоран вместе с Джеком против Венди и Дэнни.Но сгоревший отель-это слишком,как если бы они все погибли.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 7,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!