Новости

Красивый, плохой, злой - ни хороший ни плохой (РЕЦЕНЗИЯ)

РецензииКиноКомментарии: 8

В свое время серийный убийца, садист, насильник и некрофил Тед Банди был настоящей "звездой" западных СМИ. Харизматичный, обаятельный, красноречивый, он с удовольствием раздавал интервью и, уже будучи приговорен к смертной казни, активно сотрудничал с ФБР, помогая ловить других преступников, благодаря чему и стал одним из прототипов знаменитого литературного, кино- и телеманьяка Ганнибала Лектера. Да и про самого Теда снято несколько документальных и художественных фильмов - например, "Потрошитель" (Ted Bundy) 2002 года с Майклом Рейли Бурком в заглавной роли.

Он был умен, умел вызывать доверие и манипулировать людьми - в том числе заманивая жертв... хотя не все из них были убиты или подвергались с его стороны физическому насилию. Ведший двойную жизнь Банди нанес глубокие психологические травмы тем, кто многие годы общался с ним, считая его добропорядочным гражданином. Тем, кто до конца сомневался в его виновности, кто его... ну да, любил.

Картина документалиста Джо Берлингера рассказывает историю Теда как раз с точки зрения его бывшей девушки, матери-одиночки Элизабет Клепфер (Лили Коллинз), но также показывает зрителю и других поклонниц маньяка - одной из них Банди сделал предложение руки и сердца прямо во время судебного заседания... и она согласилась (этот момент показан в фильме, как и сцена быстрого секса в тюремном помещении для свиданий). В центре сюжета оказывается судебный процесс и события, ему предшествовавшие, включая два совершенных Банди побега из-под стражи, но начинается все со знакомства Теда и Лиз, а заканчивается их последней встречей лицом к лицу, когда Банди уже был приговорен. Таким образом Берлингер задает рамки повествования, указывая, что его как художника интересуют именно отношения двух людей и влияние Банди на Элизабет, а вовсе не кровавые похождения убийцы - они-то как раз остаются за кадром.

Проблема, однако, в том, что если в формате документалки ты можешь просто давать аудитории информацию, то в художественном кино следует озаботится поддержанием некой интриги - иначе ваш фильм просто будет скучно смотреть. "Красивый, плохой, злой" снят таким образом, а Зак Эфрон настолько убедителен в роли Теда, что до самого финала можно было бы гадать - а был ли Банди НА САМОМ ДЕЛЕ убийцей? Вот только зритель знает ответ на этот вопрос еще до начала просмотра.

Это создает довольно любопытный эффект, когда ловишь себя на мысли "а был ли мальчик", но тут же вспоминаешь: да, был, и этот мальчик наделал дел... И все же на полноценную интригу для художественного кино - не столь важно, к жанру триллера или драмы вы отнесете фильм Берлингера - это никак не тянет. А что нам предлагают взамен? Судя по финалу - интригу создатели пытались выстроить прежде всего вокруг вопроса, признается или нет Банди в том, что совершал, своей бывшей.

Тема, которую пытается исследовать "Красивый, плохой, злой" - вовсе не личность и деяния Теда Банди. Тема - психологические зависимости в парах, где личность одного человека преобладает над личностью другого, где есть "ведущий" и "ведомый". Что бывает, если "ведущий" - человек плохой, и через какой ад приходится пройти "ведомому", чтобы разорвать порочную и болезненную связь. Впрочем, серьезного межличностного конфликта, противостояния в этой истории нет, поскольку Банди противопоставлен не столько Элизабет Клепфер, сколько обществу, обывателям в целом. Режиссер-документалист дотошно воспроизводит отдельные сцены из реальных съемок, запечатлевших настоящего Банди. Эфрон идеален в образе Теда. Опытнейший Джон Малкович в роли судьи ни на секунду не дает усомниться в своем актерском мастерстве, представляя образ мудрого, но справедливого вершителя судеб, а Джим Парсонс по меньшей мере забавен в попытке оторваться от навечно прилипшего к нему образу Шелдона из ситкома "Теория большого взрыва"... Но оппозицией Банди-Эфрону выступают не они, а подружка героини (Анджела Сарафян) и новый бойфренд (Хэйли Джоэл Осмент) - персонажи, катастрофически уступающие образу Банди.

Возможно, в том и была задумка авторов - сыграть на противопоставлении злодея-харизматика, упыря-обаяшки скучным и не шибко симпатичным обывателям. Но опять-таки - и это противопоставление остается в большей мере умозрительным, реального сильного конфликта в фильме Берлингера попросту нет. Если Банди-Эфрон похищает любую сцену, в которой участвует, то за бытом и алкогольной депрессией его бывшей наблюдать большей частью скучно. Не умаляя страданий девушки, давайте все-таки отдавать отчет в том, что они не идут ни в какое сравнение с тем, что выпало на долю замученных и убитых... тех, кого создатели "Красивого, плохого, злого" оставили за кадром. Многолетний путь Лиз мотивируется желанием того, чтобы Тед избавил ее, слабую и не уверенную в себе, от чувства вины. Короткая жизненная дорога десятков девушек и девочек оборвалась смертью.

В итоге "Красивый, плохой, злой" нельзя назвать плохим фильмом. Но из-за сознательного отказа от введения сильных конфликтов, из-за боязни погрузиться во внутренний мир маньяка и демонстрации страданий его жертв - по-настоящему хорошим это кино тоже назвать язык не поворачивается. Джо Берлингер снял просто еще одну картину, позволяющую взглянуть на историю Теда Банди чуточку под другим углом. Посмотреть ее разочек вполне можно хотя бы из-за игры Зака Эфрона, а вот пересматривать вряд ли потянет.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 2565.

ПОД ВОДОЙ

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 8 RSS

  • Спасибо, интересная резка!

    Байопики вынуждены излишне фантазировать, драматизировать, надумывать и наигрывать отношения, события, переживания и т.д. чтобы интерес был. Вот мой любимый байопик «Человек, который изменил все» обыгрывает харизму героя в исполнении Бреда Пита, хотя в реальности человек просто занимался анализом статистики и выстраивал команду из различных показателей. То есть изобрази его правдоподобно и 90% времени нам покажут человека, сидящего за компьютером и щёлкающего мышкой. Поэтому в принципе все байопики, как и наверное все слэшеры, все детективы и др. имеют свои законы жанра и что-то общее. Это одновременно и притягивает и отталкивает, в случае с «так сказал Чарли» чувствуется притяжение, а Банди почему-то отталкивает, лично меня.

    • Мне очень нравится байопик "Игра в имитацию". Но там соль в том, что этот фильм заставляет поверить в себя. Смотреть и пересматривать совершенно не скучно. Да, образ математика Алана Тьюринга сильно приукрасили, но это не вредит фильму, потому что он служит несколько иным целям.

  • Немного жаль конечно, но я так и думал. Возможно в случае с западным зрителем этот фильм хорошо срабатывает потому что они лучше нашего знают кем был Тед Банди. Для Джо Берлингера же наверное за счастье воссоздать во всех подробностях задокументированные сцены из жизни Банди... Смотреть значит стоит только поклонникам Зака Эфрона.

    • Возможно в случае с западным зрителем этот фильм хорошо срабатывает

      Ну, там фильм тупо Нетфликс купил, так что на какие-то мега-сборы в прокате, видимо, никто не рассчитывал.

      Смотреть значит стоит только поклонникам Зака Эфрона

      Нет-нет, кино вполне смотрибельно. Только не надо: а) ждать хоррора-триллера; б) ждать чего-то очень интересного.

  • Очень и очень жаль, что в фильме не была показана разчлененка и убийства. Это бы ещё больше вывело Эфрона из актёра для подростковых комедий да мелодрам. Увы и ах, все самое интересное, где именно и хотелось увидеть игру Эфрона осталось за кадром. Эфрон конечно не плохо сыграл, но не хватало ему жестокости и холодности. Только момент у клетки с собакой немного показывает его натуру и ещё, сцена, где он писал ответ на стекле в комнате телефонных свиданий, и все.... Жаль

    • Мне кажется, это связано именно с тем, что нам его показывали с точки зрения героини - она-то его не видела в другой ипостаси. Вот и нам решили ту сторону Банди не показывать.

  • Мне фильм понравился. Довольно быстро я просек, что режиссер не планирует показывать деяния Банди, сфокусировавшись на связи Тэда с его барышней и его поведении под стражей. В итоге вышла достаточно крепкая психологическая драма с хорошей актерской игрой. Я вообще не знаю, кто такой этот Зак Эфрон, впервые о нем услышал, но в Тэда он перевоплотился идеально. И, кстати, советую, кто не смотрел, глянуть 4-х серийную документалку про Банди от того же режиссера. Поначалу довольно скучновато, но где-то минут через 40 затягивает и не отпускает до финала. Ну и "Осмотрительный незнакомец", тв-фильм за 1986 год, тоже штука интересная, Марк Хармон также классно изображает Банди.

  • Не люблю фильмы про реальных серийных убийц, не интересуюсь их биографиями. Смотреть фильм не буду. Но спасибо за рецензию, интересно было почитать.

Пожалуйста, прочитайте "Правила общения в Зоне Ужасов"

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!