Новости

Лучшие фильмы Стюарта Гордона - выбор ЗУ

ТопКиноКомментарии: 7

На фоне панической истерии, порожденной новым коронавирусом, которая битком забила все новостные ленты, как-то осталась в тени, не привлекла особого внимания, не вызвала бурных обсуждений новость о смерти режиссера Стюарта Гордона. А жаль. Трудно поверить, что нас с вами больше беспокоит судьба какой-нибудь Надежды Бабкиной или британского премьер-министра, нежели безвременная кончина одного из заслуженных деятелей жанра.

Да, Стюарт Гордон никогда не был топовым режиссером, никогда не входил в когорту модных голливудских деятелей. Да, его работы не были отмечены большими наградами. Да, ему было 72 года и он уже более десяти лет как не снимал кино.

Но для людей моего поколения, чья любовь к хоррору началась в детстве и юношестве, в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого столетия, для нас творчество Стюарта Гордона и его друзей - продюсера и режиссера Брайана Юзны, сценариста Денниса Паоли, актера Джеффри Комбса и других - значит не меньше, чем, допустим, фильмы великих Уэса Крейвена (R.I.P.) и Джона Карпентера (долгих ему лет жизни).

На правах человека, которому посчастливилось в детстве увидеть пару фильмов Гордона на большом экране, на правах мальчишки, чье знакомство с жанром ужасов в формате VHS началось с его картины "Извне" - позволю себе вспомнить несколько лучших (разумеется, на мой взгляд) работ покойного мастера ужасов. Эти и многие другие фильмы Стюарта Гордона я - мы, надеюсь! - еще много раз будем пересматривать, поминая добрым словом человека, которых их создал.

Особое упоминание: Робот Джокс / Robot Jox (1990)


Сценарист: Стюарт Гордон, Джо Холдеман

В ролях: Гари Грэхэм, Джеффри Комбс, Дэнни Камекона, Йен Патрик Уильямс, Майкл Олдредж, Майкл Саад, Пол Косло, Роберт Сэмпсон, Стюарт Гордон, Хилари Мейсон, Энн-Мари Джонсон

Я выделю "Робота Джокса", поскольку это не хоррор, а самая что ни на есть фантастика. В девяностые годы Гордон, уже имеющий за плечами ряд успешных жанровых лент, предпринял несколько попыток прорваться в мэйнстрим. Первым таким опытом стал как раз "Робот Джокс", сценарий для которого наваял писатель-фантаст Джо Холдеман. Фильм этот одновременно и опередил свое время, и устарел на момент выхода. По сюжету картины в мире будущего, изрядно пострадавшем в результате ядерного конфликта, новообразованные государстива устраивают разборки в виде дуэлей между громадными роботами. Да-да, Гордон снял кино с гигантскими боевыми роботами еще в 1990-м, за много лет до "Трансформеров" и "Тихоокеанского рубежа"! Проблема, однако, оказалась в том, что СССР уже дышал на ладан, в то время как в "Роботе Джоксе" американцы и русские все еще были заклятыми врагами. Фильм вышел в ограниченный прокат, где демонстрировался всего лишь три дня. Как результат: кассовые сборы менее 1,3 миллиона долларов при бюджете в 10 "лямов".

"Робот Джокс" - один из тех двух фильмов Гордона, которые я пацаном смотрел в тверском кинотеатре "Металлург" примерно в тоже время и в том же возрасте, когда родители водили меня на "Терминатора" и "Звездные войны". Для меня-ребенка "Робот Джокс" казался ничуть не менее крутым фильмом. Да, вспоминая его теперь, я понимаю, что на момент выхода это кино уже было довольно наивным и не могло похвастать особо навороченными спецэффектами (спустя год вышел революционный в этом плане "Терминатор 2", спустя еще пару лет мир был поражен динозаврами из "Парка Юрского периода", а Гордон все еще использовал простенькие комбинированные съемки и кукольные модельки), но я и по сей день считаю это кино недооцененным, но все равно хорошим примером развлекательной боевой фантастики.

Вслед за "Роботом Джоксом" Гордон снял еще несколько не-хорроров: многие должны помнить антиутопию "Крепость" (Fortress, 1992) с Кристофером Ламбертом, а еще были семейная комедия "Волшебный костюм" (The Wonderful Ice Cream Suit, 1998) и фантастический боевик "Космические дальнобойщики" (Space Truckers, 1996) с бюджетмо в 25 миллионов долларов, Деннисом Хоппером и Стивеном Доррфом в главных ролях - ни один из этих фильмов не принес режиссеру успеха и славы.

Мастера ужасов / Masters of Horror (2005)


Сценарист: Деннис Паоли, Стюарт Гордон

В ролях: Эзра Годден, Кэмпбелл Лэйн, Джей Бразо, Чела Хорсдэл, Евген Воронин, Донна Уайт, Сьюзэн Бэйн, Терри Хаусон, Энтони Харрисон, Дэвид Найкл

Единственный в этом топе пример работы Гордона в телевизионном формате. В 2005 году он экранизировал рассказ Г. Ф. Лавкрафта "Сны в доме ведьм" для первого (и лучшего из двух) сезона сериала "Мастера ужасов". Проект кабельного канала Showtime и известного хоррор-фэна, сценариста и режиссера Мика Гэрриса был уникален для своего времени - каждый эпизод снимался как отдельный фильм, рассказывал отдельную историю, а работали над ними совершенно разные люди. Знаковым хоррор-деятелям был выделен (каждому) приличный бюджет и предоставлена полная творческая свобода, благодаря чему на свет и появился один из лучших телевизионных хоррор-проектов не только 2000-х, но и вообще в истории жанра.

Сегмент, снятый Гордоном, не был лучшим в первом сезоне (те эпизоды, которые представили Дарио Ардженто, Джон Карпентер и Такаси Миике - по моему мнению, вне конкуренции), но и худшим тоже точно не был (слабее всего выступили как раз Гэррис и еще, пожалуй, Тоуб Хупер). В целом же Гордон подтвердил свой статус одного из лучших экранизаторов Лавкрафта, благо что над сценарием потрудился давний друг и соавтор Стюарта - Деннис Паоли.

До "Мастеров ужасов" Гордон успел поработать над сериалом "Дорогая, я уменьшил детей", а позже снял один из сегментов "Воплощения страха" - проекта, который Мик Гэррис сделал для эфирного канала NBC по лекалам "Мастеров...", но с поправкой на меньшую творческую свободу в демонстрации всякой жести. Гордон и здесь в грязь лицом не ударил, однако это шоу такого успеха, как "Мастера...", не имело.

Извне / From Beyond (1986)


Сценарист: Деннис Паоли, Брайан Юзна

В ролях: Барбара Крэмптон, Джеффри Комбс, Кен Фори, Кэролайн Пёрди-Гордон, Тед Сорел

Этот фильм был второй полноценной режиссерской работой Гордона в кино, а сняли его по пятам успеха первого фильма - "Реаниматора", буквально через год. Концепт был схож - обе картины являлись адаптациями классических историй Лавкрафта, над обеими работала, по сути, одна команда: Гордон в режиссерском кресле, Деннис Паоли в качестве основного сценариста, оператор Мак Альберг, композитор Ричард Бэнд, продюсер Брайан Юзна... Даже главные роли достались тем же Джеффри Комбсу и Барбаре Крэмптон.

А еще этот фильм стал для меня одним из первых, посмотренных на видеомагнитофоне: в те годы такую технику еше далеко не все могли себе позволить, у моей семьи "видака" не было, зато он был у семьи моего одноклассника Игоря, который как-то раз и позвал меня и еще одного учившегося с нами мальчика к себе домой. Там мы и посмотрели два "ужастика" (если помните, в те годы "пираты" записывали обычно по два фильма на одну кассету). "Извне", будучи не только более чем вольной экранизацией рассказа Лавкрафта, но и весьма недурным боди-хоррором, произвел на меня особо "приятное" впечатление.

