Новости

Выйти из сумрака: что убивает франшизу "Астрал" и как её спасти

КиноКомментарии: 13

В прошлом году 76-летняя звезда франшизы "Астрал" Лин Шэй не раз намекнула на то, что в скором времени Blumhouse разродится вот уже пятым фильмом серии. Удивляться здесь нечему: четвертая часть с подзаголовком "Последний ключ" хоть и была заслуженно оплёвана критиками, но собрала рекордную для своего заголовка кассу. Впрочем, и первые три фильма выступили в прокате более, чем хорошо.

Так чем же так удручает новость об очередном продолжении лично меня, в 2011 году покинувшего кинозал с первым "Астралом" с широкими, как блюдца, глазами, и надолго записавшего фильм в число любимых хорроров? Говоря простым слэнгом интернета — франшиза "скатилась". Каждая новая серия забивает новые гвозди в крышку гроба великолепной первой части и понижает её ценность как самостоятельного, качественного и в немалой степени значимого для жанра произведения. Каждый хоррор Джеймса Вана неизменно порождал собственный культ и, как вытекающее, тонны блеклых подражателей, клепающих поделки в том же стиле — и "Insidious" (как называется фильм в оригинале) здесь не исключение.

В этом материале я хочу предложить сугубо личное мнение: вы с ним можете быть не согласны или можете его поддержать, для этого у ЗУ и есть колонка с комментариями. Обсудим, что же убивает такую славную франшизу, как "Астрал", и как продюсеры, режиссеры и сценаристы могли бы постараться и сделать её "great again". Если вам понравится такой формат и захотите почитать нечто подобное и про другие хоррор-серии — не забудьте рассказать об этом. Поехали!

Персонажи

Что убивает:

Джош и Рене Ламберты из первого фильма были самой стандартной для жанра "счастливой американской семьей" с тремя детьми — они смеются без причины, желают друг другу спокойной ночи и шутят, собираясь на работу. Что сделало их привлекательными для зрителя и почему за них действительно хотелось переживать? Во-первых, их сыграли замечательные актеры: "химия" между Патриком Уилсоном и Роуз Бирн чувствуется с первых же минут, да и юный Тай Симпкинс в роли "застрявшего" в ином мире Долтона не отстает от старших. Во-вторых, мы стали свидетелями того, как крепкая семья, в которой сильна взаимная любовь, сталкивается с необъяснимым и смертельно опасным ужасом — и изо всех сил "болели" за то, чтобы всё разрешилось. Сиквел продолжил историю Ламбертов и окончательно завершил её, закрыв все вопросы (это, на мой взгляд, было неудачным решением, но об этом позже). Триквел переадресовал нас к другой, никак не связанной со знакомой нам, семье, уже с чуть меньшим составом. Тем не менее, сценарист Ли Уоннелл организовал эмпатию к героям и на этот раз, наделив главную героиню драматической линией с потерей любимой матери и ограничив её физические возможности сюжетным поворотом в начале. К сожалению, на четвертую часть интереса у Уоннелла не хватило: две племянницы экстрасенса Элис Рейнер оказались не только невзрачными, но и попросту глупыми девицами, коим место скорее в третьесортном слэшере о летнем лагере. У них практически нет бэкграунда, это безынтересные статистки, которые выполняют классическую задачу всех damsel in distress "поорать как можно громче" — и то, что они совершенно не запоминаются зрителю, не вызывает никакого удивления.

Как спасти:

Нам нужны прописанные и, возможно, близкие к зрительской аудитории персонажи — те, с кем легко ассоциировать себя даже без дополнительных пояснений и без глубоких погружений в предысторию. Первый "Астрал" хорошо сработал на том, что в ловушку темных сил угодил беззащитный ребенок: как насчет того, чтобы сделать героями пятой части группу детей? Может быть, это будут сдружившиеся школьные изгои, как в "Оно", может быть, заинтересованные потусторонним миром гики, как в "Очень странных делах" или простые "уличные" ребята, которые друг за друга готовы стоять горой — черпаем вдохновение из "Середины 90-х". Не забываем прописать их взаимоотношения с родителями, чтобы не получилось ерунды, как в "Слэндермене", где после череды трагических происшествий в городе старшему поколению как будто бы было плевать на юных героинь, которые полфильма шляются по ночным улицам. При желании можно сыграть на главном герое карту с потерей кого-то из близких, но это может показаться штампом, так что можем оставить всё как есть. Даешь новое поколение "Астрала"!

Спекс и Такер

Что убивает:

Парочка неуклюжих "охотников за привидениями" из первого фильма не только разбавляла чересчур мрачное действие забавными выходками, но и позволила Ли Уоннеллу засветиться в ярком и самоироничном камео вместе с товарищем Энгусом Сэмпсоном. Рассчетливый "ботан" и его бородатый друг-остолоп — идеальная группа поддержки для решительной Элис! К сожалению, с этим составом Уоннелл заигрался. Чем дальше в лес — тем более плоскими становились шуточки Спекса и Такера, а в четвертой части дуэт ломает настолько фальшивую комедию, что сбрасывает на ноль все и без того слабые попытки испугаться предшествующими ей хоррор-эпизодами.

Как спасти:

Долой обоих! За разрядку жуткой атмосферы пусть отвечает кто-нибудь из растерянных от встречи с неестественным злом главных героев. Если персонажи Уоннелла и Сэмпсона и заглянут в новый фильм, то не более, чем на минуту: достаточно для того, чтобы повеселить лояльную аудиторию, но недостаточно для того, чтобы опять закатить глаза в ожидании очередной порции их фирменного "петросянства".

Призраки и демоны

Что убивает:

Представьте рядом Огненнолицего демона из первой части и Ключника из четвертой. Кто из них выглядит более нелепым? Вопрос с подвохом: нелепо, на самом деле, смотрятся оба, вот только Огненнолицый за счет своего в общем-то неожиданного появления вызывал первобытный ужас (а красные пятна на его лице ассоциировалась с окраской ядовитого каракурта), а Ключник смог вызвать лишь недоумение. Пугающая старуха из первой части сбросила всю загадочность четким определением во второй — ну и на кой черт было превращать реально жуткого призрака в деда-маньяка со страстью к переодеванию? Блоха и Харриса на вас нет! Сиквел вообще во многом сорвал всю вуаль пугающей необъяснимости с первой части, и объяснение всех сверхъестественных явлений не пошло ей на пользу — из-за второй главы пропадает желание пересматривать первую. Плохо пошло дело и с фоновыми "бугименами". На смену жутким улыбающимся людям, словно материализовавшимся с винтажных фотографий прошлого века (гениальная находка!), пришли самые банальные фрики, словно ошибшиеся дверью с "Американской историей ужасов" — и это было действительно обидно.

Как спасти:

Пару недель старательно изучаем интернет-форумы с крипипастами и пытаемся понять, какие паранормальные явления и существа пугают современную публику. За эту плодотворную тему несколько лет назад удачно ухватился Ник Антоска с "Нулевым каналом", но сорвался на четвертом сезоне. Избегая заезженного и категорически не переносящего кино-формата Слендермена, обратим внимание на "новичков": к примеру, на Дорогого Дэвида или на Человека с перевернутым лицом. Вот такой вроде бы простой, но прекрасно работающей хоррор-начинки "Астралу" и не хватает для полноценного наполнения. Только, пожалуйста, не бросайтесь в объяснение всех паранормальных явлений — это вам не документальный фильм, а страшный хоррор.

Хоррор-приемы

Что убивает:

Если верить Уоннеллу, при работе над скриптом первой части он держал под рукой сборник популярных ходов фильмов ужасов — специально для того, чтобы в собственной работе избежать самых заезженных штампов. Ото всех увернуться, конечно же, не удалось — это не беда, оригинальные истории закончились еще в античности — но задумка сыграла автору сценария на руку. Во время разработки третьего фильма Уоннелл занял еще и режиссерскую позицию — искать новые идеи уже не хватало времени и сил, так что Ли начал понемногу повторяться. О "пугательных" приемах "Последнего ключа" говорить даже и не хочется: это скримеры уровня безделушек для VOD, где фирменные фишки "Астрала" уже не цитируются, а нагло плагиатятся, а корявый монтаж ломает и без того беззубые попытки раздразнить аудиторию громкими звуками. Стоит ли говорить, что его создание было продиктовано лишь желанием ухватить еще больше денег в кассе?

Как спасти:

Сажаем сценариста (нового, Уоннеллу пора переключиться на что-то другое) учить матчасть: пусть докапывается до истоков американских страхов, вспоминает, чем именно пугали "Ребенок Розмари", "Полтергейст", "Невинные" и другая жанровая классика. Сократим ему работу и скажем, что страшное всегда можно вытянуть из повседневности — и быт американцев предполагает достаточно оснований для того, чтобы разогреть тревогу и без выпрыгивающих из-за угла монстров. Пересматриваем гуру подсознательного ужаса Дэвида Линча и пускаем "второй линией" страх, вызванный одиночеством ("Шоссе в никуда"), страх перед неизбежностью (начало "Малхолланд Драйв"), страх неизвестного ("Твин Пикс") — в общем, не боимся экспериментировать. "Того же самого", что было в серии до этого, нам уже хватило — а загадочный и необъяснимый мир Далей, куда попадают герои "Астралов", годен на куда большее, чем аттракцион из визжащих по очереди призраков.

Источник: Зона Ужасов. Просмотры: 1079.

Темы этой статьи
In HorrorZone We Trust:

Нравится то, что мы делаем? Желаете помочь ЗУ? Поддержите сайт, пожертвовав на развитие - или купите футболку с хоррор-принтом!

Поделись ссылкой на эту страницу - это тоже помощь :)

Еще на сайте:
Мы в соцсетях:

Более 17,000 человек подписаны на наши страницы в социальных сетях. Подпишитесь и вы, чтобы не пропустить важные новости, конкурсы, интересные статьи, опросы, тесты и видео!

Комментариев: 13 RSS

  • Мне статья весьма понравилась. Только предложенные методы "спасения", как мне кажется, приведут к тому, что просто оригинальный самостоятельный хоррор будет, который совсем не обязательно к франчайзу привязывать.

  • Не нужно убирать Спекса и Такера, это наоборот свежий воздух. Они добавляют изюминку в фильмах нашего любимого жанра. Забавно смотреть на двух недотёп, и они разбавляют накал пугающего в фильмах. В картинах где хлещат скримеры, порой можно и поржать над ихними стараниями))

  • Для меня "Астрал" умер после третьей части. Я сначала долго его игнорировал (наверное чувствовал что название спойлерит), но потом как-то посмотрел за короткий промежуток времени первые два фильма. И по-моему "Астрал" как дилогия прекрасен.

    Возможно я бы посмотрел новый фильм если бы дом из первого фильма и его бэкграунд вернулся, но это не точно.

    Материал интересен.

    На мой личный взгляд неудачным решением было дальнейшее построение франшизы вокруг Элис, персонажа Лин Шэй: "Астрал" стал внебрачным ребёнком "Заклятия".

    • Вот к Лин Шэй как раз претензий нет, она уже стала "визитной карточкой" франшизы. Четвертый фильм по актерской части тащит исключительно она. Так что если она снова вернется в пятом фильме на роль второго плана, то будет только хорошо.

      • к Лин Шэй как раз претензий нет

        Так и у меня нет, я про её персонаж. Пожалуй если бы я делал третью часть я бы сделал её главным антагонистом...

  • Вымучивание надуманных сценариев новых серий – вот что убивает франшизу. По мне так и вторая часть была не нужна. Единственное, что тут можно сделать – закончить франшизу и переключиться на что-то другое.

  • Призраки и Демоны

    Можно ведь нахватать персонажей из "13 привидений"(яркая там есть нечисть) или на худой конец выковырять кого-нибудь из "Хижины в лесу"

  • Думаю,дальше продолжать не стоит.Хватило и трилогии

  • Ну если ты знаешь, как лучше и что к чему, там напиши сценарии и отправь им :)

  • Хочу ещё продолжений!)) История Элис насыщена потусторонними событиями. Их стоит грамотно показать, а дуэт комиков не нужен.

В Зоне Ужасов зарегистрированы более 6,000 человек. Вы еще не с нами? Вперед! Моментальная регистрация, привязка к соцсетям, доступ к полному функционалу сайта - и да, это бесплатно!