Новости

Здесь русским духом (не) пахнет: рецензия на сериал "Антология русского хоррора: Красный состав" (2023)

РецензииТВКомментарии: 10

"Красный состав" рассказывает шесть историй в жанре ужасов, основанных на произведениях русских авторов: от современников до классиков. Каждая история исполнена самостоятельной командой, что отличает их подачу — от готики до киберпанка, от зомби до вурдалаков.

И в этой подводке есть большое "но", которое важно знать перед началом просмотра. Пусть в числе создателей есть русские имена, но за постановку отвечали в основном зарубежные режиссеры, что чувствуется довольно сильно. К любому из случайно выбранных сегментов можно без труда притянуть западный референс, а самобытности и самостоятельности как таковой и нет. Чтобы объяснить это, стоит пройтись по каждому эпизоду отдельно — благо, что всего их шесть, и просмотр сезона целиком можно уместить в один заход.

Дебютный эпизод, "Дочь крысолова", практически ничем, кроме имен главных героев, не выдает национальной принадлежности. Это типично голливудский хоррор-экшен о секте крысолюдей, которые осыпают врагов пафосными фразами вроде "Тебе не сбежать от судьбы!", и их противостоянии с местным Ван Хельсингом (который ведет бой так, что удивляешься — как он столько атак раньше-то пережил). Тут на выручку приходит продуманный, умело поставленный и нарисованный экшен вкупе с удачно использованной черно-бело-кровавой гаммой а-ля "Город грехов", но стартовый сегмент все равно вылетает из памяти сразу же, как на экране появляются финальные титры.

Следующим идет "Семья вурдалака", экранизация рассказа Алексей Толстого, без упоминания которого не обходится ни один обстоятельный разговор о русском хорроре. Здесь особенно печально видеть, как классический сюжет, способный в подаче "как есть" напугать и современное поколение, разбавляется неуместными плоскими шутками и переиначиванием. В нем гость семьи, ожидающей возвращения патриарха из опасного места, решительно спорит с едва знакомым хозяином, а потом прямо посреди сражения с упырями любуется на прелести его дочки. Как вам кажется, похоже на дух готической литературы? По-моему, больше смахивает на эпизод "Сверхъестественного", отчего весь саспенс основы трещит по швам.

Более удачный сегмент "Можарово" с первых же секунд отпугивает сомнительным графическим решением, недалеко ушедшим от каких-нибудь "Детей против волшебников". Угловатая 3D-анимация сносно смотрится на паузе, но в движении у персонажей "склеиваются" зубы во рту, что выглядит довольно небрежно. Сюжет, несмотря на явную склонность к прямолинейной политической сатире (что совсем неудивительно получать от либерального Дмитрия Быкова), все-таки работает как надо по части нашего любимого жанра, особенно в жуткой кровавой кульминации. Это, пожалуй, единственная часть альманаха, заслуживающая внимания.

Эпизод "Лесной царь" самоуверенно топает на территорию "Черного зеркала", представляя будущее через антиутопическую линзу: "кредиты" как показатель уровня в социуме и побег подростка от реальности в виртуальность, где его ждет опасная ловушка. Все бы хорошо, не будь это так заезжено. В этот раз не помогает и анимация, представленная одинаково неброско как в 2D-, так и в 3D-части серии.

"Князь" старательно копирует "Безумного Макса" своей панковской подачей и вырвиглазными цветами — без подсказки ни за что не догадаться, что он снят по рассказу Дмитрия Тихонова, который всегда предпочитал размеренный и неторопливый хтонический мрачняк. Художники этого эпизода явно повеселились, но смотреть его, увы, неинтересно — это мелькающий набор ярких кадров и обрубленных намеков на сюжет. Создателям на заметку: "Дорога ярости", которой вы так открыто восхищаетесь, не маскировала отсутствие вменяемого лора драйвом, а умело его подавала через детали, которые здесь напиханы "чтобы были".

Завершающий сезон "Гробовщик" больше похож на анимированную прелюдию к какому-нибудь фильму, чем на самостоятельную постановку. Слишком уж торопливо подается эта в целом занимательная зарисовка о том, как работающий с мертвыми человек однажды переходит на новый уровень близости со своими "подопечными" (фанаты песен "Короля и Шута" точно останутся довольны). Стоит отметить качество исполнения эпизода — стильные бумажные фигурки и мрачноватые задники очень удачно дополняют атмосферу страшной байки по Александру Пушкину, чем-то напоминая о работах Тима Бёртона.

Странно видеть подобный результат в антологии русского хоррора, но из "Красного состава" получилась типичная "клюква" от тех иностранцев, кто вообще ни разу не соприкасался с историей и реалиями другой страны. Постоянное ощущение, что "Джона" и "Мэри" подменили на "Максима" и "Алису" только на этапе дубляжа, не отпускает на протяжении всего сезона. Если вы заинтересовались этим сериалом в ожидании национального колорита, то можете проходить мимо — кроме одного слова в заголовке им тут и не пахнет. В одной секунде ютубовской "Кибердеревни" больше души и понимания предмета, чем во всей этой антологии.

А если вы просто искали, чем занять пару вечерних часов, то "Красный состав" вполне сгодится. Это обезжиренный, но съедобный продукт, который наверняка найдет своего зрителя за счет разнообразия ингредиентов и локальных удачных находок. К тому же, после просмотра напрашивается оптимистичный вывод — "наши" бы сняли намного лучше.

Источник: Зона Ужасов.