Дагон / Dagon (2001)


Сценарист: Деннис Паоли

В ролях: Брендан Прайс, Макарена Гомес, Ракель Мероньо, Уксия Бланко, Франсиско Рабаль, Эзра Годден

Пожалуй, именно "Дагон" является наиболее памятной и знаковой для современного зрителя работой Гордона. Как-никак, эту ленту включают практически в любой топ лучших экранизаций Лавкрафта. И вновь в сценаристах Деннис Паоли, вот только актеры и продюсеры совсем не те, с которыми Гордон работал в начале своей карьеры. А все дело в том, что сценарий Паоли, написанный еще в восьмидесятые, не брали в разработку - продюсеров смущали "рыболюди", вместо которых те хотели видеть более традиционных оборотней или вампиров. В итоге Гордон нашел компаньонов в Испании, а "Дагон" стал одним из первых заметных проектов тамошней студии Fantastic Factory, позднее преобразившейся в довольно известную кинокомпанию Filmax. Каст "Дагона" составили местные актеры (одного из них, Эзру Годдена, Гордон потом пригласит поработать над "Мастерами ужасов"), а снималось все в испанской деревушке.

Испанский кинопром в начале 2000-х был куда более слаб, чем ныне. Собственно, сотрудничество с теми же Гордоном и Юзной, имевшими за плечами серьезный опыт в Голливуде, здорово помогло становлению испанцев на ниве жанрового кино - уже к середине десятилетия та же студия начала выпускать фильмы молодых и талантливых Пако Пласа и Жауме Балагуэро, которые позднее, набравшись опыта, выдадут международный хит "Репортаж". Но все это потом, а тогда "Дагон" получился крепким хоррором direct-to-video, с симпатичными практическими эффектами и гримом, хорошим и страшным сценарием, посредственной игрой испанских актеров и убогой даже для 2001 года компьютерной графикой - без слез сцены с нею просто невозможно смотреть.

Я безусловно являюсь большим поклонником "Дагона" и периодически пересматриваю эту картину, но в моем персональном топе фильмов Гордона она все-таки занимает не первое место именно по причине названных недостатков.

Инквизитор: Колодец и маятник / The Pit and the Pendulum (1991)


Сценарист: Деннис Паоли

В ролях: Барбара Боччи, Бенито Стефанелли, Джеффри Комбс, Кэролин Пёрди-Гордон, Лэнс Хенриксен, Марк Марголис, Рона Де Риччи, Стивен Ли, Том Таулз, Уильям Дж. Норрис

За первое место моего топа любимых фильмов Стюарта Гордона мог бы побороться снятый по мотивам рассказов Эдгара Аллана По (да, Гордон экранизировал не только Лавкрафта) "Колодец и маятник", который мне почему-то с детских времен запомнился под названием "Великий инквизитор". Помимо любимой команды в составе Гордона (режиссер), Паоли (сценарист), Бэнд (композитор), Комбс (актер) картина эта запомнилась еще и благодаря отличному перформансу великолепного Лэнса Хенриксена - роль инквизитора Торквемады, фанатика и садиста, была словно создана для харизмы Хенриксена, который тут в кои-то веки находится не на втором плане, а практически солирует.

Фильм отличает определенная наивность и простота, но в тоже время он затрагивал серьезные темы (религиозный фанатизм, использование служебного положения, грехопадение), а некоторые его сцены дадут форы многим современным образцам хоррора. Как не вспомнить эпизод, когда Торквемада, истязавший несчастную простолюдинку, к которой воспылал запретной страстью (мотив, несомненно почерпнутый сценаристами в истории горбуна собора Парижской Богоматери), в ответ на обвинения клянется, что, мол, пусть Господь лишит его языка, если он врет - и у него начинает хлестать кровь изо рта? Или сцена, в которой главного героя пытают раскаленным стулом, а тот делает вид, будто бы орудие пытки не работает - смеется, шутит, и только по дрожанию щиколоток можно понять, что на самом деле несчастный испытывает адские муки!.. Я смотрел "Колодец и маятник" в кино, ребенком (вряд ли мама догадывалась, насколько жестким окажется этот фильм, когда вела меня его посмотреть), и он произвел на меня мощнейшее впечатление.

Реаниматор / Re-Animator (1985)


Сценарист: Деннис Паоли, Уильям Норрис, Стюарт Гордон

В ролях: Барбара Крэмптон, Брюс Эбботт, Джерри Блэк, Джеффри Комбс, Дэвид Гейл, Кэролайн Пёрди-Гордон, Роберт Сэмпсон, Ян Патрик Уильямс

Но первое место по совокупности всех факторов, как субъективных (вроде моих личных пристрастий), так и объективных (успешность, влияние на жанр в целом) все же стоит отдать "Реаниматору". В 1985 году в США этот малобюджетный хоррор от никому тогда неизвестных кинодеятелей стал маленькой сенсацией, собрав за 17 дней проката в 185 кинотеатрах более 2 миллионов долларов при бюджете в 900 тысяч.

Фильм и по сей день остается для меня образцом комедии ужасов восьмидесятых. В чем отличие комедийных хорроров той эпохи от тех, что снимают нынче? В том, что хоррора в них тогда было больше, а сейчас заметен явный перекос в комедию. На самом деле для многих юных зрителей, да и вообще зрителей того периода ироничность "Реаниматора" оставалась малозаметной (нечто подобное имело место и в случае с "Техасской резней бензопилой" Тоуба Хупера, весь юмор которой аудитория в свое время пропустила мимо глаз, отвлеченная шокирующим содержанием).

Джеффри Комбс, разумеется, прекрасен в образе одержимого молодого ученого Герберта Уэста, Дэвид Гэйл зловещ и противен как соперник Уэста доктор Хилл, Брюс Эбботт и Барбара Крэмптон очаровательны и милы, мертвецы оживают, кровь льется рекой, Ричард Бэнд пишет музыкальную вариацию гениальной темы из "Психо", которая становится визитной карточкой фильма. Фильм был полон отсылок к классике жанра во главе с "Франкенштейном", получил два сиквела (оба снял Брайан Юзна, и оба заметно уступали оригиналу) и послужил основой для нескольких пародий, включая порнографического Re-Penetrator'а.

Не зря Стюарт Гордон, когда его карьера кинорежиссера фактически подошла к концу (а он, увы, фактически ничего не снял после сегмента для сериала "Воплощение страха"), вернувшись в театр, где когда-то начинал свой творческий путь, поставил в виде мюзикла версию именно "Реаниматора", а не какого-то другого своего фильма.

Безусловно, в фильмографии режиссера могут найтись картины, которые вы лично считаете более достойными включения в такой топ, чем некоторые из тех, что подобрал для него я. Упомянуть стоит по меньшей мере еще такие картины как "Куклы" (Dolls, 1986), "Урод в замке" (Castle Freak, 1995), "Король муравьев" (King of the Ants, 2003) - они пользуются не менее культовой славой, чем названные выше. А какие из фильмов Стюарта Гордона больше всего любите вы?..

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1625.

Темы этой статьи

Чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео, подписывайтесь на наши страницы Вконтакте, Facebook, Twitter и на наш Telegram.

Комментариев: 7 RSS

  • А вот я бы в "Мастерах" скорей "Черного кота" выделил. Все же рассказ Лавкрафта в телеадаптации здорово обеднился, а вот в "Коте" и сюжет весь бережно сохранили, и любопытно переплели с реальностью. Как по мне, это вообще лучшая из экранизаций данного рассказа.

  • К сожалению, я не очень "насмотренный" любитель ужасов. Но "Сны в ведьмином доме" поразили в свое время.

  • Дагон - один из любимейших фильмов, очень впечатлил в свое время. Жаль, что на тв его никогда особо не показывали. И как хорошо, что режиссер не пошел на уступки и не стал скатываться в банальщину (вампиры и оборотни). Рыболюди по-настоящему жуткими получились

  • "Дагон" и "Урод в замке" самые любимые, "Извне" замыкает топ-3

  • "Re-Penetrator", хаха.

    RIP Гордон, "Реаниматор" - один из лучших комедийных хорроров в истории.

    А самая недооцененная его вещь, по-моему, "Король муравьев". Явно снятый за копейки мрачный жесткий триллер.

Чтобы оставить комментарий, нужно войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте. Не волнуйтесь, это совсем не сложно. И да, у нас можно зарегистрироваться через социальные сети: Вконтакте, Фейсбук, Твиттер, Гугл+.
Кстати, наш официальный паблик Вконтакте тоже ждет вас!