In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Мы в соцсетях:

Оставайтесь с нами на связи:

Комментариев: 10 RSS

  • Посмотрел 4 из 5 пока. Больше всего понравился как раз фрагмент по Толстому. Меньше всего "Можарово" - ладно бы просто скучно, так еще и политота галимая (и мерзкая по своей сути - деление народа России на "людей" (элитка творческая) и "нелюдь" (население заМКАДа)) попахивает, мягко сказать, не очень.

    • Да, политический подтекст "Можарово" ооочень странный, но в отрыве от него (если представить, что это просто неназываемый город в несуществующей стране в альтернативной вселенной) — в этом эпизоде хотя бы хоррор-часть в порядке.

      • если представить, что это просто неназываемый город в несуществующей стране в альтернативной вселенной

        а если бы так и написать (сценарий или сам исходный рассказ - тут я не в курсе, откуда это все в мульт попало), убрать лишнее, добавить хтони, то вышел бы... "Полуночный поезд с мясом". Откуда, собственно, основная сюжетная канва и слизана вплоть до поезда :)

  • Не скажу что для хорошего произведения обязательно нужен национальный колорит. В Горько его хоть отбавляй, но разве это делает фильм хорошим? Все таки для истории главное содержание, а не принадлежность именно к национальности.

    Допустим, в 80х итальянцы снимали зомби муви на английском и с американскими актёрами, но это не делает эти фильмы лишёнными души.

    • Да, но в случае этого сериала проблема как раз в том, что все эти зарисовки лишены души, которая определенно была в первоисточниках. Когда из жутковатой "Семьи вурдалака" делают типовой голливудский блокбастер, где разве что герой не с Тома Круза нарисован — это расстраивает.

    • Допустим, в 80х итальянцы снимали зомби муви на английском и с американскими актёрами

      Скажу больше, "Семья вурдалаков" А.К.Толстой в оригинале написана на французском языке (на русский переведена спустя 50 лет - не автором), главные герои там - француз и условные сербы. Русский колорит в произведении искать бессмысленно за отсутствием такового. А душа есть. И в анимационной экранизации тоже.

  • Посмотрел пока три эпизода (смотрю на Кинопоиске, там оставшиеся серии появятся только завтра), впечатления такие:

    «Дочь крысолова» - тифозный бред оригинального рассказа заменили бредом наркотическим, болезненные видения превратили в кровавый экшн в духе Роберта Родригеса. У Грина крысы – метафора тех, кто паразитирует на людях, бедствующих в эпоху перемен; убить крысолова, призвав Избавителя, они хотят, чтобы тот перестал им паразитировать дальше. В мультике противостояние людей и крыс представлено как борьба двух конкурирующих видов за выживание, и, в общем, непонятно, почему симпатии зрителя должны быть на стороне людей.

    «Семья вурдалака» - пока лучшая, на мой взгляд, часть. Гимн всепобеждающей жовиальности. Тот случай, когда форма удачно подчеркивает и характеры персонажей, и содержание истории, а некоторое сокращение оригинала (у Толстого маркиз посещает семью Зденки дважды) – только на пользу.

    «8-й докладывает» (оно же «Можарово») – оригинальный рассказ построен на умолчаниях и неоднозначностях, здесь, похоже выбранная техника анимации (ротоскопирование кадров с живыми актерами, как в «Помутнении» по Филипу Дику) потребовала насыщения и картинки, и сюжета деталями. Логичности и достоверности изображенному миру подробности не добавили, а сюжет свелся к уэллсовскому процессу кормления морлоков элоями.

  • Досмотрел.

    «Лесной царь». Литературной основой указана баллада Жуковского, но Жуковский всего лишь перевёл балладу Гёте. Да, немецкий оригинал и русский перевод отличаются нюансами смысла, но сюжетно это одно и то же произведение. Сюжет баллады аккуратно встроен в киберпанковский антураж, фильм отлично нарисован. Стоил ли стомиллионный по счету рассказ о том, что поддаваться соблазну легко и приятно, а сопротивляться – тяжело, но нужно, затраченных усилий? Я не скажу нет.

    «Князь». Бывает, что при переработке в сценарий литературные произведения порой меняются так, что не узнает и родная мать. Любопытно, узнал ли «Беспросветных» в «Князе» родной отец? Общее можно углядеть в экспозиции: самозваные «воины света» совершают набег на земли тех, кого считают дикарями, и забредают в гиблое место, куда местные соваться не рискуют. В экранизации не просто перенесли действие из раннефеодальной Руси в неофеодальную постапокалиптическую Россию будущего, но и обильно сдобрили сюжет популярным психонализом то ли юнгианского, то ли фрейдистского толка: герой проходит инициацию, сначала оказываясь на грани смерти, а затем выходя из темной пещеры новым человеком – князем. С – символизм.

    «Гробовщик». Мистический рассказчик в очередной раз рассказывает историю, которую когда-то от него услышал Пушкин и по-своему записал в одной из «Повестей Белкина». История рассказчика полнее пушкинской и имеет другой финал. Технически безупречная короткометражка, позволяющая с неожиданной стороны взглянуть на «наше всё».

    В целом, от антологии под названием «Красный состав» (отсылка к «Красной Машине»?) ждешь, скорее, каких-нибудь зомби-медведей, весело играющих на балалайках, пожирая матрёшек в тени куполов ГУЛАГа. Вопреки ожиданиям, антология создает впечатление, что определение «русский» в словосочетании русский хоррор – по большей части чисто географическое. Кажется, что русский хоррор полностью интегрирован в хоррор мировой (европейский), разделяет его проблематику и использует общий с ним арсенал приемов и тем, причем особенно хорошо это впечатление удается поддерживать авторам XIX столетия (оно и не удивительно: французский язык, немецкий сюжет, европейский жанр).

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 8,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!

Еще на сайте: